«В то время как из центра Вильно Наполеон руководил различными корпусами своей армии, 15 июля к реке Двине вышли колонны, которыми командовали Мюрат, Ней, Монбрен, Нансути и Удино. Последний, видимо, не очень хорошо понявший приказы Наполеона, совершил какой то невероятный марш бросок, спустившись вдоль по левому берегу Двины, в то время как по ее противоположному берегу навстречу ему двигались корпуса Витгенштейна, и вышел перед городом Динабургом. Этот старинный город был плохо укреплен, и Удино рассчитывал захватить мост, чтобы перейти на правый берег и атаковать хвост колонны Витгенштейна. Но, уходя из Динабурга, тот оставил в городе большой гарнизон и многочисленную артиллерию»
(шефа эскадрона 23-го конно-егерского полка
Жан Батист Антуан Марселен де Марбо)
Оставим на совести Марбо фантастические заявления о движении Витгенштейна по правому берегу Западной Двины и большом гарнизоне крепости. Самое главное барон подмети верно - Наполеон атаковать Динабург не планировал. 30 июня (12 июля) он шлёт приказ маршалу Мюрату направить 2-й армейский корпус к Дрисвятам, встать на левый фланг Главной группировкой Великой армии и только его лёгкую кавалерию выдвинуть на север к Динабургу. А в ответ получает сообщение, что маршал Удино уже движется всем корпусом к крепости через Езеросы (а авангард его, о чём не доносилось - вышел на высоты у мызы Калкуны). То есть маневр - полная самодеятельность командира корпуса.
Причём, идущая вразрез с интересами армии - Мюрат и так
не имел численного преимущества над 1-й Западной армией и в этот момент целый корпус (к тому же один из самых многочисленных - около 35 тысяч солдат на описываемый момент) отвлекается на какую-то периферийную задачу.
Зато над гарнизоном Динабурга Удино имел более чем десятикратное преимущество. Даже упомянутый выше авангард (два конно-егерских полка и полк пехоты) превосходил его числом. Превосходил крепость 2-й пехотный корпус и в количестве артиллерии: - 104 ствола против 85. (Хотя 3-х и 6-фунтовые пушки, составлявшие основную массу его орудий, мало подходили для разрушения укреплений. 24-фунтовых гаубиц же имелась всего дюжина.)
Кроме того, маршал имел достоверную информацию, что из крепости постоянно вывозят имущество и уводят войска. Он полагал, что артиллерию уже эвакуировали. И это давало основание рассчитывать, что ценой одного лишнего дневного марша удастся овладеть оборудованной переправой через Западную Двину.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)