Действия генерала Остен-Сакена по прикрытию марша 3-й Западной армии к Березине. Часть 1. Погоня

Feb 11, 2018 15:19


Генерал-лейтенант Фабиан Вильгельмович (Фабиан Готлиб) фон дер Остен-Сакен бой под Волковыском проиграл, часть обоза потерял, вынужден был отступать аж до Бреста, но при этом имел полное право гордиться проделанной работой. Ибо задачу свою - оберегать движение адмирала Чичагова к Березине от посягательств австрийско-саксонских войск он выполнил.



Фрагмент.

Или открыть карту в новом окне

Причём, началось всё из рук вон плохо - Остен-Сакен проморгал выступление неприятеля и все его стройные планы разом полетели в тартарары. Планы, нужно сказать, были не так уж плохи. Остен-Сакен не собирался пассивно ждать вражеских действий, запирая дорогу, по которой ушла на северо-восток Третья Западная армия, а постарался скрыть сам факт ухода и имитировать развёртывание активных наступательных действий. Он выдвинул авангард генерал-майона Гампера в район Волчина и Немирова, одновременно приказав корпусу генерал-майора Булатова идти к селению Залесье на левой стороне Буга. С этой же целью через Буг переправился резервный корпус генерал-майора Ливена. Но австрийский фельдмаршал Шварценберг переиграл русских.

Изобразив частью войск движение в направлении Белы, он 18 (30) октября 1812 г. с переправился на правый берег Буга с основными силами в районе деревень Могельнице и Василеве (ниже Дрогичина). 19 октября его авангарды вышли к Сематичам. Корпус генерала Ренье следовал по пятам за австрийцами. Обнаружив неприятеля на правом берегу Буга, Остен-Сакен спешно отозвал из-за реки Булатова и Ливена. А сам, вместе с частями переданного в его распоряжения корпуса Эссена III, двинулся к Высоко-Литовску, куда прибыл 20 октября (1 ноября). К 23 октября (4 ноября) почти все войска Остен-Сакена сконцентрировались в этом районе.

Утром следующего дня Сакен собирался атаковать неприятеля, полагая, что тот ещё не успел переправить все свои силы, и разбить его по частям. Корпуса Эссена и Ливена должны были наступать от Высоко-Литовска на Семятыче, а Булатова - двигаться вдоль правого берега реки. Полковнику графу Витту, прибывшему к Брест-Литовску с двумя вновь сформированными Украинским казачьими полками, предписывалось следовать по левому берегу и тревожить неприятеля с тыла.

Однако, выяснилось, что Шварценберг и Ренье не только давно переправился через Буг, но уже форсировали и Нарев - они попросту обошли правый фланг русских. И находились теперь ближе к армии Чичагова, находящейся у Ружан, чем Остен-Сакен. И, хотя и двигались по длинному кружному маршруту, при сохранении такой же прыти, имели все шансы настигнуть Третью Западную армию. Ситуацию осложняло то, что, как только австрийцы и саксонцы повернули на восток на Волковыск и Слоним, между ними и войсками Остен-Сакена оказалась труднопроходимая Беловежская пуща.

Потеряв ещё сутки на уточнение обстановки и отдых перед длительным маршем, 25 октября (6 ноября) Остан-Сакен отдал приказ на преследование. Авангард генерал-майора Гампера был нацелен на Бельск. Ещё один авангардный отряд под командованием генерал-майора Мелиссино направлялся к местечку Орле. Основные же силы к концу дня подошли к Клещелям. На следующий день Мелиссино достиг местечка Наревка, а его место в Орле занял корпус Булатова. Эссен дошёл до Мохнале, а резерв - до Дибич-Церковны. Неприятель же устроил себе днёвку: корпус князя Шварценберга - у Великой Брестовицы, а генерала Ренье - у Свислочи. 27 октября (8 ноября) они продолжали свое движение: первый - к городу Волковыску, а второй - к Порозово. Мелессино пошёл к Рудне, что на реке Нарев, но гораздо выше Плёсок, где переправлялись австрийцы и саксонцы. Последние, кстати, оставили там отряд для прикрытия моста. И хотя русские этой переправой пользоваться не собирались, Остен-Сакен повернул туда корпус Булатова. А пока противника не отогнали за реку, Эссен и Ливен имели днёвку в Ново-Садах и Дубно, соответственно.

