Собор Нотр-Дам-де-Шартр (Cathedrale Notre-Dame de Chartres)

Apr 05, 2009 12:55


 
Где находится: Шартр
Как добраться:
из Парижа на поезде - с вокзала Монпарнас до Chartres, поезда ходят каждые два часа, время в пути - 1 час;
на автомобиле - 80 км на юго-восток от Парижа, сначала по А10, затем по А11/Е50 до Chartres.
Как работает: 7.30-19.15, вс. 8.30-19.30, закрыт во время месс, венчаний и отпеваний.
Можно заказать экскурсию: 1 ч 30 мин на английском, французском, немецком и испанском языках (заказ по телефону 02 37 21 75 02 или на сайте).


 История собора

С доисторических времен на шартрском холме люди строили святилища и высаживали священные рощи. У язычников считалось, что жертва, принесенная в этом месте, охотно будет принята богами. Во времена Римской империи вершину холма занимали форум и храм. В IV в. христианство стало официальной религией. Сразу же на месте языческого храма возникла первая христианская базилика. Возможно, именно с тех пор главная ось церкви идет не строго с запада на восток, а с северо-запада на юго-восток.

За 400 последующих лет Шартр неоднократно подвергался набегам завоевателей, приходивших со всех сторон света. Например, в 743 году город и храм разграбил и сжег герцог Аквитанский, а в 858 году то же самое проделали викинги. Однако свято место пусто не бывает. В течение 20 лет собор заново отстраивал епископ Жильбер. Ему-то в 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил одну из самых ценных христианских святынь - сорочку Девы Марии, в которую она была одета во время рождения Христа (Sainte Chemise, Sancta Camisia, кусок шелковой ткани длиной 5 м). Этот дар открыл дорогу бесконечному потоку паломников, хлынувшему к собору со всех концов средневековой Европы.

В 911 году под стенами Шартра появились норманны Грольф-Ходока. Спасти город военными способами было невозможно. Тогда епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вышел на крепостные стены, держа в руках покрывало. Норманны, как свидетельствует старинная хроника, растерялись, а горожане предприняли смелую вылазку и обратили их в бегство. После этого Грольф-Ходок уверовал, крестился под именем Роллон, женила на дочери короля франков Карла Простоватого и, получив во владение Нормандию, признал свою вассальную зависимость. К шартрской святыне устремились многочисленные паломники.

Однако уже в 962 году очередной пожар уничтожил третье сооружение собора. Строительством новой церкви, выдержанной в романском стиле, руководил Беранже. Пожар 1030 года приостановил работы. Однако возведение башен продолжилось. Сначала построили северную, затем - южную, а потом объединили их фасадом, причем башни и фасад строились отдельно от главного здания собора. Между ними возник своего рода тамбур. Это спасло башни и западный фасад при очередном пожаре летом 1194 года, в котором Господь явил чудо. Огонь бушевал 3 дня, уничтожив не только собор, но и весь город. Никто не верил, что в пламени уцелели служители, находившиеся в церкви, а также покрывало. Когда пламя угасло, священники, нашедшие убежище в крипте, вышли невредимыми и вынесли уцелевший реликварий со святыней. Их чудесное спасение стало знаком от самой Девы Марии, повелевающей немедленно взяться за строительство нового храма, который станет очередным хранилищем бесценной и священной реликвии города Шартра.

Сразу после этого в Шартре началось строительство нового собора, затмившего все предыдущие постройки. Первый в истории Франции храм, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам-де-Шартр, был возведен в кратчайшие строки - всего за 31 год (1194-1225), не без помощи щедрых пожертвований из казны Ордена тамплиеров, и именно это здание гордо возвышается над окружающим его городом и поныне. Это уже шестое церковное сооружение Шартра, в данном воплощении представляющее собой один из самых ранних и полностью готических храмов, знаменуя триумф нового архитектурного стиля, царившего в Европе. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени. Строители вынесли вес свода на двойные аркбутаны, массивные романские колонны уступили место готически, переходящим в нервюры сводов. Таким образом появилась возможность увеличить оконные проемы здания. Теперь стены можно было не украшать фресками, а заменить цветными витражами, занимающими площадь более 2500 кв. м.


