Были сегодня на майдане, на субботнике. Сказали - будет уборка территории, поэтому взяли с собой пакеты для мусора и перчатки. Приехали к часу дня.
Бросили деньги, спрашиваем:
- Где убирать?
Отвечают:
- Убирать не надо, уже всё убрали, а вот на кухне нужны волонтёры.
Провели нас с сыном в Дом Профсоюзов (сейчас туда пускают только по пропускам или волонтёров), к кухне. Говорим:
- У нас есть два часа. Что делать?
- Будете еду раздавать на Грушевского, на баррикадах.
Дали нам большие подносы: мне - с супом, сыну - с бутербродами.
Уже выходили, как тут заметили какое-то движение: ребята побежали к выходу, один застрял в двери - щит не проходил в проём.
Вышли, пошли к Грушевского. По дороге видим - двое ребят из охраны майдана крепко так третьего держат под руки, повели куда-то к сцене - наверное, титушка или провокатор.
Ещё интересный эпизод - проходим мимо палаток, смотрю - крутой такой джип стоит, красно-чёрный, на высоких колёсах, на переднем стекле - знак «У». Это кто ж такой юморист?
- Смотри, - говорю сыну.- У Пояркова, известного художника и автомайдановца, такой же был, только жёлтый.
И что бы вы думали? Вылезает из джипа Поярков! Я его картины просто обожаю. Тут, конечно, к нему женщины набежали - фотографироваться. А у меня в руках - горячий суп. Как назло! И задерживаться нельзя - суп быстро остывает. В общем, осталась я без Пояркова. В смысле - без фотографии.
Пока подымались по Грушевского, к баррикадам - параллельно наверх бежали парни с палками, в касках, со щитами. Причём многие щиты были, как у беркута.
Стали раздавать суп с бутербродами. Но ребята на баррикадах не очень-то брали: нас, говорят, уже закормили, нам бы - чаю.
Так что половину мы раздали на баррикадах, а половину - людям, которые на субботник пришли - не нести же обратно на кухню.
Спрашиваем:
- А куда это ребята побежали? Что за заварушка?
- А, ничего страшного. Это из Крыма привезли три тысячи человек - баррикады разбирать - стоят возле Бессарабки, поэтому на всех баррикадах усилена охрана.
Число «три тысячи» звучало внушительно, но я решила, раз он так спокойно об этом говорит, значит, беспокоиться не о чем.
Ещё спросила, откуда щиты, как у беркута?
- Так это у них и отобрали.
Действительно, муж читал - МВД жаловалось, что майдановцы отобрали у силовых структур более тысячи единиц боевой амуниции - щиты, шлемы, каски и дубинки.
Когда спускались вниз, познакомились с мужчиной, зовут Владимир, он тоже пришёл на субботник, но жаловался, что не нашёл работы - везде и так чисто. Обсудили с ним политическую обстановку, поспорили.
Внизу увидели колонну из мужчин - тоже вооружённых палками и дубинками - очень решительные и злые. Мы решили к ним со своим супом не подходить - им явно было не до него. Но когда со сцены запели гимн Украины, колонна остановилась, все поснимали шапки, и пропели гимн - рука на сердце, лица серьёзные. Позади меня пел мой сын. Впервые слышала, как он поёт - никогда в жизни не могла его ни заставить, ни уговорить (даже на утренниках только рот раскрывал). В общем, здорово. Но больше всего меня умилило не это.
Внизу, на Майдане, вместе с платными фотографами, прохаживалась группа анниматоров в костюмах разных зверей - Белки из «Ледникового периода», Мишки, и ещё несколько Панд. Их всегда было много на Крещатике - там же много туристов, приезжих, или просто гуляющих - можно хорошо подработать.
Так вот, когда со сцены раздался гимн, все эти зверушки поснимали с себя головы, приложили свои пушистые лапы к мохнатой груди, и тоже очень серьёзно пропели гимн. Сын был в полном восторге - где бы он ещё смог увидеть Белку из «Ледникового Периода», поющую гимн Украины?
Осталось три бутерброда, никто не хотел брать. Подходим к палаткам из Донецка, просим:
- Заберите!
Они говорят
- Заберём в обмен на наш донецкий чай.
Мы донецкого чая ещё не пробовали, поэтому с удовольствием угостились. Очень необычный - липа, малина, много лимона, и ещё какая-то пряность. В общем, вкусный, только очень сладкий. Сыну понравилось.
Причём донецкие ребята старались из вежливости говорить на ломаном украинском, а я из вежливости тоже отвечала на своём нечистом украинском, хотя и мне, и им проще было бы общаться на русском. Но я уже потом это сообразила. На майдане все стараются друг другу уступать.
Видели группу россиян - человек шесть - молодые девушки и ребята. Симпатичные и благожелательные. Правда, от чая отказались.
Чуть не забыла. Когда раздавали наверху, на баррикадах, чай, приехала свадьба (к слову о предыдущем моём посте). Все расступились, и охрана, и мы - мимо прошла невеста с женихом и длинный хвост гостей. У невесты - в одной руке - букет, в другой - чёрный флажок с белой надписью. Я спрашиваю:
- Что это на флажке написано?
Один из охранников отвечает:
- «Воля або смерть». Всё правильно. Я и дубинку свою жениху могу дать для фотографии.
Я говорю:
- Девушке лучше дайте. Чтобы жених знал, кого ему после свадьбы слушаться.
Но охранник шутки не понял и очень возмутился. В общем, было смешно.
А вообще, никакой дискриминации на майдане я не заметила. Многие мужчины с баррикад, когда за еду благодарили, говорили, что без нас, женщин, ничего не могли бы сделать (wavegiude, это специально для Вас :)). Так-то вот.
Когда шли к метро Крещатик, сын говорит:
- Наша учительница говорит, что на майдане - срач. А здесь чище, чем было до майдана.
Да, пусть бы она хоть раз на майдан съездила. Но она не поедет. Потому что твёрдо убеждена, что на майдане - срач, голубые и рак. Зачем ей знать правду? У неё уже есть, на кого свалить все беды и неудачи в жизни.
Снежные баррикады подтаяли, поэтому их заменили деревянными.