28 октября (9 ноября) пока пехота авангарда тянулась к Рудне, кавалерия авангарда пересекла Нарев и направилась к Великим Гринькам. Казацкие разъезды дошли до Сокольников и местечка Свислочь, которое как раз при их приближении оставили последние арьергарды корпуса Ренье. Пройдя на следующий день к Мстиброву, казаки встретили там превосходящие силы противника и были отогнаны назад к Великим Гринькам. Главные силы корпуса Ренье, дошедшие уже до Прозорово, развернулись и двинулись к Великим Гринькам, намереваясь разгромить русский авангард. А чтобы не дать ему возможности бежать за Нарев, отдельная колона была послана на Рудню. Но то ли не успела, то ли её командиру не хватило решительности, но Мелиссино удалось оттянуть свои части к Рудне.

А назавтра, 30 октября (11 ноября), к нему на подмогу подошли части Эссена и Ливена, прошедшие через пущу. Так что контратаки Ренье привели лишь к тому, что Остен-Сакену удалось настигнуть его корпус. И теперь уже перед Шварценбергом, чьи силы уверенно приближались к Слониму, возникала дилемма: то ли бросить преследование и вернуться на помощь Ренье, то ли рисковать оказаться между молотом и наковальней в случае его разгрома.

Единственным шансом Остен-Сакена, никак не успевавшего ни вклиниться между армией Чичагова и преследующим её противником, оставалось вцепиться в корпус Ренье в расчёте в австрийцы придут тому на помощь. Но этот шанс таил огромный риск для самого Остен-Сакена - в сумме корпуса Ренье и Шварценберга значительно превосходили имеющиеся в его распоряжении силы. Но оставалась надежда разгромить саксонцев до подхода союзников. Поэтому, к делу следовало приступить со всей решимостью.

31 октября (12 ноября) Серпуховский драгунский полк вошёл в оставленное саксонцами Прозорово. Корпус генерал-лейтенанта Эссена и резерв генарал-майора Ливена пошли к деревням Студеникам и Берникам недалеко от этого местечка. Авангард Мелиссино вновь прошёл через Великие Гринки и встал в Сокольниках. Корпус генерал-майора Булатова постепенно догонял основные силы. Саксонцы были совсем рядом - в Горностаевичах.

1 (13) ноября Эссен, находившийся ближе всех, первым прибыл Горностаевичам. Вскоре с запада подошёл Мелиссино, а там и резерв подтянулся. Генерал Ренье отступил чрез деревню Огородники за ручей Лапеницу. Противники выстроились друг против друга, но Остен-Сакен приказа к общему наступлению не давал, ожидая прихода корпуса Булатова. Пока же он приказал овладеть лесом перед оконечностью левого крыла неприятеля, для чего отрядил 37-й и 39-й егерские полки. Ренье, приметив выдвижение русских частей, предпринял контрмеры - поставил против леса шесть орудий, а потом атаковал пехотой. 37-й полк вынужден был отступить, а 39-й вообще оказался в окружении. Пришлось поддержать действия егерей шестью ротами Староингерманландского пехотного полка и Владимирским драгунским полком. А затем и введением в бой Олонецкого, Шлиссельбургского и Украинского пехотных полков. В итоге лес всё же удалось занять, обеспечив лучшую позицию для генерального сражения. Но оно так и не состоялось - генерал-майор Булатов прибыл на поле боя уже по наступлению темноты, а генерал Ренье предпочёл не оставаться на ставшей теперь уязвимой позиции и ночью через Изабелин отступил к Волковыску. Шварценберг в это время находился в Слониме.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)

Наполеон, Война

Previous post Next post
Up