 
По собору

Шартрский собор - одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья, один из немногих французских соборов, который почти полностью сохранил свое убранство. Собор представляет собой трехнефную базилику. Высота центрального нефа 37,5 м, длина 130,2 м, ширина главного нефа 16,4 м, длина поперечного нефа 65 м, высота боковых нефов 14 м.

К западному фасаду с двух сторон примыкают башни, шатровое завершение которых выполнено в разное время, а потому они сильно различаются между собой.

Северная башня (1134-1150) имеет типичное древне-готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий), а венчает ее ажурный шатер в стиле "пламенеющей готики" (1513). Сейчас на эту башню можно подняться.
Как работает: с ноября по февраль - 10.00-11.30 и 14.00-16.00, в вс. 13.00-14.00; с мая по август - 9.00-18.00, в вс. 13.00-18.30.

Южная башня построена в 1145-1165 годах имеет основание уже готического стиля, увенчана более простым шпилем и выдержана в едином стиле с самим собором.

Осмотр собора.

Войдя в собор, обратите внимание на то, что все три портала западного фасада ведут в главный неф базилики, что не типично для подобного рода сооружений. Такая структура сложилась потому, что неф и фор пристраивались к фасаду позже, поэтому боковые нефы начинаются от башен.

Первое, что поражает при входе в собор, - свет мягкого таинственного голубого оттенка, проникающий через самый большой во Франции ансамбль средневековых витражей (2700 кв.м). Минеральных красителей, пригодных для окрашивания стекла в синий цвет, не так уж много: соли кобальта и берлинская лазурь (турнбулева синь). Мастерам Шартра удалось добиться синего цвета совершенно особого оттенок, повторить который нельзя. Его так и называюсь "шартрская синь".

Всего в соборе около 200 витражей. Всего на них изображении около 5000 сцен. Витражи можно сравнить с иллюстрированной книгой разнообразной тематики. Наряду со сценами из Ветхого и Нового завета, пророками и святыми здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. Как читать витражи? Обычно витражи читают слева направо снизу вверх. "Текст" их максимально символичен и аллегоричен. Донаторы и другие исторические персонажи, как правило, изображены в начале композиций, отражающих жизнь Иисуса, Девы Марии и святых.

Самые знаменитые витражи Шартрского собора.

 
Северный трансепт: окно-роза (1235) и витражи XIII в., тематически объединенные с порталом северной стены, - "Торжество Богоматери".

Портал северной стены собора (XIII)

Левый портал (тема "Пришествие Иисуса"). В тимпане - "Благовещение", "Рождество", "Поклонение волхвов"; в арках - "Девы разумные и неразумные", "Добродетели", "Пороки"; в основании арок - фигуры Исайи и Даниила, "Встреча Елизаветы и Марии".

Центральный портал (тема "Торжество Богоматери"). В тимпане - "Иисус и Дева Мария в окружении ангелов"; на колонне между дверями - "Введение Марии в храм"; в основании арок - фигуры ветхозаветных пророков, апостолы Иоанн и Петр.

Правый портал (тема "Ветхий Завет"). В тимпане "Испытание Иова", "Суд Соломона"; в основании арок - ветхозаветные пророки.

Западный фасад: окно-роза ("Страшный суд", 1215), три романских окна ("Древо Иесеево", "Жизнь Иисуса", "Страсти Господни и Воскресение", XII в.). \

Западный фасад украшает трехчастный Королевский портал (1170), уцелевший во время пожара 1194 года. Над порталом три романских окна, а над ними - западное окно-роза. Еще выше галерея царей.

Левый портал (тема "Вознесение"). В тимпане - "Вознесение Иисуса"; в арках - "Знаки Зодиака" и "Сезонные работы"; в основании арок - фигуры пророков.

Центральный портал (тема "Иисус во славе"). В тимпане - Христос, символы евангелистов; в арках - ангелы, праотцы, апостолы; в основании арок - фигуры библейских персонажей.

Правый портал (тема "Рождество Иисуса"). В тимпане - "Дева Мария с Иисусом"; в арках - ангелы, аллегории семи искусств; в основании арок - фигуры библейских персонажей.


