Итак, 6 (18) декабря майор Шенк наконец-то доставил Макдональду приказ к отступлению. В тот же день маршал отправил обозы на Тильзит и Мемель. 7 (19) декабря из Бауска выступила дивизия Гранжана (16 батальонов пехоты), к которой присоединилось пять эскадронов прусской кавалерии (суммарно - около 8 тысяч человек). В тот же день выступила колонна командира прусской кавалерийской дивизии генерал-лейтенанта Фридриха Массенбаха в составе шести батальонов и десяти эскадронов (порядка 4 тысяч) при двух артиллерийских батареях. К этой колонне присоединился маршал Макдональд со своей главной квартирой. Третья колонна (13-14 батальонов и 4 эскадрона - около 10 тысяч человек и 4 артиллерийских батареи) под руководством командира прусского вспомогательного корпуса генерал-лейтенанта Йорка выступила из Митавы 8 (20) декабря.
или
открыть полную карту 1700х1575 в новом окне Рижский военный губернатор генерал-адъютант Паулуччи, узнав утром о начале отступления, выступил с 2 500 солдат и к вечеру атаковал город. Прусские арьергарды удерживали позиции до часа ночи 9 (21) декабря, после чего оставили позиции и ушли вслед за колонной Йорка. Большую часть рижского гарнизона (7 113 пехоты, 1 446 кавалерии и 3 лёгкие артиллерийские роты) Пуалуччи подчинил генерал-лейтенанту Левизу для преследования неприятеля, сам же, оставив в Митаве 500 человек, двинулся к Мемелю. На первый взгляд, странное разделение - отдать большую часть войск и преследование основных сил неприятеля подчинённому. Но Фёдор Федорович (он же - Фридрих) был и старше по званию, да и реально командовал этими войсками задолго до прибытия в Ригу итальянца.
Но вернёмся к корпусу Макдональда. Если арьергард только покидал Митаву в ночь с 8 на 9 (с 20 на 21) декабря, то передовые части колонны Йорка в это время достигли Зеге-Платона, а к концу дня вышли к Янишкам. Средняя колона шла с опережением в дневной переход: 7 (19) декабря была в Зеге-Платоне, 8 (20) - в Янишках, а 9 (21) - в Мешкуце. Дивизия Гранжана опережала главную квартиру Макдональда ещё на переход, прибыв в Шавли. До Тильзита, где предполагалась переправа через Неман, оставалось ещё 6 переходов.
Между тем русские отряды уже пересекли маршрут корпуса.
Генерал-майор Дибич, полагая, что противник держит путь к Мемелю, стремился туда. 7 (19) декабря его отряд прошёл Россиены. 8 числа прибыл в Нимокшты. При этом часть отряда, под командованием полковника Сухозанета заняла Кельме. 9 (21) декабря Дибичь перешёл к местечку Лавкову, а Сухозанет - в Ретово. Таким темпом он мог уже к вечеру следующего дня выйти к Мемелю, но никаких признаков вражеского корпуса обнаружить не удалось. На настоящем же маршруте противника (между Кельме и Россиенами) остался Сводный гусарский полк, задачей которого ставилось обеспечение сообщения отряда с армией.
Полковник Альбрехт вышел к Лукинкам, так же, пока не имея контакта с противником.
Генерал-адъютант Голенищев-Кутузов 8 (20) декабря вышел к Юрьеву, а на следующий день пересёк границу Пруссии, переправился через Нёман и вышел к Троппонену. Авангард его отряда, под началом полковника Тетенборна, после небольшой стычки, занял Тильзит. О масштабах боя говорит сотня пленных и одно захваченное орудие. Так же в городе обнаружены обширные магазины и 800 человек в госпиталях.
Таким образом, дорога, по которой намеревался пройти Макдональд, уже была перехвачена. Проблема, однако, состояла в том, что перехват этот осуществляли относительно небольшие кавалерийские отряды, противостоять целому неприятельскому корпусу (или даже одной из его колонн) не способные. Генерал-майор Властов ещё только шёл на соединение с Голенищевым-Кутузовым. Главные же силы армии Витгенштейна 8 (20) числа имели отдых в Вилькомире, а 9 (21) подвинулись к местечку Шатам и теперь уже не имели преимущества перед дивизией Гранжана в дистанции до Тильзита.
Учитывая то, что авангард Властова далеко оторвался от армии, его передавали в подчинение Голенищеву-Кутузову. Выделялся новый авангард, под началом генерал-майора Васлия Фёдоровича Шепелева. В его состав включили Тенгинский пехотный и 25 егерский полки, 6 орудий конной артиллерийской роты №23, Сводный гвардейский и Сводный драгунские полки. Последние два, правда, находились под Лукинками с полковником Албрехтом, так что в авангард входили пока номинально.
Так же от армии была отделена 14-я дружина Санкт-Петербургского ополчения, оставленная в Вилькомире для охраны учреждённого здесь госпиталя.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Продолжение оглавления темы Наполеоника