Нет, официально эта колона посвящена конституции 1791 г., но…
Одним из положений документа, принятого 3 мая 1791 г. было упразднение унии и переход Речи Посполитой к унитарному устройству. Литовской шляхте сохранялись (а местами и преумножались) привилегии, гарантировалось равное представительство в органах управления, но юридически с этого момента Литва стала неотъемлемой частью единого государства.
Не стоит думать, что это документ (на самом деле он именовался "Ustawa Rządowa" - "Правительственный акт") написан клятыми "ляхами" ради козней против "вольных литвинов". У Станислава II Августа имелась проблема куда прозаичней - полное бессилие центральной власти, "польская анархия". Тайным (о проведении голосования была извещена лишь лояльная половина сейма) утверждением новой Конституции он фактически пытался произвести в собственной стране квазипереворот и построить наследственную конституционную монархию по британскому образцу. Без всяких liberum veto, федеративных отношений и прочих безобразий.
Впрочем, Речь Посполитая сама уже не обладала полноценным суверенитетом. И желание Понятовского укрепить центральную власть было воспринято соседями (прежде всего, Екатериной II), как попытка выйти из под иностранного влияния. За которую пришлось поплатиться и весьма дорого.
Опираясь на "доверчивое обращения к царице" магнатов, воспринявших в штыки ущемление своих привилегий, Россия ввела войска на территории Речи Посполитой. 23 ноября 1793 г. сейм под принуждением отменил действие Конституции. Но это уже не имело никого значения. Россия забрала себе большую часть территории страны (250 тыс. км2), 58 тыс. км2 отхватила Пруссия - произошёл второй раздел Речи Посполитой. Самой Речи Посполитой осталось менее 215 тыс. км2.
А попытка реванша годом спустя надолго поставила крест на польской государственности.
Что ж, весьма символично, что колона стоит на кладбище.