Церковь Сен-Эсташ (Église Saint-Eustache)

Jul 30, 2008 13:29



Где находится: м.Les Halles, rue du Jour, 18.
Как работает: 9.00-20.00 (зимой до 19.00), по вс. 8.15-12.30 и 14.00-19.00.
Сайт


 



На что посмотреть: существенный противовес конструкциям из стекла и металла торгового комплекса Ле-Аль - своды церкви Сен-Эсташ, расположенной в северной части сада Центрального рынка. До 1532 года на месте Сен-Эсташ располагалась небольшая церковь Сен-Аньез (Crypte Sainte-Agnes), от которой сохранилось только изображение рыбы, украшавшее один из ее порталов. Рыба - не только один из самых известных символов христианства (греч. IXTYS - анаграмма Иисус Христос Божий Сын Спаситель), но и напоминание об источнике средств, на которые храм построен. Филипп II Август, отправляясь в крестовый поход, занял крупную сумму денег у рыночного торговца Жана Але, позволив ему за это брать налог с каждой корзины рыбы, проданной на рынке Ле-Аль. Купец разбогател и во спасение оплатил строительство Сен-Аньез.

Когда церковь перестала вмещать всех прихожан, на ее месте по проекту архитектора Лемерсье начали строить новую, взяв за пример Собор Парижской Богоматери. Работы закончили к 1637 году. За это время готический стиль сменил ренессанс. Как на примере Собора Парижской Богоматери можно разобраться, чем романский стиль отличается от готики, так по апсиде Сен-Эсташ легко проследить, чем стиль эпохи Возрождения разнится с готическим. По планировке это готический собор с возвышающейся центральной частью и изящными арочными контрфорсами, а ее внутреннее убранство, с коринфскими колоннами и закругленными аркадами, выполнено в стиле ренессанс. Трехъярусное членение стен, высокие пилястры, мощные аркбутаны - это готика, а вот форма окон и окон-роз, конструкция и оформление колокольни над апсидой - ренессанс.


Внутренняя отделка церкви (длина 100 м, ширина 44 м, высота 33 м) также демонстрирует синтетический переход от одного стиля к другому. Арки, поддерживающие своды центрального нефа, выполнены в стиле ренессанс, а сами своды в стиле пламенеющей готики. Таким образом, Сен-Эсташ - одна из последних готических церквей Парижа. И даже нелепый классический фасад, пристроенный в XVIII в., не портит общего впечатления от великолепного собора.

Поскольку Сен-Эсташ находилась рядом с рынком, то ее капеллы, посвященные покровителям различных торговых гильдий, оформлялись на деньги торговцев и в
соответствии с их специализацией. "Экономический" характер церкви дополняет усыпальница Кольбера, сюринтенданта при Людовике XIV, отце меркантилизма, создателя процветающей экономики эпохи абсолютизма. Мраморное надгробие выполнено по эскизу Лебрена и украшено аллегориями Изобилия (скульптор Каузевокс) и Верности (скульптор Тюби). Статую Кольбера также создал Каузевокс. Гробница расположена в шестой часовне по северной стороне. В других капеллах можно полюбоваться работами Рубенса ("Ученики Христа в Эммаусе", находится в десятой часовне в крытой внутренней галерее), Л.Джордано и Манетти. В часовне Сен-Жозеф представлен простоватый барельеф британского художника Раймонда Мейсона с названием "Отъезд фруктов и овощей из чрева Парижа 28 февраля 1969 г.", изображающий недавнюю историю района. Рядом можно увидеть бронзовый триптих "Жизнь Христа" - одну из последних работа Кейта Херинга.


Дух торговли и экономики - не единственное, что определяет внутренний настрой человека, осматривающего Сен-Эсташ. Музыка - вот что приводит сюда паломников. Прекрасная акустика и грандиозный, расположенный над входом орган (1844 г., 8000 труб) сделали церковь известной в среде ценителей классической музыки. Современный вариант органа, самого крупного во Франции, смонтировали в 1989 году, при монтаже использовалась часть старых труб.  В этом храме прозвучало первое авторское исполнение Toi Deum ("Те Деум") Гектора Берлиоза, а Ференц Лист представил "Большую мессу".

Сен-Эсташ была свидетельницей самых разнообразных событий. Во время Парижской коммуны с кафедры церкви выступала женщина, проповедующая отмену института брака. В этой церкви крестили Жана-Батиста Поклеена (таково настоящее имя Мольера) и Армана дю Плесси (впоследствии кардинала Ришелье). Здесь происходило отпевание Лафонтена, Кольбера, Мирабо и других великих французов. В одной из капелл похоронен композитор Рамо, а в другой установлен бюст Листа (ск. Гудон).

В 1840 году церковь полностью сгорела, и ее реставрацией руководил известный архитектор Балтар, автор той самой кованной крыши, что накрывала некогда неблагополучные торговые ряды Ле-Аль. 

 
 



Рядом с южным фасадом церкви на площади Рене-Кассен, опираясь щекой на раскрытую ладонь, лежит огромная каменная голова. Это "Человек слушающий" ("Слушающий", "Слушающий звуки Парижа", "Подслушивающий"). Возможно, он прислушивается к тому, что происходит под землей, в коридорах Форума, внимая биению сердца города. Скульптор Анри де Миллер высек статую из каменного монолита весом около 70 т, вывезенного из Бургундии.

*Париж, церкви Парижа, гид

Previous post Next post
Up