Вторая столица Аквитани. Или первая.
Если бы Альеноре не вздумалось обвенчаться в Пуатье с будущим английским королем (цветы-plante на шляпе носил отец, но прозвище Плантагенет перешло и к сыну) - как знать, что случилось бы с картой Европы. Но такой как ныне она бы не была почти наверняка. Государство Аквитания с государственным языком окситанским и многомиллионной столицей в Бордо или Пуатье стало бы, пожалуй, жемчужиной европейского сообщества, выгодно выделяясь на фоне захудалой Франции и ее захудалой столицей.
А ныне в Пуатье всего тысяч сто населения и много-много студентов.
Нотр-Дам, прекрасный
снаружи
и внутри
Площадь перед Нотр-Дамом
Так вот
Баптистерий, один из первых в Европе, IV век
Здесь видно, насколько римское это здание. Внутри восьмиугольная крестильная купель-бассейн, но внутрь попасть не удалось.
Palais de Justice, он же графско-княжеский замок. Гийом IX герцог Аквитанский, он же Гийом VII граф Пуатевинский, он же Гийом-Трубадур поселил в башне-пристройке виконтессу де Шательро, свою любовницу. О даме этой известно совсем не много, но на фоне гарема из Фонтевро напрашивается вывод об исключительных ее достоинствах. Это подтверждается и прозвищем - Dangerosa - опасная. Второе же прозвище - Maubergeonne, по названию башни-пристройки Maubergeon. Башня вполне сохранилась, хотя и была перестроена в XIV веке, вот она, на переднем плане, закругленная. Невысокая совсем башня, и на башню-то не похожа. Зато той, что там жила, выпало быть если не прародительцей всех французских королей после Людовика Святого и значительной части королей английских, то, во всяком случае, родственницей: достоставный Гийом женил сына своего, тоже Гийома на Аэноре де Шательро - дочери, по всей видимости, Данжерозы. В летописях - темным-темно. Меж тем, от этого брака и происходила Альенора.
Портал кафедрального собора Св. Петра. Нынешнее здание заложено по распоряжению Альеноры и Генриха II Плантагенета.
И, наконец, несколько интерьеров совершенно замечательной церкви Св. Радегонды.
Радегонда была немецкой принцессой, женой Лотаря, невесткой, стало быть, Хлодвига. Царствовать не хотела, замужем быть не хотела, удалилась в Пуатье и открыла женскую обитель. Но аббатисой быть тоже не хотела и препоручила эту роль своей же придворной даме, вместе с ней удалившейся от двора - Агнесе, тоже святой и тоже похороненной в церкви.
Гроб Св. Радегонды на входе в крипту
На этом беглая прогулка закончена. Пуатье же достоин и более внимательного изучения и восхищения.