Подгорецкий замок. Мёртвый Версаль.
"Я был бы счастлив взять перо ради труда описания, чтобы своей твёрдой рукой и скупой мудростью лаконично вас заверить, что Польша с этим дворцом и садом может соперничать с замечательными итальянскими сооружениями. Прежде всего, очень приятно расположен на высокой горе, с которой глаз сам очерчивает границы круга по типу ломбардского сада, с видом на равнину разнообразных деревьев, города и сёла. Строение достойное сравнения с наипрекраснейшими дворцами других народов и одновременно старательно приспособленное к обороне, как это называется по-итальянски casa forte"
Альбрехт Станислав Радзивилл (1640)
Жил в XVII веке в Речи Посполитой славный воитель Станислав Концепольский. И на Москву с королевичем Владиславом ходил, и с турками-татарами бился, и бунтующих казаков железной рукой усмирял и шведов Густава II Адольфа бил. Четырнадцать лет (1618-1632) был польным (то есть "полевым") гетманом коронным, и ещё столько же (с 1632 по 1646) - великим гетманом коронным, то бишь - главнокомандующим польской армии. Считается выдающимся кавалерийским командиром, но, понимая значение огнестрельного оружия, ратовал за увеличение численности пехоты. И фортификационное строительство всячески поощрял. Причём - самое современное. При нём было построено или перестроено на новый манер множество крепостей на южных границах Речи Посполитой. Но захотелось ему иметь крепость и "для сладостных утех после военных трудов". То есть не просто укрепление, а укреплённый дворец - "palazzo in fortezza", или, как писал Альбрехт Станислав Радзивилл - "casa forte". Мощный, но в первую очередь - красивый.
Такой, чтобы одесской киностудии через триста лет на стыдно было выдать его за дворец французского короля в советской экранизации "трёх мушкетёров"
Строить крепость-дворец Концепольский решил в Подгорцах. До этого там уже был замок или укреплённый двор, служивший резиденцией роду Подгорецких. Но с 1540 года упоминания этой фамилии исчезают и судьба её неизвестна. Концепольский приобрёл поселение в 1633 году, но у кого - не ясно. И не понятно, в каком состоянии находились здешние сооружения. Но очевидно, что старые укрепления уже явно не соответствовали новейшим достижениям фортификационной науки и требовали коренной модернизации с привлечением самых передовых иностранных специалистов.
Вот только кого - доподлинно не известно. Автором проекта называют французского военного инженера Гийома Левассера де Боплана (Броды, Бар, Кременчуг, Кодак, Бережинский замок). Но с тем же успехом им мог быть итальянский архитектор Андреа дель Аква, так же отметившийся в Бродах, а так же при строительстве Збаражского замка и укреплённого монастыря в Ченстохове. Среди руководителей работ называют Николая Сильвестри и Йогана Людвига ван Вольцогена.
Строительство велось с 1635 года, но наиболее активный период пришёлся на 1637-1640 г.г. В качестве материала использовались кирпич и известняк.
В плане замок представляет собой квадрат с замкнутым внутренним двором и бастионами по углам. Размер внутреннего двора 33х22 метра. Расстояние между оконечностями бастионов - около 75 метров. Фасы бастионов - 20 м, куртины между ними - около 33.
Казематы, устроенные в бастионах и куртинах замка, помимо оборонительных функций, служили подсобными и жилыми помещениями.
Замок окружен рвом, крутые скаты которого облицованы камнем. Ров окружён валом, повторяющим его очертания. С внутренней стороны вала устроен обходной оборонный путь (валганг), прикрытый с бруствером.
Во внутренний двор можно было попасть через ворота в южной стене и подъёмный мост. Ранее мост защищал равелин. Оба ликвидированы в XVIII веке в ходе перестройки замка при Вацлаве Ржевуцком, о котором речь пойдёт позднее. Тогда же появился каменный мостик, а ров большей частью засыпан.
На фронтоне ворот отражены гербы владельцев Подгорецкого замка. В верхней части "Побог" Конепольских, в средней "Кшивда" Ржевуских (слева) и "Шренява" Любомирских (на представительницах этого рода Ржевуские имели привычку женится). Не хватает толко "Побога" Сангушков - он утрачен.
