Франция 1930-1940-ых. Культурный контекст. Ч. 1. (синематограф, музыка, живопись, прочее)

Feb 02, 2018 17:07

Синематограф

Важнейшая часть культурного контекста, много важней, чем театр и литература. Франция - родина синема, до Первой Мировой 90% фильмов выпускаются во Франции, да и на перегоне между двумя войнами французский кинематограф играет ведущую роль.
В конце 20-ых начале 30-ых годов происходит важнейший перелом: появление звукового кино. И примерно здесь же происходит то, что можно назвать «рождением арт-хауса». Кино перестает быть только развлекательным жанром - появляются серьезные ленты, которые можно назвать именно произведениями искусства: с тщательно продуманными кадрами, сценариями, созданными известными людьми, словом, настоящим большим кино. Разумеется, всякой развлекательной мелодраматической и комедийной фигни снимается по-прежнему километрами - куда без этого? Но кино - уже искусство, как завещал нам великий Ленин:) Во Франции существует несколько кинематографических студий, они разнообразно то сливаются, то делятся, одни и те же люди могут быть то сценаристами, то операторами, то режиссерами. Выходит посвященный синематографу журнал «Синемагазин». Уже проводятся кинофестивали - первый европейский кинофестиваль, венецианский, основан в 1932 году (то, что сейчас «золотой кубок» венецианского кинофестиваля, с 1936 по 1942 г. - «кубок Муссолини»). Фесиваль 18938 года вышел несколько скандальным, и во Франции пошли разговоры, что пора бы обзавестись и своим кинофестивалем - например, в Каннах, но война пресекла идею на взлете, и реально первый каннский кинофестиваль был проведен в 1946 г.
Основное направление французского синематографа, как и в целом в культуре - это серьезная (даже пессимистическая) реалистическая драма по большей части социальной направленности. Основное течение сейчас принято именовать «поэтическим реализмом».
Например, стоит отметить творчество Марселя Карне, который много снимал по сценариям Превера (1836 г. - «Женни», 1938 г. - «Набережная туманов», 1939 г. - «День начинается»). Потом он оценивал свое творчество этих лет так: «Я не пессимист. Я не одержим пристрастием к черному фильму. Но фильмы, которые вы снимаете, всегда в какой-то мере отражают время. Предвоенные годы были не очень оптимистическим временем. Определенному миру предстояло рухнуть. И мы это смутно предчувствовали».
Жан Виго - снял всего 4 фильма, но его влияние на кинематограф XX века отмечают все. Это две документальные корометражки - «По поводу Ниццы» и «Тарис или плаванье», 1933 г. - «Ноль по поведению», 1934 г. - «Аталанта».
Помимо драм из современной жизни во Франции снимается много красивого исторического кино, посвященного французской истории. Например, костюмный фильм Жана Ренуара 1926 г. «Турнир» снимается прямо в Каркассоне - то есть в общем-то не очень далеко от нас. В 1937 году вышла его «Великая Иллюзия», считающаяся одним из лучших антивоенных фильмов про Первую Мировую. В Германии запрещена сразу после выхода, а во Франции - с момента оккупации.
Впрочем, не только французским синематографом исчерпывается культурный контекст. Фильмы англичанина Чарли Чаплина известны во всем мире. С 1919 года у Чаплина своя студия в Голливуде, 1925 г. - "Золотая лихорадка", 1928 г. - «Цирк». Чаплин до начала сороковых годов остается верен немому кино, его первый звуковой фильм - «Великий диктатор» - 1940 г., но у героев игры нет шансов его увидеть до конца войны.
В 1927-1929 гг. была поставлена грандиозная эпопея о Наполеоне, на 6 часов. Первую часть снимал знаменитый режиссер Абель Ганс и сам снимался там в роли Сен-Жюста. Третью делал немецкий режиссер Лупу Пик(которому повезло, что он умер в 1931 г., а то он какого-то невнятно австро-румынского происхождения и известен фильмом «Милосердие - Не убивайте больше!» 1919 г. против смертной казни.
Кстати, о немецком кинематографе. Самый известный и знаменитый до сих пор немецкий режиссер Фриц Ланг с 1934 года в США. 1926 год - «Метрополис», самый дорогой немой фильм, самая знаменитая антиутопия. Про него можно говорить очень много, лучше посмотреть - это редкостная глючь. Эмигрировал из Германии во Францию, потом в США, тесно сотрудничает со студией «XX век фокс». Потом жанр, в котором он работает назовут «нуаром». В целом немецкое кино 20-ых годов в стиле экспрессионизма - это одно, а кинематограф Третьего Рейха, призванный быть развлекательным, незагрузным, но национал-социалистическим и истинно арийским - это другое. Экспрессионисты и прочие художники из Германии в начале 1930-ых поуезжали (часть, кстати, в СССР). Эмигрировавшие в СССР немцы снимают фильм 1936 г. «Борцы». Впрочем, снять они успели, а к 1937 почти всех пересажали уже от лица советской власти.
Итак, Третий Рейх снимает легкие музыкальные комедии, а в с началом войны - «фильмы о стойкости» и героическом превозмогании - про всяких дев, которые героически ждут своих летчиков и т.д.
На этом я, пожалуй, закончу, ровно потому что тема «кинематограф 1930-ых" тоже требует не пары страниц игрового прогруза, а нескольких недель плотного просмотра. Но стоит помнить о том, что это просто большая часть культуры.

