В принципе, наличие в армии однофамильцев и даже родственников - обычное дело. Не зря же генерал-майор Греков Пётр Матвеевич, стоявший в этот день в Гливине имел числитель «восьмой» (а был и «восемнадцатый»). Но чтоб они встречались по разную сторону фронта случается не так часто, да ещё гонялись дуг за другом…
или
открыть полную карту 4050х4250 в новом окне Для начала отмотаем немного назад, к
событиям 11 (23) ноября и пленным, взятым накануне стычки авангардов под Лошницей? Я тогда цитировал пару фраз из воспоминаний русского офицера, прикомандированного к Третьей Западной армии по квартирмейстерской части. Приведу сейчас более обширный фрагмент:
«Сказанные квартирьеры при упомянутой деревне сыскали неприятельские аванпосты, ограждающие их лагерь, на которых напав, схватили двух в плен, кои открыли, что вся Наполеонова армия в расстоянии на один марш от оной деревни находится. Таковое известие с оными пленными штабс-капитаном Малиновским сейчас сообщено авангардному командиру генерал-майору графу Палену, который приказал ускорить марш его войскам, а сам не преминул донести адмиралу Чичагову и просил подкрепления, как дорога дефилейная, пехоты имел мало, а кавалерии действовать было невозможно.»
Ирония в том, что автор этих строк… штабс-капитан Малиновский. Вот только совершенно другой - Сильвестр Сигизмундович из белорусских шляхтичей рогачёвского уезда.
Но вернёмся в «текущий» момент. В одиннадцать часов вечера
13 (25) ноября вышеупомянутый штабс-капитан с Исаева 2-го казачьим полком прибыл в местечко Березино. Часом позже туда прибыл и командующий авангардом генерал-майор Орурк. Местные жители сообщили, что «неприятель в числе 2 батальонов польской пехоты выступил из Свислочи и ночевал прошедшую ночь по левой стороне реки в местечке Погост. Полагают, что он уже оттуда выступил, а куда им неизвестно».
Из Березино Орурк «послал партию сегодня поутру в 1-м часу в Якшицы и Свислочи» (судя по времени, сделал это, как раз Малиновский) и «партию из 12 человек через реку в с. Слобода, Новосёлки до м. Погост для узнания о движении неприятеля». Эту миссию Орурк поручил снова же Малиновскому (правда, дал ему почему-то только 10 казаков).
Тут следует вспомнить, что двумя батальонами 14-го польского пехотного полка, оставленных в своё время генералом Домбровским в Свислочи для наблюдения за бобруйской крепостью, командовал подполковник Малиновский. То есть Малиновского послали искать Малиновского.
Сильвестр Сигизмундович, похоже, творчески воспринял приказ. По его словам должен был «следовать по дороге к местечку Белыничи» и дошёл «до деревни Приборка, в коей жители показали единогласно, что неприятель сосредоточивает свои войска к Борисову и что там имеет сделать переправу». Откуда жители Приборок имели такую уверенность - остаётся только догадываться. Логичнее выглядит причина разворота, указанная в следующей фразе: «Не видя нигде неприятеля и дабы не терять понапрасну времени…».
Однако, неприятеля он всё же нашёл: «…не доходя м. Погост, встречен приверженными жителями, что сейчас прибыл из Бобруйска эскадрон польских уланов и следует к Борисову и что кормят лошадей. Пользуясь сей беспечностью, бросился я в местечко и сказанный эскадрон взял в плен, в числе 3 офицеров и 38 рядовых, с которыми к вечеру и возвратился в м. Березину. При командире сего эскадрона, капитане Сулятыцком, сыскано повеление, дабы поспешно следовал бы к Борисову, где имеет быть прорыв, что и удостоверяло показание жителей.»
Правда, в рапорте Орурку количество пленных гораздо меньше, чем в опубликованных в 1859 году в «Военном журнале» мемуарах - один капитан, вахмистр и трое рядовых. Оставим это преувеличение не совести покойного к моменту публикации ветерана. Тем более, что при ознакомлении с его биографией понимаешь, что «квартирмейстер» вовсе не обязательно «труженик тыла», а бывает вполне себе рубакой: пять войн - турки, французы, поляки, кавказские горцы, четыре ранения, «иконостас» орденов и звание генерал-лейтенанта. Но о Малиновском
читайте отдельную запись, пока же вернёмся в Березино.
Малиновский возвратился в Березино не позднее двух часов дня. В это время генерал-лейтенант Орурк написал донесение Чичагову, к которому приложил и рапорт Малиновского. На смену ему на левый берег граф собирался отправить новую партию из 30 человек с Донским сотником Семенцовым.
Убедившись, что Наполеона нет на южном направлении, адмирал прислал Орурку предписание «оставя один гренадерский батальон с двумя орудиями при с. Березина для наблюдения поста при р. Березина, со всеми прочими войсками отряда Вашего следовать, как наипоспешнее, по дороге к Борисову».
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)