Небольшое примечание: по-моему, гонялись не за хиастолитами, а за неизвестным минералом.
>«Лезвие бритвы», бесспорно, было написано с расчетом на его хирургическое применение. И от того, как оно резануло по больным местам, порой слышны крики по сей день. Крики слышны в первую очередь относительно Ефремова вообще - за слово "коммунизм", за отсутствие пост-ап, и даже за то, что русский.
>К примеру, система общественного воспитания детей у многих традиционно вызывает инстинктивное неприятие - разве можно отнимать ребенка у матери? По-моему, большинство из них озабочены не столько благополучием ребенка, сколько собственной властью. И у Ефремова не говорится, что матери спихивают детей на общество вот прям сразу после рождения и больше с ними не видятся.
>>по-моему, гонялись не за хиастолитами, а за неизвестным минералом. За мифологизированным хиастолитом, которому приписано много интересных свойств.
>> у Ефремова не говорится, что матери спихивают детей на общество вот прям сразу после рождения и больше с ними не видятся В ТА ребенка сдают в ясли в год в обязательном порядке, или уезжают с ним на Остров Матерей. И в интернатах добиваются, чтобы ребенок жил в обществе, а не замыкался в одиночестве или в компании одного человека. Даже рвут связи, которые имеют тенденцию к такому замыканию. Я же говорю, это не утопия. И в то же время это не Стругацкие, где один подросток шпыняет мелюзгу при равнодушии учителя, а другой учитель натравливает на него своих воспитанников, чтобы скрыть свою беспомощность в сложной ситуации.
Даже с точки зрения "традиционных" матерей ИМХО в интернатской системе есть смысл: ты не носишься, как белка в мясорубке, круглые сутки, чтобы и дитя успеть покормить-погулять, и работу поработать, и живопись пописать или там на йогу походить. Поэтому приезжаешь к ребёнку, скажем, раз в месяц весёлая, а не замотанная работой, и проводить время с ним, а не делишь его с кастрюлями и уборкой. И ребёнок на выходе имеет любимую маму, а не задолбанное суетой существо.
В этом смысле начинать надо не с интернатов, а с общепита и автоматизации уборки. Иначе получится, что традиционная мать готова доверить обществу детей, а бытовое обслуживание - нет ) В ефремовской модели быт автоматизирован. Полагаю, этот шаг логично предшествовал интернатской системе, хотя на этот счет у автора ничего не сказано. В моем детстве вот это было обидно. Сдать ребенка можно на пятидневку с ночевкой, а грязные полы и посуду никуда сдать нельзя.
К сожалению, с современными знаниями по нейрофизиологии идея массово растить здоровых людей в интернатах осуществима только при условии генетической модификации всей массы. При нынешней "аппаратной архитектуре" мозга, большая часть детей при помещении в интернат до трёх лет вырастает не социализированными. До семи-двенадцати - заметная часть. Это подробно описано у Ньюфилда; его теория в общем-то уже общепризнана и подтверждена рядом доказательных исследований. Признать теорию 100% истиной, может, и рано, но в современном мире с ней следует считаться, нельзя просто игнорировать её существование.
И еще раз подчеркиваю, что у меня в заметке про то, как у Ефремова, а не про то, как правильно )) У Ефремова тоже не "как правильно", а "как вероятно". Как раз в те времена, когда были ясли и с года, и с полугода, дети вырастали офигенно социализированными. А то, что они потом искали и ищут материнскую фигуру до старости, зачастую загоняя в эту роль собственных детей, - это, если я правильно помню, проблема не социализации, а личностной депривации? Не исключено даже, что именно преждевременная сепарация детей поколение за поколением в период ТА привела в итоге к поиску глобальной материнской фигуры и сползанию цивилизации в сторону женского культа во время ЧБ.
Смотря что называть "социализацией". Если взять за это качество высокий уровень развития эмоционального интеллекта (правда, с "высоты" развития моего лично эмоционального интеллекта, нормальный уровень его развития непознаваем, поэтому мои суждения вероятно искажены), то очень нет. Горизонтальные связи в социуме были нарушены. Историческая "община" ("мир") исчезла. Туда ей, впрочем, и дорога. Но взамен ничего не получилось.
Чисто по вики, "Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе." Про эмоциональный интеллект никто ничего не обещал. Навскидку, умение накачаться алкоголем тоже может быть частью социализации в обществе определенного типа. Впадание в пьяное буйство здесь мешает нормальному функционированию в обществе, но отказ от алкоголя является нарушением социальной нормы.
Comments 35
Небольшое примечание: по-моему, гонялись не за хиастолитами, а за неизвестным минералом.
>«Лезвие бритвы», бесспорно, было написано с расчетом на его хирургическое применение. И от того, как оно резануло по больным местам, порой слышны крики по сей день.
Крики слышны в первую очередь относительно Ефремова вообще - за слово "коммунизм", за отсутствие пост-ап, и даже за то, что русский.
>К примеру, система общественного воспитания детей у многих традиционно вызывает инстинктивное неприятие - разве можно отнимать ребенка у матери?
По-моему, большинство из них озабочены не столько благополучием ребенка, сколько собственной властью.
И у Ефремова не говорится, что матери спихивают детей на общество вот прям сразу после рождения и больше с ними не видятся.
Reply
>>по-моему, гонялись не за хиастолитами, а за неизвестным минералом.
За мифологизированным хиастолитом, которому приписано много интересных свойств.
>> у Ефремова не говорится, что матери спихивают детей на общество вот прям сразу после рождения и больше с ними не видятся
В ТА ребенка сдают в ясли в год в обязательном порядке, или уезжают с ним на Остров Матерей. И в интернатах добиваются, чтобы ребенок жил в обществе, а не замыкался в одиночестве или в компании одного человека. Даже рвут связи, которые имеют тенденцию к такому замыканию. Я же говорю, это не утопия.
И в то же время это не Стругацкие, где один подросток шпыняет мелюзгу при равнодушии учителя, а другой учитель натравливает на него своих воспитанников, чтобы скрыть свою беспомощность в сложной ситуации.
Reply
Reply
В ефремовской модели быт автоматизирован. Полагаю, этот шаг логично предшествовал интернатской системе, хотя на этот счет у автора ничего не сказано.
В моем детстве вот это было обидно. Сдать ребенка можно на пятидневку с ночевкой, а грязные полы и посуду никуда сдать нельзя.
Reply
Reply
Как раз в те времена, когда были ясли и с года, и с полугода, дети вырастали офигенно социализированными. А то, что они потом искали и ищут материнскую фигуру до старости, зачастую загоняя в эту роль собственных детей, - это, если я правильно помню, проблема не социализации, а личностной депривации?
Не исключено даже, что именно преждевременная сепарация детей поколение за поколением в период ТА привела в итоге к поиску глобальной материнской фигуры и сползанию цивилизации в сторону женского культа во время ЧБ.
Reply
Reply
Reply
ЖЗЛ-ка про Ефремова и фолиант его Переписки вам знакомы?
Reply
Leave a comment