В минувшее воскресенье удалось более-менее выспаться. Проснувшись в 11, я выглянул за окно. Моросил мерзкий дождик, на улице сырость.
Созваниваемся с
d_a_ck9.
- Ну что, едем?
- Даа, конечно, поехали, что дома сидеть!
Мы встретились на Киевском шоссе сразу после МКАДа и выдвинулись к объекту на двух машинах. Несмотря на дождь, день обещал быть интересным!
Добрались примерно за час, заезжаем на территорию. Вскоре замечаем впереди шлагбаум со столбом, на котором висят фонарь и камера наблюдения. Помня о действующем центре связи на территории, решили дальше не соваться и оставить машины прямо здесь.
Пока попили чайку из термоса - погода поменялась прямо на глазах! А в районе Наро-Фоминска крупными хлопьями падал снег, но правда, сразу же таял на земле. Теплый апрельский денек!
Проходя мимо зданий, часто видим закрытые гермодвери с надписью о коэффициенте ослабления радиации.
Cистема противоракетной обороны Москвы А-135 предназначена для «отражения ограниченного ядерного удара по российской столице и центральному промышленному району».
Разработка началась в 1971 году. Принята на вооружение в 1995 году. Военно-техническая концепция А-135 предусматривала:
поражение боеголовок межконтинентальных баллистических ракет противника противоракетами с ядерными боезарядами (вместо безъядерных в системе А-35);
использование двух эшелонов перехвата целей: противоракетами дальнего действия на больших высотах вне атмосферы и противоракетами меньшей дальности в атмосфере;
селекция (различение) тяжелых боеголовок МБР от легких ложных (маскирующих) целей возлагалась на стрельбовые радиолокаторы. (wikipedia)
На территории расположено 6 "шариков" - два из них побольше, а остальные поменьше в диаметре. В нишах когда-то стояли трансформаторы, дающие электроэнергию для антенны.
Обходим сооружение вокруг. Масштаб очень впечатляет! Мы идем по грунтовке, но вообще между всеми объектами проложена асфальтовая дорога.
Заходим в ангар неподалеку. В нем стоит разобранная техника - грузовик с автобусом.
На полу валяются разбитые стекла.
Разрушенное здание котельной и кирпичная труба. В тридцати метрах за забором располагается действующая электростанция - возможно, когда-то она питала весь объект.
Поднимаемся на крышу котельной.
Рядом с гаражами валяется цистерна бензовоза.
Заходим в гараж. На полу растет мох. Сверху - надпись про опасность угарного газа.
В большой шарик все входы закрыты на замки либо наглухо заварены. Кстати, когда шли мимо него обратно, слышали внутри какой-то гул, похожий на работу трансформатора. Но люди вроде бы утверждают, что внутри там пусто. В четыре маленьких шарика вход свободный, двери открыты, хотя на петлях висят новые замки.
В первый шарик решили не лезть, а отправились в бункер неподалеку. Многие гермодвери целые, их замки в рабочем состоянии. За этой находится аварийный выход на поверхность через шахту.
Здесь же когда-то находились установки вентиляции, а на полу валяются ржавые воздушные фильтры. Некоторые части бункера немного затоплены, уровень воды около 20 сантиметров.
Выбираемся наружу и идем к шахтам противоракет.
Изначально здесь была одна из позиций системы А-35 ПРО Москвы, где находилось 16 ракет А-350Ж (5В61Ж).
Впоследствии ее переоборудовали под размещение дальнего компонента системы А-135, где содержалось 8 ракет 51Т6 "Азов", призванных осуществлять перехват баллистических ракет противника за пределами атмосферы.
По неподтвержденным данным, ракеты оснащены термоядерными зарядами мощностью 1-2 Мт. В 2002-2003 годах были изъяты из шахт в связи с истечением срока службы. (wikipedia)
В настоящее время створки шахт наглухо заварены, а рельсы, по которым они должны были отъезжать в стороны - демонтированы.
Большое здание между вторым и третьим локаторами.
Судя по "выхлопным" трубам, здесь когда-то находились дизель-генераторы, хотя я могу и ошибаться.
Обе гермодвери исправны и закрыты на замки. Толщина второй, конечно, впечатляет. Интересно, что же скрывается за ними внутри?
Вокруг полно различных люков, ведущих под землю. Некоторые из них даже открыты. Хотя внутри было более-менее сухо, лезть туда мы не решились.
Залезли на крышу генераторной. Вид на второй "шарик".
В левой верхней части фото виден холм бункера действующего узла связи. Там же находится шлагбаум с камерой, возле которого припаркована машина и куда мы не стали идти.
Судя по вентиляционным шахтам, а также по столбам ограждения с отсутствующей "колючкой", внизу под землей еще много интересного!
Дверь с другой стороны генераторной.
"Господа и товарищи! Данное здание находится под сигнализацией, в случае ее срабатывания сюда прибудет дежурное подразделение и милиция".
Видимо, есть что охранять.
Идем дальше, погода портится. Справа от нас очередной бункер, в который мы решаем заглянуть.
Опять коридоры, опять гермодвери. Ничего особо интересного, хотя в помещениях кое-что уцелело.
Заходим внутрь шарика. На полу валяются разбитые приборы, остатки оборудования, рассыпана куча транзисторов.
Увидели вход в аккумуляторную. Табличка, что курить нельзя, ибо взрывоопасно.
На полке возле двери стоит раствор питьевой соды, предназначенный для нейтрализации воздействия кислоты, который неизвестный рядовой Кулиев приготовил сколько-то лет назад...
А вот и само помещение аккумуляторной. Много стеклянных емкостей с кислотой, в которых лежат металлические пластины. Из-за сильного запаха паров кислоты мы сразу же ушли оттуда.
По лестнице с очень крутыми ступеньками поднимаемся на самую крышу.
Горящее табло сигнализировало об излучении локатора, опасного для жизни.
Шахта лифта и лестница вниз. Сам лифт давно отсутствует.
Основание, на котором когда-то располагалась огромная антенна.
Сам шарик высотой около 20-25 метров, сделан из стеклопластика, прозрачного для радиоволн, а внутри ну просто нереальная акустика! Любой звук, каждый шаг и скрип песка под ногами отдается многократным эхом... В общем, словами не передать, надо побывать внутри самому!
Выходим на крышу и осматриваемся.
Ракетная шахта
d_a_ck9 фотографирует окрестности
Остатки непонятного пульта (или чего-то еще) на крыше. За шариком, который находится посередине, виднеется основание еще одного, но на фото практически незаметно.
Спускаемся вниз. Уцелевший короб для какого-то электрооборудования, большинство их спилили на металл.
Ну что же, взглянем еще раз на все четыре шарика - и пора возвращаться домой!
Место интересное, а территория достаточно большая. Думали, управимся за пару часов, а в итоге гуляли там часов шесть, и то, уверен, далеко не все посмотрели.
Придется как-нибудь приехать еще раз! :)