Живопись.
Если ваш персонаж - знаток живописи, то он и так про это знает:). В большинстве своем консервативные граждане юга Франции скорее всего предпочитают живопись академическую, в духе прошлого века.
Впрочем, что может всплыть на игре - это разговоры о художнике Пабло Пикассо, который хоть и не француз по происхождению, но тесно связан с французскими культурными кругами. Те, кто следил за событиями гражданской войны в Испании и кому вообще близка и интересна эта тема - могут помнить нашумевшее полотно П. Пикассо «Герника», представленное в Париже на всемирной выставке 1937 года (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%28%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%29). В годы оккупации Пикассо живет в Париже.
В целом же - это время экспериментов над художественным искусством, такого количества разных направлений в живописи со своими манифестами и концептами, что перечислить их в целом совершенно невозможно, хотя к тридцатым-сороковым все-таки немножко поутихло. И если совсем кратко - то во Франции еще экспериментируют, во Франции нашло приют множество художников самого разного происхождения: славянского, испанского, еврейского - а что в Германии, что в Советском Союзе к сороковым годам царствует уже монументальный реализм с идеологическим вкусом.

Музыка.
Тут, как и со всем прочим. Если вашем персонажу надо - вы можете знать всю классическую музыку в полном объеме и играть на 10-12 музыкальных инструментах, но если вам не надо - так и не надо.
Поскольку своего оперного театра у нас нет, то основной источник музыкальных знаний - это радио, пластинки - и развлекательный шансон в разных барах, кабаре и прочих местах общественного развлечения. А известные композиторы теперь пишут не только симфонии, но и музыку к кинофильмам, так что кино тоже.
Поэтому немного о французской эстрадной песне этих лет.
Это время французских певиц с печальными «реалистическими» песнями, примерно социальной направленности. Почти все они из простых семей, поднялись из нищеты вот ровно на своем пении.
Например, Берт Сильва (1885-1941, http://fenixclub.com/index.php?showtopic=89476). На 1936 год она самая популярная французская певица, самая ее известная и популярная песня, визитная карточка, это «Белые розы»:
http://mp3zv.me/music/Berthe%20Sylva%20Les%20roses%20blanches
Еще одна популярная певица того времени - Дамия (1889-1978), «трагическая актриса песни». Вот здесь можно про нее вкратце почитать: http://fenixclub.com/index.php?showtopic=87546&hl= , а вот здесь послушать и даже посмотреть:
https://vk.com/club18991262
Это такой очень типичный хриплый и надтреснутый голос и театрализованное исполнение песен.
Одна из самых известных певиц кабаре - Мистенгет (1875-1956) - выступала в Мулен-Руж, в опереттах. Королева мюзик-холла, сделала кабаре вот ровно тем, что мы себе представляем сейчас: головные уборы с перьями, первая медленная проходка с лестницы и все такое. Самая известная песня - Мой мужчина:
https://my.mail.ru/music/songs/%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9-adbfe73db86a2f8451dc7d727be37596
По моему, по этим трем вполне можно составить общее представление о том, какая музыка и какие голоса популярны. Певцы следующего поколения - Эдит Пиаф, или Азнавур - только-только дебютируют и малоизвестны.