В северной части замка, на линии куртины между бастионами находится дворец. Изначально здание было двухэтажным, с двумя массивными боковыми павильонами. Посередине размещалась центральная башня, заметная сейчас в виде трёхгранных выступов с южного и северного фасадов.
В юго-восточной части внутреннего дворика располагался колодец, глубиной около 36 метров. Ворот его вращался человеком. ходившим внутри колеса (вспоминаем сцену из второй части "Пиратов Карибского моря"). Хотя утверждают, что одно время для этой цели использовался дрессированный медведь.
Концепольский сильно просчитался, когда сделал акцент не на оборонительной составляющей, а на функции резиденции. В середине XVII века (уже после смерти Станислава, при его сыне - Александре) замок неоднократно подвергается нападениям козаками Богдана Хмельницкого. Одни источники утверждают, что все атаки были отбиты, другие - что каждый раз захватывался. Точно можно утверждать то, что он сильно пострадал.
"Я видел Подгорцы, красивый дворец и крепость… теперь по большей части руками разозленных холопов разрушен и подпорчен".
Станислав Освенцим (1651)
Ремонт обошёлся Александру в 100 000 талеров. А вскоре новая напасть - война с турцией (1672 - 1676 г.г.). Хотя сведений о разорении замка в этот период нет, но он вообще очень слабо освещён.
В 1682 году бездетный наследник Александра, Станислав Конецпольский, завещает замок Якубу Людвику Собесскому (сыну короля Яна III) в качестве платы за труды по обороне крепости Броды, до сих пор служившей главной резиденцией Концепольских.
Став таким образом королевским замком, Подгорецкий дворец вновь расцвёл. В это время во дворце были устроены боковые лестницы, ведущие на западную и восточную куртины.
А на куртинах построили лоджии с колонами
В 1867 г., возвращаясь из похода на Каменец, Ян III Собеский некоторое время жил в Подгорском замке. Находившийся в его свите француз Франсуа Поль Де Алейрак позднее так писал о замке:
"Замок в Подгорцах, хоть и немного щуплый, является без сомнений самым красивым сооружением в Польше, и даже в любой другой стране будет относиться к числу строений необычайных. Построен с хорошим вкусом, состоит из основного жилого дворца, двух боковых павильонов и небольшой стройной башней в центре, украшенной куполом и дающей всему зданию замечательный внешний вид. Построен полностью из кирпича, украшен скульптурами из камня и имеет, вероятно, только один недостаток - он небольших размеров и очень щуплый. Если бы не поразительная красота строения и его украшений, нельзя было бы даже догадаться, что это замок магната. Расположен он на краю высокой горы, под защитой четырёх небольших, из кирпича построенных бастионов с окопом и рвом с каменными контрэскарпами с контрминами. Все эти фортификации, однако, кажется, служат разве что для глаз, нежели для реальной обороны замка"
А в 1688 году новый набег - на этот раз татары.
В 1696 году Подгорцы переходят к его Константину Владиславу Собескому, который делами замка не интересовался и вскоре сдал его в аренду Филиппу Дюпонту, обязав его провести в замке необходимые ремонтные работы.С этого начался новый упадок замка.
Во время Северной войны замок не пострадал. Разве что, побывавший здесь Пётр I вывез в Петербург бюсты Яна Собеского и его жены Марии Казимиры
Где-то между 1718 и 1725 г. замок покупает Станислав Матеуш Ржевуский, гетман польный коронный, в скором будущем - гетман великий коронный. Впрочем, и умер он довольно скоро, в 1728 году и замок перешёл к его сыну Вацлову Петру Ружевскому. И стало началом нового расцвета замка.
При Вацлове дворец приобрёл третий этаж, и монолитную четырёхскатную крышу. Кровли павильонов так же были перестроены и на их навершиях появились медные фигуры Атласов. Фасады дворца декорировали пилястрами. Терраса на куртинах с внутренней стороны украшается балюстрадой. Как уже писал - уничтожаются равелин и подъёмный мост.
Обновляется внутреннее убранство дворца. Сюда свозятся памятники древности и картины, а так же коллекция старинного оружия. Появляется библиотека в 6 000 томов и даже свои типография и театральная труппа.
