Настоящими героями сражения на Березине стали французские инженеры и понтонёры. Да, Наполеон переиграл русское командование и вывел армию к реке там, где его не ждали. Но все усилия пошли бы прахом, если бы не удалось построить мосты.
Наведение переправы через Березину в 1812 году
Лоуренс АЛЬМА-ТАДЕМА
все картины взяты
здесь Ряд успешных переправ через Березину в ноябре 1812 года (в том числе и
операция по захвату плацдарма на правом берегу 14 (26) ноября) показывают принципиальную возможность осуществления этой операции без инженерных сооружений. Однако, во всех случаях речь шла о форсировании водной преграды относительно небольшими подразделениями с применением подручных средств. Пересечение реки такими методами целой армией растянулось бы на многие дни, не говоря уже о том, что пришлось бы бросить на левом берегу обозы и артиллерию. Мосты были жизненно необходимы.
Чем же располагала французская армия для их постройки?
Во-первых инженерной службой 2-го армейского корпуса (командир - бригадный генерал Дод (Гийом Дод Де Ла Брюнри), начавшего прибывать в Студёнку 12 (24) ноября. Однако, инженерные возможности корпуса были весьма скромны, к тому же активность сковывала необходимость соблюдения скрытности работ. В итоге самостоятельные достижения корпуса ограничились заготовкой материалов и изготовлением двух десятков козел для моста.
Главная армия включала семь понтонных рота под командой начальника понтонных экипажей Жана-Батиста Эбле (суммарно около 400 человек). Совсем недавно они располагали обширным понтонным парком, занимавшим 60 повозок. Но при оставлении Орши все лошади были реквизированы приказом императора для пополнения артиллерийских упряжек, а оставляемое имущество - сожжено. Напрасно Эбле умолял оставить хотя бы 15 понтонов, но получил категорический отказ - пушки имели приоритетное значение. А пересекать Березину Наполеон собирался по мосту в Борисове, тогда ещё невредимому и охраняемому французским гарнизоном. Всё что удалось спасти Эбле - два походные кузницы, два воза угля для них и 6 инструментальных повозок. Каждому солдату инженерных подразделений было роздано по 2-3 топора, клещи и два десятка гвоздей.
Начальник инженеров Великой армии Франсуа Шасслу-Лоба вёл с собой сводную сапёрную команду и остатки морских (дунайских) мастеровых батальонов (порядка 50 человек).
Часть из этих сил (две роты понтонёров и одна рота сапёров) пришлось выделить для имитации подготовке переправ в Борисове и у Ухолоды.
Эбле и Шасслу-Лоба прибыли в Студёнку около пяти часов вечера 13 (25) ноября. Осмотр заготовленных вторым корпусом козел дал неутешительные результаты - слишком слабое дерево. Пришлось их забраковать. И отказаться от строительства трёх мостов, ограничившись двумя. Тут же приступили к добыче новых материалов, для чего начали разбирать избы близлежащих деревень. Так же развернули полевые кузни и начали ковать гвозди, клещи и кирки. «С величайшим напряжением работали всю ночь».
Под покровом темноты Эбле осмотрел реку и прикинул её ширину в 120 шагов (80 метров). С рассветом он скорректировал цифру до 140 шагов (100 метров). Что несколько превышало первоначальные сведения, полученные 12 (24) ноября начальником артиллерии второго армейского корпуса дивизионного генерала Обри (60-75 метров). Собственно ширина русла река не превышала 20 метров, а цифры свыше давали заболоченные берега. Вода заметно прибавила со времени переправы бригады Корбино. Глубина на стремнине доходила до двух метров. По реке шёл лёд.
или
открыть полную карту 4050х4250 в новом окне Сооружение мостов начали в восемь часов утра, одновременно с высадкой десанта на правый берег. Достаточное количество козел заготовить не успели, так что их изготовление продолжалось весь день. На каждый мост использовали 23 козла, то есть в каждом мосту образовалось 24 пролёта длиной около 4 метров. Высота козел колебалась от одного до двух с половиной метров. Ширина верхних перекладин козел составляла 4 метра.
Переправа через Березину армии Наполеона Бонапарта
Ян Хойнк ван ПАПЕНДРЕХТ
Переводины (то есть брус на который укладывается настил) брали пятиметровые, диаметром 12-16 сантиметров. За отсутствием времени в четырёхугольную форму их не обтёсывали. Правый, более лёгкий мост, строившийся в первую очередь, настилали в три ряда старыми полусгнившими досками-полудюймовками (порядка 12 мм), снятыми с крыш разбираемых домов. Для артиллерийского моста использовался кругляк 7,5-10 см в диаметре, длиной 4 метра.
Для установки козел понтонёры должны были, несмотря на ледоход, по плечо погружаться в воду и в таком положении удерживать козлы до тех пор, пока те не были закреплены переводинами. Периодически они вылезали на берег, к горящим кострам погреться и получить водки. Некоторые их них тут же и падали замертво прямо к ногам Императора, с самого начала находившегося при постройке мостов. Почти никто из более чем сотни человек, работавших в воде, эту переправу не пережили. Умерев или здесь же на берегу Березины, или в ближайшие дни.
Первый мост был готов к часу пополудни и через него тут же началась переправа пехоты. Второй - к четырём часам.
Видя хлипкость конструкции, маршал Удино спросил у полковника Полена, ручается ли он за прочность моста. На что тот, после некоторого раздумья ответил: - «я принимаю на себя ответственность, но под условием, что вы дадите мне письменное уполномочение руководить переправой, что считаю необходимым для избежания несчастных случаев. Предвижу, что мне придётся вступать в препирательства с офицерами, которые выше меня по чину и свяжут меня по рукам, все будут желать пройти первыми; повозки, лошади загромоздят мост и он провалится, если же переправа будет происходить в порядке, то ничего не случиться».
Мост через Березину
Юлиан ФАЛАТ
Картины, кстати, весьма условно (а зачастуюпросто неправильно) показывают то, что реально построили французы
На входе на мост была поставлена по ружьё сапёрная рота со следующими инструкциями: - «Пропускать исключительно военные повозки, пушки, зарядные и патронные ящики, лазаретные линейки. Лошадей, принадлежащих частным лицам, нарушающих инструкцию, прикалывать штыками. Пехоте идти не в ногу, кавалерии двигаться шагом. Два передних уноса в орудии отпрягать, оставляя только дышловых лошадей, двигаться шагом».
Первая поломка на артиллерийском мосту произошла около восьми часов вечера. Сломались одновременно три козла. Казалось бы - не так много (3 из 23), но к тому времени понтонные команды буквально выдохлись и спали у костров. С большим трудом удалось поднять необходимый наряд (половину личного состава) и приступить к работе. Движение по мосту было восстановлено через три часа.
Буквально через три часа (уже 15(27) ноября мост провалился снова. Опять три козла, но на этот раз в самом глубоком месте реки. На этот раз задействовали вторую половину понтонёров. Исправить мост удалось к шести часам утра.
Третья, последняя, поломка случилась в четыре часа пополудни и задержала переправу ещё на два часа.
На правом мосту, по которому переправлялись только пехота и кавалерия, поломок козел не было, но настил приходилось часто исправлять. Плохо скреплённые старые доски разъезжались и ломались, требуя замены. Для укрепления настила его покрыли навозом и сеном, но и сено требовало частого обновления.
Постройку и поддержание работы мостов Жана-Батист Эбле ставил выше всех своих заслуг. И это вполне справедливо. Березинская переправа, как раз тот случай, когда «многие обязаны столь немногим».
А этот мост соорудили для фестиваля "Березина-2018".
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)