Нашла статью про кино, написанную как-то по приколу. Прикололась еще раз.
Как украсть миллион... идей
(об источниках вдохновения голливудских сценаристов)
Говорят, Джордж Лукас как-то признался, что его всегда вдохновляла советская фантастика. В частности, роман И.Ефремова про космос. Особенно ему нравилось имя одного из героев, красивое русское имя - Дар Ветер...
Так вот, не один Лукас такой умный.
Некоторое время назад попался мне на глаза фильм "Pitch black", который по-русски называется то "Кромешная тьма", то "Черная дыра". Произведение в жанре типакосмического киберпанка. Корабль в космосе встречается с метеоритом, причем последний пробивает первого навылет прямо сквозь капитана. Управление кораблем берет на себя нервная пилотесса, которая нервно пытается отстрелить отсек с 10-ю пассажирами, мешающий нормальной посадке. Ей не позволяют совершить эту подлость, поэтому при ненормальной посадке гибнет всего 30 пассажиров, а куча колоритных персонажей благополучно высаживается на поверхность негостеприимной планеты, где их будут истреблять уже поодиночке. Сюжет достаточно известный, и тем не менее в фильме нашлась вещь, от которой у меня, привычного ко всему зрителя, глаза вылезли на лоб поверх бровей...
Истребление персонажей было доверено специфическим монстрам, которые боялись света, нападали только в темноте, шли на запах крови, а в поперечном сечении имели зачем-то выраженную крестообразную форму... Мне это что-то смутно напомнило, но мысль о том, что голивудские киноделы смогли осилить хотя бы первые главы "Туманности Андромеды", показалась ересью.
Когда герои обнаружили, что на них надвигается планетарная ночь, по длительности сравнимая с земной полярной, ощущение дежа вю сделалось уже нестерпимым. Они могли спастись, улетев с планеты... у них были два корабля, один сломанный, другой незаправленный... надо было всего-то по темноте дотащить то, что у них заменяло топливо, оттуда сюда. Собрав все, что могло светить, они тронулись. В смысле, в путь.
...Когда пилотесса мужественно заслонила своей грудью главного героя от крестообразного монстра, оставалось только взвыть.
Следующим по наглости оказалась "Below" ("Глубина") - мистический триллер про подлодку, которую преследуют неприятности. Помимо неприятностей, соответствующих логике сюжета, несчастную подлодку преследовали еще три совсем уж мистических проблемы - неизвестного происхождения стук по корпусу, непонятного происхождения надписи на нем же, и наконец, неожиданно налетевшая стая электрических скатов, которая попугала народ и смылась, не сделав ничего дурного...
Упомянутые неприятности смотрелись до жути загадочно и могли объясняться только тем, что сценарист прочитал "Акванавтов" С.Павлова, ничего в них не понял, но антуражем впечатлился по самое не хочу. Думаю, не имей сюжет фильма претензий на соответствие историческим реалиям, мы бы там и гидрокомбовые костюмы увидели.
А кубок первенства по объему ворованных идей все-таки прочно держит в лапках "Red Planet" ("Красная планета").
Вообще - поражаюсь, до чего просто пишутся сценарии. Берем "Страну Багровых Туч" - первое опубликованное произведение Стругацких. Заменяем Венеру на более модный и привычный Марс. Переименовываем всех героев на американский манер. Ничего не поняв в образе штурмана Крутикова (ну какой же он герой голливудского кино?), принимаем ответственное решение сделать из него женщину - получится политкорректно и можно будет ввести любовную линию. Геолога экспедиции Юрковского перепрофилируем в "специалиста по освоению планет", потому что геологу как таковому там делать нечего. Начальника экспедиции Ермакова, биолога Дауге, пилота Спицына и механика Быкова оставляем почти без изменений. У пилота даже будет такая же девушка, которая за него волнуется, а у механика - знаменитая бесстрастная красная физиономия. Вместо вездехода (ножками прогуляются!) экспедиция оснащается интеллектуальным роботом, который только и ждет повода перебить всех космонавтов. Поехали!
Не буду говорить обо всех кошмарных моментах в этом фильме. Только о двух...
...Сцена гибели пилота Богдана Спицына - одна из самых драматичных и впечатляющих сцен, какие мне только попадались в литературе. Ею одной Стругацкие заслужили бы право называться классиками. Геолог уходит на разведку вдвоем с пилотом, а возвращается один и недоумевает - где пилот? у него был поврежден скафандр, я отправил его назад... идти надо было по прямой, местность открытая, что могло случиться? Тревога, поиски... и ничего. Совсем-совсем ничего. Ни тела, ни следов. Только брошенная винтовка...
В "Красной планете" эта загадка разгадана. "Специалист по освоению планет", повздорив с пилотом, сталкивает его с обрыва и неубедительно отмазывается - мол, это он сам со стыда в пропасть бросился!
Второй кошмар - это марсианские жуки, которые едят водоросли и выдыхают из себя кислород. При ближайшем рассмотрении в них угадываются космические мухи из рассказа все тех же Стругацких, которые ели воздух и перерабатывали его на полимеры. Что характерно, биолог из фильма поступает в точности как его коллега из этого рассказа - приберегает парочку насекомых для науки и пользы человечества, а остальных истребляет в целях безопасности...
Кстати, на закуску автор сценария прочел "Лучший экипаж Солнечной" О.Дивова, или что-то в этом роде. Потому что я не представляю, как еще американец додумался бы соорудить на борту космического корабля из дорогостоящего лабораторного оборудования... правильно - самогонный аппарат!
Ну что ж...
Анализируя эту забавную голливудскую тенденцию, рискну предположить, что в скором времени мы увидим фантастический боевик про злобную советскую разведку, которая охотится в Индии во время второй мировой за изобретателем примитивного лазерного ружья, которого все время спасает загадочная маленькая девочка с татуировкой в виде кириллических букв на сгибе локтя... В финале изобретателя убьют, но девочка найдет заброшенный марсианский корабль, в корабле - контейнер, в контейнере - металлический цилиндр с копией своей татуировки, в цилиндре - игла, дальше придумайте сами...
PS: Да, кстати... Прославленные джедайские мидихлорианы никого вам не напоминают? А вы перечитайте "Лунную Радугу" С.Павлова, перечитайте.