Корешки

Jun 09, 2009 02:50

Из письма свт. Иннокентия (Вениаминова) от 1870 г. (речь идёт о поиске кандидата на новооткрытую кафедру в Сан-Франциско):

"Я расчитывал на лондонского протоиерея Е.И. Попова. Он и не прочь, но только с тем, чтобы оставить его в этой одежде, в какой он ныне, т.е. без пострижения даже в рясофорные... Это idea fix нынешних здешних протоиереев и ( Read more... )

Leave a comment

прот. Евгений Попов floweth June 8 2009, 17:55:45 UTC
"В 1842 г., в Лондон был переведен из Копенгагена свящ. Евгений Попов, магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. Общительный и деятельный, он вскоре стал душой небольшой русской колонии. В годы Крымской войны и по ее окончании о. Евгений часто ездил в портовые города Англии, где содержались сотни русских военнопленных, и не только заботился об их духовных нуждах, но и много хлопотал о них перед местными властями. Когда в Португалии свирепствовала эпидемия холеры, он, оставив в Лондоне сына-священника, отплыл в Лиссабон и в течение нескольких месяцев окормлял и утешал православных людей ( ... )

Reply

Re: прот. Евгений Попов fr_hamlet June 8 2009, 18:20:36 UTC
какая личность интересная!

Reply

Re: прот. Евгений Попов hgr June 9 2009, 21:31:38 UTC
еще какая! и с Хомяковым, помнится, был знаком, и с Пальмером. по кр. мере, какие-то важные донесения по этому поводу писал. (это я же и цитировал в комментариях к Хомякову, но сейчас не могу вспомнить деталей).

насчет епископства он был совершенно прав. вдовый священник имеет полное каноническое право становиться епископом, никаких специальных постановлений для этого не нужно (т.к. не было никаких постановлений про обязательность монашества).

Reply

Re: прот. Евгений Попов fr_hamlet June 9 2009, 22:26:32 UTC
а стоило ли в те времена (да и сейчас) так настаивать на этом? если тебя призвали к епископству, и ты чувствуешь, что действительно сможешь на этом поприще принести пользу, зачем ставить условия? чтобы "откосить" от хиротонии или кому-то что-то доказать? и то, и другое, скорее всего, пошло в ущерб реальной насущной церковной пользе.

действительно idea fix... и где бы он с нею оказался 1922 г., живи он на полвека позже?

тот же св. Иннокентий (Вениаминов) сам из вдовых. и тоже не был поначалу в восторге от предложения постричься в монахи. но соображения церковной пользы взяли верх.

кстати, в ИПЦ почитают митр. Иннокентия Московского во святых?
(лично мне он, почему-то, очень сильно напоминает свщмч. Кирилла Казанского: они даже внеше похожи. но дело не только в сходстве обликов).

Reply

Re: прот. Евгений Попов hgr June 9 2009, 22:31:07 UTC
трудно судить со стороны (мне сейчас) о тогдашней церковной пользе вообще и о намерениях сего отца в частности.

Иннокентия не почитают специально, но почитать не воспретят.

Reply

Re: прот. Евгений Попов fr_hamlet June 9 2009, 22:47:16 UTC
ОК х 2

Reply

Re: прот. Евгений Попов nectarius June 9 2009, 22:40:26 UTC
Ну, а зачем профанировать таинство, давая обеты, которые не собираешься исполнять?

Reply

Re: прот. Евгений Попов fr_hamlet June 9 2009, 22:45:21 UTC
в общем, да...

хотя свт. Иннокентий, после серьёзной и долгой внутренней ломки, обеты дать решился. и соблюдал.

впрочем, это был ЕГО (св. Иннокентия) путь, а путь о. Попова мог быть иным...

Reply

Re: прот. Евгений Попов nectarius June 9 2009, 22:52:42 UTC
Архиерею в принципе невозможно соблюдать монашеские обеты, за исключением безбрачия. Кстати, в Греции я слышал такую точку зрения (и мне она кажется верной), что и рукоположенный из монахов архиерей перестает быть таковым, становясь просто целибатным священнослужителем. Многие перестают носить монашеские аксессуары - параманы, схимы.

Reply

Re: прот. Евгений Попов fr_hamlet June 10 2009, 00:55:47 UTC
ну, тут уж Вам виднее, спорить просто не могу.
точно то же мне некогда говорил в приватной беседе и ректор МДАиС вл. Евгений (Решетников).

Reply

Re: прот. Евгений Попов andrei_platonov June 10 2009, 05:02:01 UTC
Потому и надо смотреть на смысл, а не на форму. Смысл канона в том, чтобы отобрать для управления церковью подвижников, чья жизнь отдана Господу. В то время это были монахи. Если о. Попов показал себя таким подвижником и бесспорно подходит, то при чем тут вообще пострижение в монахи.
Христианство все-таки утверждалось на борьбе с законничеством. Понятно, что для греко-римский правовой подход во времена симфонии особенно превратил соборные решения в "каноническое право", но то государство давно умерло - нам что за дело. Зачем эти бремена неудобоносимые?

Reply

Re: прот. Евгений Попов floweth June 11 2009, 11:23:28 UTC
О, несомненно показал.

Среди 600 страниц папки "Дела о военнопленных" архива Лондонской Русской церкви масса писем русских офицеров и нижних чинов, взятых в плен во время Крымской войны, о. Евгению. По словам благодарности можно судить о самоотверженном служении о. протоиерея.

В 1854 - 56 гг. он часто, одно время еженедельно, бывал в лагерях, устроенных англичанами в Льюисе (к юго-востоку от Лондона), Портсмуте (на западе), Саутхемптоне. Поглядите на карту, и прикиньте, сколько времени нужно почтовому дилижансу, чтоб доехать туда из Лондона. О. Евгений служил, исповедовал (исповедные списки занимают несколько десятков листов), причащал, напутствовал, ходатайствовал перед английскими и российскими властями, передавал деньги, вещи, письма. Успешно ходатайствовал перед Синодом об устроении временных часовен...

Reply

где бы он с нею оказался 1922 г. andrei_platonov June 10 2009, 06:35:40 UTC
Всё тот же формализм логики. Если против монашеского епископата, то сразу обновленец, раскольник и прислужник ЧК. Хотя человек себя показал уже верным служителем церкви и ничего еретического не предлагает.
Может и ап. Петр в 1922 г. к обновленцам пошел бы?

Reply

Re: где бы он с нею оказался 1922 г. fr_hamlet June 10 2009, 12:41:40 UTC
я всё более и более убеждаюсь, что погорячился...

Reply

Re: прот. Евгений Попов nochnijvran June 10 2009, 20:15:08 UTC
Если подчодитьпрагматично, в лучшем смысе этого слова, то ты прав.

Reply


Leave a comment

Up