19(31) июля. Русские форсируют Нищу

Jul 16, 2022 21:09


«Упорство неприятеля, ущербность моей позиции, так как я имел позади себя дефиле, необходимость беречь боеприпасы, а не расходовать их в одном деле, которое не представляло мне в перспективе никакого большого результата, наконец, беспокойство за мой левый фланг, который оставался под угрозой действий неприятеля, который имел силы, почти вдвое больше моих, все эти мотивы вместе побудили меня не задействовать больше войск, а пойти вновь занять мою позицию 29-го числа».

(Командующий 2-м армейским корпусом
маршал Никола Шарль Удино герцог Реджио)





или открыть карту 3700х3900 в новом окне

«Позиция 29-го числа» - это на другом берегу даже не Нищи, а Дриссы. То есть Удино задним числом заявляет, что сразу принял решение отступать к Сивошино. Однако переправа через Нищу вовсе не стала для 1-го Отдельного пехотного корпуса лёгкой задачей. Ибо в реальности французы никуда от Клястиц не уходили и занимали достаточно выгодную позицию.

«…доминирующий левый берег Нищи, где неприятельские батареи, будучи прикрыты строениями с[еления] Клястицы, поддерживали стрелков своих»

(Командующий 1-го Отдельного пехотного корпуса
генерал-лейтенант граф Пётр Христианович Витгенштейн)

Стрелки засели в прибрежном кустарнике на высоком левом берегу и держали под прицельным огнём единственный мост. Витгенштейн начал искать варианты, отличные от атаки в лоб. В «истории 18-го драгунского Клястицкого ЕКВ Великого герцога Гессенского полка» (на момент описываемых событий - Гродненского гусарского полка) этот момент изложен следующим образом:

«… не желая подвергать войска свои перекрёстному огню при фронтальной атаке Клястицкого моста, он попробовал обходом заставить Удино сняться с неприступной своей позиции. Для этого Кульневу, который стоял с Гродненским полком недалеко от дер[евни] Гвозды [Гвоздова] (в 400 саж[енях] от Клястиц), было приказано отыскать переправу через р[еку] Нищу немного выше Гвоздов и подготовить обходное движение русских войск. Шеф опустился к Нище, но оказалось, что по болотному свойству берегов в этом пункте, не было никакой возможности переправиться вброд, так что пришлось искать несколько дальше, саженей за сто [чуть более 200 метров]. Как только нашлось удобное место, Кульнев бросился в воду, перешёл Нищу и стал выстраивать свои эскадроны на правом фланге Французов.

Удино следил издали за движением кавалерии. Узнав, что у Гроздов русским устраивается переправа, он понял, что не удержится в Клястицах: он отдал тогда приказание поджечь мост и стал готовиться к отступлению.»

Появление одного гусарского полка, перешедшего реку вброд, вряд ли заставило бы французского маршала оставить хорошую позицию, но дело одними гродненцами не ограничивалось. Витгенштейн направил к Гвоздево всю имеющуюся под рукой регулярную кавалерию (то есть Рижский и Ямбургский драгунские полки под общим командованием генерал- майора Михаил Дмитриевич Балка). Но ещё более существенно то, что он приказал инженер-полковнику графу Егору Карловичу (Георгу Иоахиму Александу) Сиверсу 3-му спешно соорудить там мост. Чем немедленно занялась пионерная рота капитана Александра Клавдиевича Геруа, традиционно разобрав на материалы ближайшие строения. Вот это уже складывалось в весьма серьёзную угрозу правому флангу.

Но и в центре у фанцузов не всё в было порядке. Штабс-капитан 25-го егерского полка Иван Плескачевский «переправлен был через реку с вверенной ему ротой и выбил неприятеля из кустарников».



Сражение при Клястицах. Петер фон Гесс

Удино отдал приказ отступать. А, чтобы задержать преследование, распорядился сжечь мост в Клястицах. Но и это не удалось. Витгенштей бросил в атаку взятый из второй линии запасный батальон Павловского гренадерского полка. Перебежав горящий мост, будучи поддержаны егерями и огнём батарейной № 5 и лёгкой № 27 артиллерийских рот, гренадеры ворвались в Клястицы. Капитан Павловского гренадерского полка Дмитрий Никифорович Крылов получил впоследствии орден Святого Георгия IV степени, а майор Андрей Матвеевич Кишкин - золотую шпагу с надписью «За храбрость».

«Для поддержания сего подвига приказал я тотчас всей пехоте двинуться вперед, а Ямбургскому драгунскому полку и 2 орудиям легкой роты Байкова перейти р[еку] Нишу при самом селении в брод, что они благополучно выполнили, хотя с большим трудом пехота проходила чрез сожженнную деревню и горящий мост».

(Командующий 1-го Отдельного пехотного корпуса
генерал-лейтенант граф Пётр Христианович Витгенштейн)

Могилевский и Пермский пехотные полки, последовав по мосту за павловцами, заняли ближайшие дома. Снова отметился полковник Сухозанет, который взялся руководить переправой орудий через брод. Непонятно, правда, почему чужих. Обычно говорят, что его собственная рота оставалась позади, в силу понесённых накануне потерь. Однако, как будет показано далее, четыре её орудия принимали участие в преследовании неприятеля.

Рядом переправлялся Ямбургский драгунский полк, которому не пришлось опробовать возводимый Геруа мост. Так же как и остальной кавалерии, для которой нашёлся ещё один брод ниже по течению.

Французы спешно отступили на юг, огрызаясь «пушечными выстрелами из прикрытых кавалериею пушек».

«В арьергарде шла дивизия Леграна. Его последней бригаде под командованием генерала [Жана Жозефа Батиста] Альбера пришлось выдержать очень ожесточенное сражение в тот момент, когда ее последние батальоны собирались войти в болото. Но как только они построились колонной, [бригадный] генерал Альбер поместил в хвосте колонны восемь пушек, во время отхода стрелявших по вражескому авангарду, и тот, в свою очередь, понес большие потери. В самом деле, эти орудия стреляли очень редко, потому что после каждого выстрела их приходилось разворачивать, чтобы продолжать движение, а потом разворачивать для того, чтобы перестроиться в батарею. При проходе через болото такие маневры оказываются весьма медленными и трудными.»

(шефа эскадрона 23-го конно-егерского полка
Жан Батист Антуан Марселен де Марбо)

P.S. «Бригаду генерала Альбера» составлял всё тот же 26-й полк лёгкой пехоты.

P.P.S. Обращаю внимание на то, как активно Витгенштейн пользовался таким ресурсом, как инженерные войска: за два дня - два моста (при Катриново и Гвоздово). И в дальнейшем Сиверсу с Геруа предстояло немало работы, навскидку могу припомнить мосты через Полоту и Двину у Полоцка.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Продолжение оглавления темы Наполеоника

Клястицы, Марбо, Сухозанет, Наполеон, Витгенштейн, Удино, Сиверс, Кульнев

Previous post Next post
Up