 
Портал южной стены собора (XIII)

Южный трансепт: окно-роза (1225) "Христос, вершащий суд" (XIII в.), в арках изображения пророков, несущих на плечах евангелистов, - "Исайя и Матфей", "Иеремия и Лука", "Иезеркиль и Иоанн", "Даниил и Марк". Считается, что окна-розы Шартрского собора самые старые во Франции. Они выполнены по заказу короля Людовика IX Святого.

Левый портал (тема "Мученики"). В тимпане - "Христос с ангелами"; в арках - фигуры мучеников; в основании арок - мученики с орудиями их пыток.

Центральный портал (тема "Страшный суд"). В тимпане - "Христос, вершащий суд", "Архангел Михаил низвергает грешников в ад"; в арках - ангелы; в основании арок - фигуры апостолов.

Правый портал (тема "Сцены из жизни святых"). В тимпане - "Святой Мартин Турский", "Святой Николай"; в арках - фигуры проповедников.

Обратите внимание на второй витраж (XII в.) южной стены обхода хора - "Богоматерь", которую часто называют "Голубая Дева". Изображение Девы Марии чудом уцелело в пожаре 1194 г. , а витражи с изображением ангелов, окружающих центральную композицию, добавлены в XIII в. В обходе хора также интересен витраж XIII в. с изображением знаков зодиака и работ на каждый месяц года. 45 витражей были преподнесены в дар городскими гильдиями. Многие из них относятся к XIII веку.

Хор окружен каменной резной стеной, выполненной в XVI в. мастером Тескье в готическом стиле. На ней около 1000 скульптурных изображений. Скульпторы Сула, Маршан, Буден, Легро, Тюби, Мазьер, сменяя друг друга, оформляли стену с 1514 года до начала XVIII в.



За алтарем есть переход в отдельно стоящую капеллу Сен-Пья (1340), где теперь расположена сокровищница собора. Священная реликвия христиан - покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящееся в северной части обхода хора. Реликварий, в котором хранится покрывало, изготовлен в 1876 году в честь празднования 1000-летия его обретения. В 1927 году ткань подвергли экспертизе, которая показала, что ткань потеряла цвет от времени. Предполагаемое время изготовления покрывала - I в. н.э.


Под нефом и хором сохранилась крипта романского собора XI века. Это самая большая крипта (220 м) во Франции. В самой древней ее части за алтарем есть колодец мучеников и еще более древняя крипта Св. Лубина (IX в.). Туда можно спуститься с экскурсией. В северной галерее крипты, в "подземной капелле Богоматери", до XVIII в. хранилась древняя статуя Черной Мадонны с Младенцем (грушевое дерево, потемневшее от времени). В годы Французской революции подлинник сгорел, и его заменили копией. В южной галерее крипты в капелле Сен-Клемент можно осмотреть романские фрески.


В центре главного нефа на полу выложен кольцевой лабиринт. Это символ крестного пути. Перед паломничеством в Сантьяго-де-Компостела (путь туда начинался от Шартрского собора, о чем свидетельствует табличка, установленная на площади) паломник должен был пройти лабиринт на коленях, читая молитвы. Длина правильного маршрута лабиринта (258 м) равна длине пути Иисуса Христа на Голгофу. За сотни лет колени молящихся протерли в камне глубокие борозды. К тому же в те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме - проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Лабиринт был выложен в 1200 году из белого и синего камня, его диаметр составляет 10 м. Он состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием. В центре этого орнамента раньше была изображена битва Тезея с Минотавром. Это еще одно доказательство прикосновений языческих сюжетов, а следовательно, и из герметического смысла, с христианской иконописью. Не составляет труда установить связь этих изображений с изображениями и сооружениями античности, с лабиринтами Греции и Египта. "Соборные лабиринты, или лабиринты Соломона, являются, - как пишет исследователь Марселен Бертло, - каббалистическими символами, встречающимися во многих книгах по алхимии и которые являются магическими традициями, связываемыми с именем Соломона. Это ряд концентрических кругов, прерывающихся в некоторых точках и представляющих странные запутанные линии".

Также существовал и лабиринт, состоящий из четырех квадратов с семью резкими поворотами в каждом, в центре которого находилась роза - символ мудрости и жизни, а также священного женского начала. Вообще весь собор представляет собой целую коллекцию женских персонажей - это и множественные женские скульптуры, и женские живописные изображения. Здесь представлены и царица Савская, по загадочной причине изображенная с бородой, и Мария Магдалина, витражное изображение которой является старейшим из всех существующих.




