Небесный Лось

Dec 09, 2011 02:34

...или Странный и пространный постинг

(в каком-то смысле, продолжение разговора о погоне за Белым Оленем)

В прежние века у очень многих народов, в том числе и на Руси, созвездие Большой Медведицы носило название "Лось", а Млечный Путь считался межзвёздной тропой, по которой некий Охотник (вариант: Медведь) в начале времён преследовал сего рогатого зверя (т.е. Лося или, как вариант, Оленя, или же Полуоленя-полулося).



Самые архаичные из подобных мифов говорят, что результатом этой небесной погони стало освобождение солнца, или проглоченного Сохатым, или унесённого им на рогах в тайгу Вехнего Мира. Ночь сменилась днём. Но Лось (или Олень, или Полуолень-полулось) на этом не успокоился: каждый вечер он снова и снова появляется на небосводе в образе Большой Медведицы и похищает дневное светило. И каждую ночь Охотник снова и снова преследует его, и к утру освобождает солнце.

У космического Лося во времена оны было шесть или даже восемь ног, что позволяло ему бегать очень быстро и перепрыгивать через любые препятствия. Но после первой погони Охотник лишил его "дополнительных" конечностей, сократив их число до четырёх (см. тут и тут).



О важной роли Лося в древних космологиях свидетельствуют и археологические материалы, и наскальные изображения. Он очень часто воспринимался нашими предками как животное, связанное с Верхним Миром. И особенно - с солнцем: ведь недаром его рога так напоминают солнечные лучи.

Одно из самых ярких свидетельств первобытного почитания Лося (или Полуоленя-полулося) сохранилось на берегах Амура, среди петроглифов Сикачи Аляна. (Когда-то мною о них уже упоминалось здесь; о самом нанайском селе, близ которого находятся эти древние изображения, см. здесь). Самые ранние петроглифы относятся к XII-VIII тысячелетия до РХ, средние по возрасту - к VI-III тысячеслетие до РХ, а поздние - V-XVII вв. по РХ.

Одним из древнейших (и моим самым любимым) является высеченный на базальтовой глыбе "Солнечный Лось":



Вот прорись этого петроглифа:



А вот его описание, а также изложение связанного с ним мифа: "Самый известный зооморфный петроглиф Сикачи - Аляна - лось. Лось или олень - сакральное изображение солнца. Продольное туловище, едва заметные ноги, длинная шея и маленькая голова - всё готово к стремительному бегу. Внутри туловища животного несколько концентрических кругов - знаки, связанные с солнцем. Это лось небесный, герой мифов, и преданий многих народов...

Про небесного лося у нанайцев есть легенда: «Жил на небе лось, и однажды он проглотил солнце, темно стало на земле, нет света и тепла. Плохо стало жить людям на земле. И тогда один храбрый охотник смастерил лыжи, лук и стрелы и пошёл по следам лося. Охотник догнал его, выстрелил из лука и освободил солнце. Снова оно засияло на небе, стало тепло и светло. И так продолжается каждую ночь - охотник идёт вслед за лосем, освобождает солнце, и на земле наступает рассвет. А вечером - лось снова проглатывает солнце и погоня продолжается. А лыжню охотника можно увидеть на ночном небе - это Млечный путь»"
.

Весьма сходные предания о священном Лосе зафиксированы у многих других народов: от Дальнего Востока, Алтая, Сибири - и до Финляндии, а также у индейцев Северной Америки. Что говорит о глубокой древности этого мифа.

Удивительно похожие на сикачи-алянский петроглиф  изображения Сохатого были найдены археологами в скифских Пазырыкских курганах на Алтае. Вот, например, украшение из кожи "Лось в когтях грифа", V-IV вв. до РХ (ср. с прорисью "Солнечного Лося"):



У Небесного Лося, естественно, есть Лосиха. Подземная. Так, в мифологии эвенков, Лосиха (вариант: Олениха), находясь в Нижнем Мире у корней Мирового Древа, рождает для земли (для Средний Мира) зверей и людей. И к ней же возвращаются души умерших. Душа шамана в момент посвящения должна быть проглочена Праматерью-Лосихой и заново рождена ею уже в ином каечестве, с новыми свойствами. Эвенкийские родовые святилища представляли собой скалы, скрывающие внутри зооморфного предка - звериную мать в виде лосихи или самки дикого оленя.