Одним из самых популярных жанров во Франции есть и остается оперетта. Это международный жанр, как сейчас мюзикл, и отдельные номера из популярных оперетт также поются всеми и всегда. Ведущей в Европе является «венская школа» оперетты, самые лучшие оперетты пишут в Вене и Будапеште композиторы неарийского происхождения, так что их истории похожи как две (три? четыре?) капли воды.
Самый популярный автор оперетт - Имре Кальман («Баядера», «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка» и т.д.). Он венгр, женат на русской, в 20-30-е годы ставит оперы в Будапеште и Вене, но в 1938 году закономерно оказывается в Париже, а потом и в США. В Германии на момент начала игры, его оперетты, такие популярные у нас во Франции, уже запрещены.
Еще один венгерский композитор, автор популярных оперетт и музыки к кинофильмам - Пол Абрахам. 1932 год - «Бал в Савойе», с мотивами входящего в моду аргентинского танго и прочих фокстротов - это сейчас ультрамодная музыка. У него, кстати, вообще есть оперетта на футбольную тему - «Рокси и его команда», так что он прямо таки на гребне волны. Но у автора еврейское происхождение, так что, как ни крути, а в Германии и его пришлось запретить, сам он в 1939 гоуа оказывается в Париже, а с оккупацией Парижа- уезжает из Европы.
Оскар Штраус, автор оперетт, песен и музыки к кинофильмам, чего только не - оказывается в конце тридцатых в Париже все в той же тусовки и тоже по итогам уезжает в США.
И, еще один, Ференц Лекар, классик венской оперетты, «величайший австриец» («Веселая вдова», «Паганини», «Царевич» (на русские темы, между прочим). Этот после начала оккупации остается в Австрии, его жена-еврейка получает статус «почетной арийки» и как-то они ну... живут, ему уже семьдесят, в конце концов. Даже оперетты его в Германии активно ставят, только переделывают. И в Советском Союзе их ставят и тоже переделывают, очищая от лишнего - кто от буржуазного, а кто от неарийского. Но его оперетты и в США точно также ставят в годы войны - это случай музыки такого масштаба, что ее слушают все воюющие стороны.
На классическую музыку в Германии введена цензура - Баха, Моцарта и Вагнера - можно, а вот марш Мендельсона нельзя, потому что Мендельсон не истинный ариец. Кстати сказать, Листа и Шопена немцы признают, не спрашивайте как, но оба оказались истинно арийского происхождения. Итальянская опера, Равель, Дебюсси и другая классика допустима - лишь бы у композиторов и исполнителей не было еврейских корней.

Мода и прочие аспекты.
Вот здесь можно посмотреть количество вполне мирных фоток Франции периода оккупации (на которые, например, можно ориентироваться при выборе костюма):
http://ibigdan.com/2012/06/13/franciya-vremen-nemeckoj-okkupacii/
Это самая что ни на есть классическая одежда: мужские костюмы, женские юбки чуть ниже колена и блузы, шляпки (вот это, пожалуй, единственное что всерьез отличает тогдашнюю одежду от нынешней). Это Париж, в провинции все еще несколько старомодней на наш вкус и консервативней.
Но при этом не стоит забывать, что Франция является законодательницей мод, несмотря на оккупацию, французские женщины прекрасны и за модой стараются следить, хотя бы теоретически. Если в целом, то в тридцатые было модно макси и достаточно женственные силуэты, в сороковые юбки снова укорачиваются и самый обычный женский силуэт теперь это костюм: юбка ниже колена и приталенный жакет, в несколько милитаристском стиле.
Но дело же не столько в том, как одеваются, сколько в известности модных домов. Например, Коко Шанель - с 1919 года у нее свой бутик в Париже. 1926 год - появление «маленького черного платья», уже можно щеголять. Духи «Шанель № 5» - 1921 год.