Мистические тайны собора

В архитектуре собора было воплощено множество эффектных и неожиданных готических новшеств, вызвавших массу подражаний. Но самое интересное заключается в том, что весь собор построен с использованием мистического смысла тайной символики. И дела даже не в гигантском кресте, который образуют крыши над нефом и апсидой. И не в арочном входе, якобы символизирующем женское лоно, приглашающее войти в него. И даже не в многочисленных намеках на Ковчег Завета, раскиданных по укромным уголкам храма. Оказывается, весь план собора составлен с использованием знакомого всем золотого сечения - загадочного и мистического числа 1,618. Во всяком случает, все расстояния, пропорции и размеры снаружи и внутри собора кратны именно ему.

Божественная пропорция 1:1,618, называемая также золотым сечением, или золотой серединой, в эпоху Возрождения и более позднего времени считалась великими творцами и мастерами, художниками и музыкантами, скульпторами и архитекторами абсолютно идеальной для наиболее полного эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Золотое сечение использовалось и задолго до возникновения христианства - в Древнем Египте и Греции. Да и многие современные строения, как оказалось, также воплощают в себе божественную пропорцию. Примеры - египетские пирамиды, греческие Парфенон, Нотр-Дам-де-Пари, здание ООН и многие другие. И естественно, она была соблюдена во многих средневековых церквях, особенно тех, что были построены тамплиерами.

Возвращение храмовников совпало с возникновение в Европе первых образцов готической архитектуры, а шесть лет спустя было начато строительство собора в Шартре. Много-много тамплиерского золота и всего лишь тридцать лет понадобилось каменщикам, стекольщиками, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм на священном и временно пустующем холме. Считается, что именно тамплиеры привезли с собой и секрет краеугольного камня - основного каменного блока, закладываемого в конструкцию, на котором держалось все сооружение. Этот секрет тщательно оберегался представителями независимой гильдии строителей-каменщиков, которые затем превратились в знаменитых франкомасонов, что и означает дословно "вольные каменщики".

"Святое сердце" - центр золотой середины собора, находится в пролете между второй и третье колоннами хоров. Именно там изначально располагался алтарь. В 37 метрах ниже плещутся воды древнего "колодца друидов". Точно на таком же расстоянии над святым сердцем находится верхняя точка готического свода. Никто не знает, была ли задумана эта симметрия или она случайна, но созерцание этого чуда оставляет глубокое впечатление. Говорят, что собор обладает властью преображать людей, возвышая их дух, делая добрее, отзывчивее и мудрее. Оказавшись внутри собора, человек физически ощущает происходящие в нем изменения, и причиной тому не только необычное великолепие интерьера - вы чувствуете, что как будто распрямляетесь, становитесь мостом между первобытной энергией, идущей из таинственных глубин земли, и божественной благодатью, нисходящей на вас из-под огромного купола.

Может быть, в этом и содержится секрет Божественной гармонии, сокрытой в золотом сечении, - дать человеку возможность максимально ощутить всю мощь и силу природы, всю любовь и благодать Бога, сосредоточенных в мистическом генераторе-соборе? Может быть, готический собор, являющийся "книгой древних знаний и священных истин", и есть тот самый сосуд мудрости, который имели в виду алхимики ушедших веков? А может быть, это его они имели в виду, говоря о философском камне?



Для того, чтобы разобраться в этом, нам придется поглубже копнуть в чрево Шартрского холма, на котором высится знаменитый собор. Вглубь дремучих веков, во времена, когда на этом холме еще не были ни одной церкви. Однако он, ем не менее, уже играл роль колодца, утоляющего духовную жажду древних людей.

Одержимые страстным желанием подчинить себе мистическую энергию Земли, ключом бьющую на этом самом месте, доисторические зодчие, видимо особо тонко ощущающие энергетические вибрации Шартра, установили на холме дольмен (daol - "стол", men - "камень") - мегалитическое сооружение из двух-трех гигантских неотесанных каменных глыб с уложенной поверх них "крышей" из огромного плоского валуна. Они верили, и, видимо, не без оснований, что каждый входящий внутрь этого дольмена, этакого прообраза храма, обретает новую жизнь благодаря священным природным силам Земли. Со временем это чудодейственный комплекс, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник (а дольмен, помимо всего прочего, является погребальным сооружением), приобрел статус священного.

