Разминка

Jan 07, 2014 04:01

В преддверии Sherlock 3.03 - пост-модернизм и перевертыши в первых двух сериях сезона и возможные мотивы грядущей серии. Выкладки из моей головы. Попытки собрать то, что есть, в единое целое.
Я не буду говорить здесь о мотивах действий героев, только о Конан-Дойле и о том, как создатели сериала и, в первую очередь, Марк Гэтисс, реализовали тексты рассказов в новом сезоне, вернувшись к тому, с чего начали: виртуозному пост-модерну, обыгрыванию известных сюжетов в новых обстоятельствах.
Поправка: первая серия становится яснее лишь после второй, соотвественно многое во второй незаметно без третьей.

Справка номер один:постмодернизм - основное направление современной философии, искусства и науки. Главным объектом постмодернизма стал Текст с большой буквы. Большую роль играют ирония и использование готовых форм. Основные мотивы - "игра", "отражение". Любимые приемы жанра - аллюзия и реминисценция. Нивелирует расстояние между элитарным и массовым потребителем.

Справка номер два:Марк Гэтисс - английский сценарист, продюссер и писатель. Известен как автор постмодернистического романа с детективной интригой "Клуб "Везувий". Любимая книгша - биография Агаты Кристи. Телевизионный деятель. Получил великолепное образование в Бреттон Холле в Йоркшире. Известен тягой к сверхъестественному и тем, кто всесторонне изучает предмет интереса.

Примечание: ни один из использованных рассказов не был перенесен с доскональной точностью на экран, не зацепив остальные. Так, ситуация с часами Ватсона, на самом деле была в "Знаке четырех", в сериале же Холмс определяет биографию сестры Ватсона по телефону в первой серии. Таких мелочей масса, что дает право предполагать, что рассказы были выпотрошены и переделаны, подобно "Облачному атласу" (технически, я имею ввиду) еще до съемок первого сезона. Но пока я остановлюсь только на третьем.