Вот так. Мужская ипостась Лося (Оленя, Полуоленя-полулося) связана с Верхним Миром и с солнцем, женская - с Нижним Миром, и является Праматерью всего живого.

В Индии образ Небесного Лося трансформировался в чудесного оленя по имени Шарабха:



Вот что что о нём можно прочесть в древних текстах: "Шарабха обычно описывается как дикий могучий зверь, способный вступать в борьбу с крупными хищниками, превосходящий по силе даже льва. Древние индийцы полагали, что шарабха имел восемь ног (его называли аштапада - «восьминогий»), и считали его «жителем» снежных гор и лесов. ... Сохраняются его описания как зверя, похожего на оленя, но с более крупным телом, могучего и быстрого.

...Прообразом шарабхи в индийской традиции был лось, наиболее сильный и крупный представитель семейства оленевых, живущий в северной лесной зоне, обладающий быстрым бегом, способностью преодолевать различные препятствия, болота и реки, вступающий в борьбу с хищником («Хороший удар передней ноги лося, - свидетельствует А. Брэм, - иногда сваливает волка замертво»). С лосем - животным северных лесов и лесостепей - вполне могли быть знакомы предки индийцев на своей прародине.

...Венгерским ученым Б.Мункачи было высказано мнение, что древнеиндийское слово «шарабха» соответствует названию лося у угорских народов Зауралья - манси и хантов: «шор(е)п»; «сарп», «шарп» и пр.; эту точку зрения позднее разделяли специалист по финно-угорским языкам Э. Леви, санскритолог Т. Барроу и некоторые другие ученые. обращает на себя внимание сходство мотивов в древнеиндийских сказаниях о многоногом шарабхе и в угорских преданиях о лосе"
.



Поскольку в мифах Лось и Олень нередко взаимозаменяемы, приходит на память один из красивых обычаев православных эвенов: "...Эвены ... бережно хранили в специальных чехлах иконы, которые развешивали в юрте за перекладину стенового каркаса в переднем углу юрты, напротив входа. Назывались иконы нэнун - «святыни». ... Во время кочевок иконы перевозились на специальном олене - Нэн Урук-  «носителе святынь». В качестве Нэн Урук выбирали самого красивого оленя белой или пестро-белой масти, с нетронутыми рогами, подпиливать которые было запрещено".

Ну, и, конечно, вспоминается неуловимый  Белый Олень из легенд о рыцарях Круглого Стола, из житий таких святых, как Евстафий Плакида, Иулиан Гостеприимный и Губерт Льежский, из книг Льюиса.

И Звёздный Олень из "Лунной радуги" Сергея Павлова:
"- Где мы? - спросил человек.
- На звездной дороге, - ответил Звездный олень. Сверкнув рогами, грациозно выгнул шею и посмотрел вперед. - Пойдем?
- Конечно. Другого пути у нас нет.
И они пошли рядом" (ц).



"Оленья" символика уже больше тысячи лет как переосмыслена в христианском ключе (как и символика Феникса, пеликана, единорога и др.). Почему бы, неся Благую Весть, например, коренным народам Приамурья (далёким потомкам создателей петроглифов Сикачи-Аляна), не наполнить христианскими смыслами и "лосиную" символику? Для этого, конечно, мало просто дорисовать стилизованный Крест между рогов Солнечного Лося (ср. с Белым Оленем; хотя, эмблема могла бы получиться красивая).

Образ Праматери-Лосихи, на мой взгляд, можно рассматривать как аллегорию Церкви: она возлежит у корней Древа Жизни (Креста Христова) и заново рождает (в Крещении) человеческие души.

А вот как быть с шести(восьми-)ногим Небесным Лосем, похищающим на ночь солнце и скачущим по Млечному Пути в образе созвездия Большой Медведицы? При том, что он и сам, благодаря форме своих рогов, является олицетворением солнца? А ведь и Охотника придётся тоже истолковывать...

В общем, не простой образ. Надо подумать на досуге.
        
Previous post Next post
Up