Значительно позже, но все еще в дохристианские времена, друиды - кельтские жрецы Галлии и Арморики (нынешней Бретани) организовали в соборе священное место сбора всех кельтских племен. Здесь они задолго до первых христиан зажигающих свечи в католическом храме, жгли священные костры, делились друг с другом опытом, совершали жертвоприношения. Здесь же они стали справлять культ, являющийся древнейшим на Земле, - культ женского божества. Не секрет, что священному женскому началу, дарящему жизнь, любовь, удовольствие, мудрость и опыт, поклонялись во всех странах мира начиная с самой зари человечества. Его связывали с плодородием, целительством и материнством. Первые обнаруженные археологами фигурки, изображающие богинь, датируются специалистами 35 000 лет до нашей эры! Получается, им поклонялись уже кроманьонцы!.. Впоследствии культ женского божества непрерывно кочевал из религии в религию, перемещаясь во времени и пространстве между самыми различными народами и континентами. Много позже на Шартрском холме, превратившемся в курган, была обнаружена статуя девушки с младенцем.



Обнаружив эту почерневшую от времени статую, Подземную Богоматерь, христиане, поселившиеся в этой местности в III веке, стали поклоняться ей, называя ее также "Черной Девой". Ее связали с образом Девы Марии, и именно в честь нее на этой священной земле была выстроена первая из церквей Шартра. Однако многие специалисты объясняют эту, а также и другие подобные статуи, обнаруженные в различных местах Франции, с культом поклонения богине Исиды, пришедшим из самых древних времен. Этот культ и стал предшественником христианского культа Девы Марии. По легенде, Исида знала тайное имя Верховного Бога Ра, которое она передала своему сыну Гору и фараонам, сделав их обладателями самой ценной и могущественной информации на Земле. Гор был зачат и рожден ею от мертвого мужа Исиды, Осириса, убитого собственным братом Сетом.

Часто Исиду изображали как деву с младенцем на руках. Очевидно, что эту символику и позаимствовало более позднее христианство, пришедшее на смену языческим культам древности. Исида до зачатия в виде скульптурных изображений дохристианского периода, в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. "безживотная земля", которую лучи солнца скоро оживят. Она также являлась и матерью всех богов. По-видимому, в этом и кроется глубокий эзотерический смысл Черных Дев, дошедших до нас в их христианской интерпретации. Они фигурируют в символике как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, "плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень".

Не много Черных Дев дошло до наших дней. В Шартрском соборе находились две из них: одна, носящая название Богоматерь-Защитница (Notre-Dame-du-Pilier) - в нише собора; вторая, известная под именем Подземная Богоматерь (Notre-Dame-sous-Terre), находящаяся в крипте, где она до сих пор сидит на троне, на основании которого написано "Virgini pariturae". К ней приходит огромное количество паломников, а каменное основание, на котором она стоит, все покрыто следами от губ и зубов поклонников. Чтобы уберечь священную скульптуру от излишне пылких и фанатичных почитателей, ее обнесли оградой в 1831 году.

Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. На это ссылаются местные хроники, подтверждающие, что античная скульптура Исиды "сделана до принятия христианства". Современное же изображение Подземной Богоматери датируется концом XVIII века. Дело в том, что древняя скульптура, обнаруженная в недрах холма, была уничтожена в пламени одного из очередных пожаров и заменена на деревянную скульптуру с младенцем на коленях в 1793 году. Спустившись в сырое и холодное помещение крипты, обитель Черной Девы, вы невольно испытываете необычное ощущение, усиливаемое тишиной: ощущение могущества тьмы.

Посмотреть на собор глазами очевидца.

Совет: обязательно задержитесь в Шартре на ночь, чтобы своими глазами увидеть волшебную подсветку собора!

*ЦЕНТР – ДОЛИНА ЛУАРЫ, Шартр, церкви Центра-Долины Луары, гид

Previous post Next post
Up