(no subject)

May 07, 2012 12:00


Один из самых популярных на Западе сюжетов - история возвращения и мести. Появившись в незапамятные времена, он до сих пор крайне широко употребляется в массовой культуре, что говорит о его глубоком соответствии движениям западной души. Способы мести сводятся к трём основным видам: протагонист может снискать себе силу и расправиться с обидчиками путём физической расправы ("бандитский метод"); он может снискать себе власть и собственность и, применяя их с умом, поместить врагов в невыносимые условия ("политический метод"); а также он может заручиться поддержкой некой могущественной силы, магической или не очень, и отомстить с её помощью ("союзнический метод"). Эти способы в различных сочетаниях и порождают всё разнообразие историй о возмездии. Интересно отметить, что все три способа являются различными вариантами развития одной и той же предыстории, которая была описана явно только в XX веке.

Что же касается русской культуры, то здесь популярен другой исход: страдалец перестаёт быть жертвой, но обидчикам по какой-то причине не мстит (умирает либо сбегает, но отказывается от мести). Обидчиков же в дальнейшем постигают всевозможные бедствия. Целенаправленной мести для этого оказывается не нужно: достаточно того, что их "источник счастья" в виде истязаемой жертвы был выключен. При этом бывший страдалец не даёт забыть обидчикам о причине их бед, регулярно напоминая о себе тем или иным способом (например, превращаясь после смерти в привидение и пугая по ночам важных лиц, плохо относившихся к нему при жизни (местью это не является, поскольку не причиняет прямого вреда, но на души обидчиков действует уязвляюще)).

синематографъ, литература, софистика, Запад

Previous post Next post
Up