Спорт
Профессиональный спорт, олимпиады, международные соревнования - все это достижение XX века, можно заморачиваться.
Французы в тридцатых годах впереди планеты всей по теннису - они пять лет подряд (1928-33) побеждают на Кубке Дэвиса. В 1938 году во Франции проходит кубок мира ФИФА - и сборная Франции по футболу проходит в первый раунд, но в итоге проигрывает итальянцам. Это, к сожалению, все, что я знаю про французский спорт в мировом масштабе, но если вашего персонажа эта тема может интересовать - то вы можете узнать об этом больше сами.

Культурная жизнь в годы оккупации
В годы оккупации культурная жизнь Франции никак не прекращается. Тут опять можно глянуть на серию фотографий по ссылке выше и многочисленные комментарии на тему: «Ааа, нам говорили, что во время оккупации был ужас-ужас, а совсем даже не ужас - люди вон улыбаются, флиртуют, купаются, в кафешках сидят».
Таки да, как к этому не относиться, но оккупированный Париж - это не оккупированная белорусская деревенька. Жести тоже хватает, но по-прежнему ежегодно присуждается литературная премия, пишутся и издаются романы, ставятся театральные постановки, поются новые и старые песни.
Но вот журналистику (а мы видим, что почти все люди, которые определяют собой культурой облик страны, занимаются также и журналистикой) подвергается жесткой цензуре. Часть изданий с оккупацией закрывается, часть - переезжает в южную неаккупированную зону (и потом все равно закрывается), и пресса отчетливо делится на легальную и нелегальную. Запрещено две трети периодических изданий, и продолжают что-то запрещать. Легальные газеты подпольно стараются снабдить бумагой нелегальные.
Самая известная (и регулярно выходящая) коммунистическая газета - «Юмантите» (в разное время было расстреляно аж шесть ее редакторов, есть на что ориентироваться).
Национальный комитет писателей издает подпольную «Французскую литература». В ней в разное время и в разном качестве в ней сотрудничают такие авторы как Элюар, Арагон, Триоле, Полан, Лескюр, Сартр, Веркор, Мориак.
В период оккупации кино вполне продолжает сниматься: «Несмотря на оккупацию, лишения и опасности, несмотря на слезы и позор, французское кино не хотело умирать и сохранило высокую репутацию". За время оккупации снято 280 фильмов. Естественным выражением патриотизма мастеров французского кино стала первая картина, показанная после изгнания немцев из столицы, - документальный фильм "Освобождение Парижа" (1944).
Вот здесь можно глянуть список всех французских фильмов по годам: https://fr.wikipedia.org/wiki/Listes_de_films_fran%C3%A7ais - снимают и немало.
Как раз в 40-ые годы появляется мультипликация - Поль Гримо, со своей студией выпускает развлекательные мультипликационные фильмы. (Посмотреть их можно в ремиксе. В 1988 году он совместно с Жаком Деми создал фильм «Вертящийся столик» (своеобразная ретроспектива раннего творчества Поля Гримо, куда вошли семь его фильмов 1931-1947 годов, между ними - игровые вставки).
Даже и гламурная жизнь продолжается - например, именно в 1942 году в Париже основана парфюмерная лаборатория Кристиана Диора.

…Боши запрещают то же, что запрещено и в Германии (и даже книги и картины в Париже по причине принадлежности к «дегенеративному искусству» жгут и изымают, хотя и в меньших масштабах, что у себя), но в целом - жизнь продолжается. Музыка (разрешенная, а под шумок - и не очень) играется (в Германии дегенеративным объявлен джаз) книги издаются и фильмы снимаются, в театрах играют, лекции читают. Вот здесь есть список авторов, книги которых в Германии сжигались:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3,_%D1%81%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F_%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8
Французов здесь мало, зато полно немецкий классики - от Фрейда до Цвейга.

Добро пожаловать в наш уютный 1940 год.
Previous post Next post
Up