Большая проблема моих записей по тегу "Остров Крым" - отсутствие фотографий. А тут как раз у
romanovz появился
пост с большим количество снимков Чуфут-Кале. Рекомендую. как иллюстрацию к своему опусу
Пещерный город Чуфут-Кале Далее цитирую дословно:
Недалеко от Бахчисарая, среди скалистых ущелий находятся развалины покинутого города Чуфут-Кале. Надо сказать что подобных городищ в Крыму не мало и Чуфут-Кале не самый большой, но точно самый популярный из за близости с Бахчисараем.
1. Дорога до городища петляет через лесок и выныривает прямо под городом.
2. Остатки строений в скалах можно сразу увидеть, это ещё не сам город, а остатки греческого поселения Мариамполь, существовавшее в этих местах примерно в 8-м веке.
3. Старая дорога сильно извивается на подъеме. Можно увидеть старую колею.
4. Недалеко от входа берут деньги за посещение осадного колодца "Тик-Кую". Там длинная подземная галерея, но мы туда не пошли.
5. Здания буквально стоят на краю, раньше весь город таким был, теперь целые здания можно пересчитать на пальцах.
6.
7.Мы шли пешком от самого Бахчисарая, так что было немного тяжко)
8. Южные (малые) ворота Кучук-Капу. Сейчас это центральный вход в город, за воротами касса музея.
9. Входим в город. Само поселение возникло около 6-го века и изначально было многонационально. Армяне, греки, татары, караимы - стандартный крымско-черноморский набор. С 13-14-го века попал в зависимость Орды и Крымского ханства, а в последствии и османов.
10. Здесь вдоль южной городской стены находятся пещеры с хозяйственными помещениями, так же одно время здесь существовал православный монастырь.
11. Можно почувствовать себя пещерным человеком))
12. В стенах много углублений и вырезанных окон, здесь могли крепиться полки или другие предметы.
13. Вид на Южные ворота.
14. Некоторые пещеры многоярусные.
15. Идем дальше.
16. Городские дороги сохранились довольно неплохо, сетка городских улиц просматривается довольно хорошо.
17. Выходим к караимским кенассам. Караимы довольно малочисленный крымский народ и поведающий иудейскую веру, но сами евреи за своих их не признают. Во времена османов и крымского ханства селится им можно было лишь в определенных местах, они были последними жителями этого города, от чего татары и дали городу имя Чуфут-кале(еврейский город). Произносилось название вероятно с некоторым презрительным оттенком.
18. Когда основные жители(татары) покинули город, основав у подножья Бахчисарай. Караимы остались здесь и жили вплоть до 19-го века, когда Россия отменила ограничения на жительство караимов.
19. Кенассы не являются древними постройками и в основном построены в 18-19-х веках.
20.
21. В свое время их посетил император Александр III.
22. Внизу виднеется старая дорога по которой мы сюда пришли.
23. Идем дальше, по бывшим улицам.
24. Вышли к руинам мечети. Вдали виднеется черепичная крыша мавзолея Джанике-ханым.
25. От самой мечети осталось немного лишь остатки стен. Она построена в 1346 году во время правления хана Джанибека. В 15-м веке была реконструирована. Её остатки скорей всего растащили местные жители на строй материал, думаю и сам город пострадал в основном из за этого.
26. Михраб.
27. Мавзолей Джанике-ханым. Здесь покоилась Ненекеджан-ханым дочь хана Тохтамыша.
С этой женщиной связана любопытная история. Ее мужем был темник Золотой Орды Едигей. Он был замешан в государственном перевороте в Орде. История там довольно масштабная, в ней так же замешан литовский князь Витовт, который хотел поставить крымское ханство под свой контроль, пересказывать её долго. Во время этого противостояния Ненекеджан попала в немилость к своему отцу, тот был так зол что придушил её мать. Кончилось все тем что Едигей убил Тохтамыша, а спустя какое-то время был убит его сыном. Ненекеджан же последние годы жизни благополучно правила Кырк-Ором(Чуфут-Кале) и была похоронена здесь.
28. Мавзолей был разграблен в гражданскую войну и сейчас пустует.
39. За мавзолеем расположена обзорная площадка с совершенно роскошными видами.
40.
41.
42. Здесь же в скалах, можно увидеть остатки жилищ.
43. Некоторые совсем на краю.
44. Местные жители.
45. Идем дальше. Подходим к средней стене, разделяющей город на две части. Впереди ворота Орта-Капу.
46. Устал)
47. Вид на ворота с обратной стороны.
48. Здесь недалеко от ворот сохранился дом последнего жителя города.
49. В этой усадьбе жил Аврааам Самуиилович Фиркович караимский писатель и археолог. Он родился в Луцке, а умер здесь 1874 году. Посвятил свою жизнь исследуя караимскую историю и собирая древние рукописи, пытался доказать что караимы жили в Крыму до Рождества Христова и что они не причастны к его смерти, а потому на них не должны накладываться те же ограничения что и на евреев. Могила Фирковича находится на караимском кладбище возле города.
50. Вид из его окон потрясающий.
51. Южная стена города.
52. Бредем дальше.
53. Вдали показались Восточные(Большие) ворота города, или Биюк-Капу.
54. От ворот развернемся и пойдем обратно другой дорогой.
55. Мы вышли к крепостному рву средней стены.
56. Детали быта.
57. Ящерка.
58. Спускаемся к Южным воротам.
59. Вид с ворот.
60. Выходим.
61.
62. Жилые пещеры.
Древнее городище Чуфут-кале одно из самых запоминающихся и впечатляющих из летней поездке по Крыму. Место обязательно к посещению всем кто интересуется историей и древностями. не стоит пугаться некоторой раскрученности, ведь из всех крымских пещерных городищ, это наиболее сохранное.