15 (27) ноября 1812 года. Окружение дивизии Партуно. Часть 3. Ошибка майора Жуайе

Mar 08, 2019 18:47


«Ему встретилось место, где дорога разветвлялась на две, и он не знал ни той, ни другой. Но он не мог не знать (потому что он шел из Борисова), что Березина у него слева; из этого он мог заключить, что для того, чтобы попасть в Студянку, лежащую на этой реке, нужно идти по левой дороге. Он сделал как раз наоборот и, машинально следуя за несколькими вольтижерами, шедшими впереди него, пустился по правой дороге и попал в середину многочисленного русского войска Витгенштейна.

Между тем простой батальонный командир, командовавший арьергардом дивизии, имел достаточно здравого смысла, чтобы пойти по левой дороге только потому, что она приближала к реке, и присоединился к маршалу Виктору близ Студянки.»

(Полковник Жан Батист Антуан Марселен де Марбо
командир 23-го конно-егерского полка)




или открыть полную карту 4050х4250 в новом окне

Упомянутый выше «простой батальонный командир» это майор Жуайе, командовавший 4-м батальоном 55 линейного полка. Оставленный в арьергарде для разрушения моста через реку Цха (Сха), он, пошёл не «верхней» дорогой, по которой ушла дивизия, а «нижней», идущей в пойме Березины. И благополучно выбравшийся к своим в то время, как Партуно безуспешно пытался прорваться через Старо-Борисов. В итоге 213 человек, стоявших под его началом, стали единственными солдатами 12-й дивизии, сумевшими присоединиться к корпусу Виктора.

Вот только с выбором дороги, скорее, ошибся Жуайе, а не Партуно. Путь, избранным им, являлся старой Виленской дорогой (примерно совпадающей с нынешними улицами Красноармейской и Заречной). Ключевой тут эпитет «старая». Новая дорога взамен её была построена не случайно. И не случайно известна так же, как «верхняя», так как проходила по возвышенностям, а не ныряла в пойму Березины со всеми вытекающими последствиями. Сомнительно, что на фоне осеннего паводка (вспомним, что сапёры жаловались на поднимающийся уровень воды) нижняя дорога оставалась пригодной для движения такого крупного соединения, как дивизия.

Даже для Жуайе она оказалась малопригодной - в какой-то момент, увидев огни Малого Стахова, майор свернул с торной дороги и повёл батальон напрямик. Чем, собственно и спас своих людей второй раз. Ибо нижняя дорога всё равно выходила к Старо-Борисову (метрах в пятистах к западу от усадьбы). Даже если позиции авангарда Властова и не перекрывали в начале боя эту лазейку (в дальнейшем фланг удлинится до Березины), проскочить мимо незамеченными вряд ли удалось бы. Тем более, учитывая обилие у русских лёгкой кавалерии. С другой стороны, маршрут оказался не настолько плох, чтобы по нему нельзя было протащить пушку (как минимум одну Жуайе в Малый Стахов доставил)

Но Партуно, с громоздкой дивизией, подобных маневров себе позволить не мог, поэтому шёл по заведомо известной и наезженной до него Удино, Виктором и самим Наполеоном дорогой. А теория о его ошибке с дорогой, возникла позднее, дабы повесить на него всю вину за разгром дивизии.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)

Борисов, Марбо, Карта, la_berezina, Наполеон, Витгенштейн, Война

Previous post Next post
Up