...Нгома Лунгунду - "барабан грома"
По-видимому, не только у иудеев Египта в древности существовали собственные Храмы, альтернативные Иерусалимскому - на нильском острове
Элефантина и в
Леонтополисе. И в Йемене, у обитавших там евреев, тоже, судя по всему, некогда было своё святилище со своим священством. Причём главной его святыней был некий ковчег, почитавшийся в качестве Ковчега Завета, будто бы спасённого перед разрушением Храма Соломона.
Согласно одному из преданий йеменских евреев, их предки прибыли сюда за несколько десятилетий до падения Иерусалима, уверенные в скором исполнении предсказаний Иеремии (21:9). На призыв первосвященника Ездры возвратиться в Израиль они ответили отказом, не веря в долговечность нового еврейского государства. За что были прокляты Ездрой и, в свою очередь, предали его херему (анафеме). Возможно этот конфликт породил в среде йеменских иудеев некое самостийное религиозное движение, сторонники которого и создали собственное святилище, альтернативное Храму. Причём, в отличие от пустого Святого святых в Иерусалиме, обладавшее собственным ковчегом, претендовавшим на тождество с Ковчегом Завета.
А со временем эта таинственная реликвия была перенесена её хранителями из Йемена в юго-восточную Африку, где стала известна как "Нгома Лунгунду" - "барабан грома".
Профессор генетики Тудор Парфитт из Лондонского университета обнаружил подтверждение семитского происхождения членов зимбабвийского племени Лемба, которое искони считает себя одним из «колен Израилевых».
Этот народ, численностью около 80 000 человек, живет в центре Зимбабве и на севере ЮАР.
О еврейских корнях племени Лемба говорят их устные предания и многие обычаи: хотя большинство членов племени ныне исповедуют христианство, они практикуют обрезание (не распространенное среди других зимбабвийцев), не едят свинину и забивают скот особым способом, похожим на тот, что применяется на кошерных бойнях. Мужчины племени носят головные уборы типа кипы и молятся на особом священном языке, в котором перемешаны еврейские и арабские слова. На могилах они изображают «звезду Давида». Также обычаи Лемба запрещают им смешиваться с другими племенами.
На фото: Нгома Лунгунду - Ковчег Завета?
Генетические тесты показали, что родоначальниками племени были семь или восемь мужчин, вместе с семьями переселившихся в Африку из северной части Аравийского полуострова. Лемба и нынешние евреи имели общего предка, жившего более 3.000 лет тому назад, во времена Моисея и Аарона, где-то на севере Аравии. Эти выводы ученых перекликаются с племенным преданием о том, что предки Лемба вышли из Святой Земли около 2500 лет назад и переселились в Йемен. А уже оттуда, спустя века, будучи вытеснены мусульманами, прибыли в места своего нынешнего обитания.
Внутри племени выделяется клан священников, именуемый «Буба». Профессор Парфитт обнаружил у Буба генетическое родство с хорошо известными генетикам ашкеназскими Коэнами - потомками священнослужителей Иерусалимского Храма: маркеры ДНК, найденные у представителей рода Аарона, в тех же пропорциях присутствуют в ДНК Буба.
Кроме того, Лемба сохранили древнюю реликвию, которую считают библейским Ковчегом Завета, спасенным их далёкими предками перед разрушением Первого Храма Навуходоносором (586 г. до РХ) и перенесённым ими из Иерусалима через Йемен в Африку. На их языке святыня называется «Нгома Лунгунду» - «барабан грома». Он представляет собою большой круглый барабан с четырьмя кольцами, в которые продевались шесты при его перенесении с места на место. В представлениях Лемба функции Нгома Лунгунду полностью соответствуют тому, что в Писании говорится о назначении Ковчега Завета. Но внешний вид явно отличается от описания в 25 главе Книги Исход.
Около 600 лет назад оригинальный Нгома Лунгунду сгорел, но не до конца, и с использованием его обгорелых фрагментов был создан новый Ковчег. Реликвия потерялась в 70-е годы, но недавно ее нашли в столице Зимбабве Хараре. При деятельном участии профессора Парфитта «Нгома Лугунду» выставили в столичном музее. На открытие экспозиции собрались тысячи представителей племени Лемба.
(см.
здесь,
здесь,
здесь)
PS. Согласно Второй Книге Маккавеев, пророк Иеремия спрятал Ковчег Завета в пещере на горе Нево: "Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашёл жилище в пещере и внёс туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберёт сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место" (2Макк. 2:4-8).
По одной из версий, приводимых в Талмуде, царь Иосия приказал спрятать Ковчег в тайнике под так называемым краеугольным камнем мироздания во Святая святых или под полом Дровяной палаты Храма. По другой версии, Ковчег был увезён в Вавилон, где его следы теряются.
В то же время Эфиопская православная церковь утверждает, что Ковчег находится в Аксуме, под опекой священников собора Святейшей Девы Марии Сиона. Этот ковчег - Табот - считается величайшей святыней, и во всех церквях страны хранятся его копии. Каждый год во время праздника Максаль, по окончании сезона дождей, из храма выносится копия таинственной реликвии.
Относительно того, как Ковчег Завета мог попасть в Аксум, существуют две основые версии. Одна основывается на эфиопском литературном памятнике «Кебра Нагаст» («Слава царей»), который, вероятно, был написан в XIV веке. В нём излагается легенда, согласно которой царица Савская родила от царя Соломона сына по имени Байна-Легкем, который стал впоследствии царём Менеликом I и основал династию негусов. Менелик тайно перенёс Ковчег Завета в Эфиопию, где тот был помещён в одном из храмов Аксума, бывшей столицы страны.
Вторая "эфиопская" версия связывает исчезновение Ковчега с правлением царя Манассии (687-642 до н. э.). Согласно ей, Ковчег забрали из Храма священники, стремившиеся оградить его от осквернения этим нечестивым царём. Священники доставили Ковчег в Египет, в место, называвшееся «Бэр а-Нешамот» (букв. «Колодец душ»), оттуда он попал на остров Ив (Йева, Элефантина), на Ниле. Там для него был построен новый храм, в котором Ковчег хранился следующие 200 лет. Когда же этот храм был разрушен, его скитания возобновились, и Ковчег, в результате, оказался в Эфиопии. Там его переправили на остров Тана-Киркос, где установили в обычном шатре, в котором ему поклонялся простой народ. На протяжении последующих восьми столетий Ковчег был центром важного и своеобразного иудейского культа. После принятия эфиопами христианства, святыня была переправлена в Аксум.
(см.
здесь)