При Вацлаве значительно расширяется парковый ансамбль. К северному "итальянскому" парку добавляется южный - "французски". Парк включал два больших луга, обсаженных липами. Его делила на две части липовая аллея, ведущая от замка к костёлу Воздвижения и святого Иосифа, так же построенному в это время. Парк так же выполнял роль охотничьего заказника, где в "природных" условиях жили зайцы и косули.
Увы, сейчас он в запустении. Аллея безнадёжно больна. Все деревья скрючены и полые внутри. Остаётся только выкорчевать под корень и высадить заново.
Но на Вацлаве начался и закат Подгорецкого замка. Подписав в мае 1764 года манифест, в которой называл нахождение русских войск в Варшаве во время конвокационного сейма незаконным и попал в немилость имевший большую власть при дворе короля Станислава II Августа Понятовского русского дипломата и Николая Репнина. Тот добился высылки Ржевуского в Калугу. Возвращается из ссылки Вацлав в 1773 году уже в Австрию и находит свою резиденцию конфискованной.
Вернуть замок семье удалось лишь его сыну Северину Ржевускому, выкупившего часть имущества отца на аукционе за 201 000 польских злотых. Сам Северин выступает против короля Станислава Августа Понятовского и конституции 1791 года. Становится одним из активных участников Тарговицкой конфедерации. Заочно приговаривается к смерти сторонниками Костюшко. В итоге заканчивает свои дни в Вене в 1811 году. Естественно, последние годы ему было не до замка. Тот переходит к супруге Северина - Констанции Любомирской , а в 1826 году к внуку и тёзке Вацлава Ржевуского.Жизнь последнего была наполнена приключениями и путешествиями. Но никак не заботой о своих имениях. А 14 мая 1831 года Вацлав Северин Ружевский пропадает без вести во время антироссийского восстания.
Все три его сына так же принимали участие в восстании. Станислав погиб. Витольд, стараясь спасти своё имущество от конфискации, вступил в российскую армию и позднее пропал на Кавказе. Номинально замок перешёл в руки Леона, но и тот вынужден был скрываться, так что в имении безраздельно хозяйничал управитель Рямишевский. И довёл его до катастрофического состояния.
В 1833 году, с объявленим амнистии, Леон Ружевский возвращается в Подгорцы. Он начал наводить порядок, восстановил провалившуюся крышу и застеклил часть окон. Но на полное восстановление замка просто не хватало средств. В 1865 году, не имеющий наследников Леон, продаёт замок князю Владиславу Сангушко с условием, что тот его отреставрирует. Выполнять обещание пришлось уже сыну Владислава - Евстафию.
До 1914 года в Подгорецком замке действовал частный музеем семьи Сангушко. В 1915 замок оказался на линии фронта и был разграблен. То же самое повторилось во время советско-украинских и советско-польских столкновений.
Фотография не передаёт того ощущения, что внизу за замком не поля, а море
С приходом Советской власти права на замок, принадлежащие Роману Сангушко, отбираются у частного владельца. Подгорецком замке создаётся государственный музей.
Вид с бастиона
Во время II Мировой войны замок вновь разграблен и получил новые повреждения. После войны замок вновь передан музею, но в 1945 вновь ограблен служащими Золочевского гарнизона. В 1947 г. музей закрыт. В 1949 г. здесь открыт туберкулёзный диспансер. В 1956-м вовремя ремонта кровли возник пожар, продолжавшийся 3 для. После ремонта в замке вновь открыт санаторий. И лишь в 1976 - 1979 г.г. замок дождался реставрации, проведённой по проекту архитектора И. В. Старосольского
Турель
Вид из рва
Северный фасад
Как раз по окончании реставрации и снимались "Д`Артаньян и три мушкетёра". А ещё раньше он послужил декорациями для фильмов "Богдан Хмельницкий" (1941), "Ошибка Оноре де Бальзака" (1968), "Потоп" (1974).
Эту сторону можно было увидеть в "Трёх мушкетёрах"
Сейчас замок больше подходит для другого фильма, который так же снимался тут - "Дикая охота короля Стаха" (1979)
Санаторий закрыт в 1997 г. С этого момента замок передан Львовской галерее искусств.И с тех пор его реставрируют. Или собирают деньги на реставрацию.
Но даже в таком полузапущенном состоянии замок красив.
Сводная запись темы
фортификация