Серия первая.
"Пустой гроб" - рассказ "Пустой дом".
В этом рассказе Шерлок Холмс возвращается с того света.
Напомню вкратце: Конан-Дойл дает весьма туманный ответ на вопрос "как", тем более словами самого Шерлока. В тайну был посвящен только Майкрофт, Холмсу было важно, чтобы его считали мертвым - целью было разобраться со всеми остальными врагами, кроме Мориарти.
Напомню, Холмс выставил свою восковую куклу и заныкался с Ватсоном в пустом доме напротив, чтобы выследить своего убийцу, подручного Мориарти: полковника Себастьяна Морана. Который, между прочим, является лично и попадает на крючок.
Детективная подоплека сюжета - убийство юного Рональда Адэра, совершенное непонятно как и непонятно кем. Юный картежник был застрелен в голову, деньги и драгоценности не пропали, улик нет. Конечно, убийцей оказался Моран. Но суть в том, что из этого рассказа мы узнали о том, что Ватсон на самом деле включился в процесс чуть более чем полностью, и после гибели Холмса занимал свой разум детективным загадками. Вот что он говорит о самом себе:
" Вполне понятно, что со времени моей тесной дружбы с Шерлоком Холмсом я начал проявлять глубокий интерес к разного рода уголовным делам, а после его исчезновения стал особенно внимательно просматривать в газетах все отчеты о нераскрытых преступлениях. Не раз случалось даже, что я для собственного удовольствия пытался разгадать их, пользуясь теми же методами, какие применял мой друг, хотя далеко не с тем же успехом. Однако ни одно из этих преступлений не взволновало меня в такой мере, как трагическая гибель Рональна Адэра. Прочитав материалы следствия, установившего только то, что "убийство было преднамеренным в совершено одним или несколькими неизвестными лицами", я глубже чем когда бы то ни было осознал, какую тяжелую потерю понесло наше общество в лице Шерлока Холмса."
Рассказ "Пустой дом" был проходным рассказом, поскольку был создан исключительно ради возвращения Шерлока Холмса из-за писем читателей. Впереди маячил еще десяток рассказов точно, и К-Д. мог не уделять внимания интриге здесь, а обрубить рейхенбахские хвосты. Более того, рассказы не связаны единой линией. В отличие от сериала.
В распоряжении Гэтисса и Моффата три серии в сезон. Три серии сериала "о детективе", а не "детективного сериала", по их же собственному выражению, но! - тем не менее, использовать одну треть сериала на только лишь возвращение Шерлока они - а в контекте первой серии я предпочитаю говорить только о Гэтиссе, на самом деле - позволить себе не могли.
В 3х01 есть несколько хорошо проработанных линий: линия Андерсона, начавшаяся с рождественского эпизода "Many Happy Returns", линия доктора Ватсона, линия Шерлока, линия Морана.
Начну с Андерсона. Здесь он принял на себя ввиду обстоятельств необходимость был доктором Ватсоном. Тяга к расследованиям захватила его. В попытке доказать нелепый факт того, что Шерлок жив, буквально сойдя с ума на почве навязчивой идеи, Андерсон превращается из посредственного сотрудника Скотланд-Ярда во вполне себе приличного детектива. Он собирает факты, анализирует и постоянно подбирается ближе к правде. Именно в глазах Андерсона общество понесло тяжелую потерю в лице Холмса, и он старался загладить вину. Понятно, что реверанс фандому, безумные предположения о спасении, и прочие ужимки Гэтисса, отвлекающие от основной линии, занимают не последнее место, но! Важно то, что все жизнелюбие и адреналиновая наркомания доктора Ватсона воплотилась в Андерсоне. Оглядываясь на линию Андерсона в целом - Шерлок был для него не меньшим наркотиком, чем для Джона, но Джон не видел практической потребности в раскрытиях преступлений, а то время как Андерсон на самом деле - детектив, и при всей его бесполезности был на своем месте.
Джон же - жертва психотерапевта. Вместе с Шерлоком для него опять ушел смысл жизни. Ему не хватает войны, Шерлок давал ему войну. И много чего еще давал. Но интерес к расследованиям в Джоне отсутсвует. Промучавшись полтора года он знакомится с Мэри - и вуаля. Мы еще вернемся к Мэри, и пусть в воздухе повиснет вопрос: какое дело Шерлок расследовал полгода назад?
Возвращение Шерлока идет максимально близко к букве канона: Майкрофт, спонсировавший его разборки с людьми Мориарти решает, что Шерлоку надо вернуться. Мотивация - некая террористическая группировка появилась в Лондоне. Нельзя с уверенностью сказать, что это не люди Мориарти, даже Шерлок не уверен в этом. Он возвращается, пребывая в полной уверенности, что возвращается домой, но вместо Ватсона, Бейкер-стрит и традиционного для экранизаций обморока мы получаем безобразную драку в ресторане.
Вот цитата из рассказа, в которой Холмс говорит о своем возвращении:
"Итак, я немедленно приехал в Лондон, явился собственной персоной на Бейкер-стрит, вызвал сильный истерический припадок у миссис Хадсон и убедился в том, что Майкрофт позаботился сохранить мои комнаты и бумаги точно в том же виде, в каком они были прежде. Таким образом, сегодня, в два часа дня, я очутился в своей старой комнате, в своем старом кресле, и единственное, чего мне оставалось желать, это - чтобы мой старый друг Уотсон сидел рядом со мной в другом кресле, которое он так часто украшал своей особой. "
Но кресло пустует, друг не украшает его собой и ведет себя крайне агрессивно. Мэри перевернула его жизнь, говорилтон - и повторит это потом еще раз, и это еще один вопрос касающийся Мэри и того, что было полгода назад. Это сейчас недостаток данных. Тем не менее, Джон все равно сопровождает Шерлока в аналог пустого дома - в заброшенную ветку метро. Еще один момент из текста, перенесенный и обработанный с завидной дотошностью. Цитирую К-Д.:
"Я предполагал, что мы едем на Бейкер-стрит, но Холмс приказал кучеру остановиться на углу Кавендиш-сквера. Выйдя из экипажа, он внимательно осмотрелся по сторонам и потом оглядывался на каждом повороте, желая удостовериться, что никто не увязался за нами следом. Мы шли какой-то странной дорогой. Холмс всегда поражал меня знанием лондонских закоулков, и сейчас он уверенно шагал через лабиринт каких-то конюшен и извозчичьих дворов, о существовании которых я даже не подозревал. Наконец мы вышли на узкую улицу с двумя рядами старых, мрачных домов, и она вывела нас на Манчестер-стрит, а затем на Блэндфорд-стрит. Здесь Холмс быстро свернул в узкий тупичок, прошел через деревянную калитку в пустынный двор и открыл ключом заднюю дверь одного из домов. Мы вошли, и он тотчас же заперся изнутри.
Было совершенно темно, но я сразу понял, что дом необитаем. Голый пол скрипел и трещал под ногами, а на стене, к которой я нечаянно прикоснулся, висели клочья рваных обоев. Холодные тонкие пальцы Холмса сжали мою руку, и он повел меня по длинному коридору, пока наконец перед нами не обрисовались еле заметные контуры полукруглого окна над дверью. Здесь Холмс внезапно повернул вправо, и мы очутились в большой квадратной пустой комнате, совершенно темной по углам, но слегка освещенной в середине уличными огнями. Впрочем, поблизости от окна фонаря не было, да и стекло было покрыто густым слоем пыли, так что мы с трудом различали друг друга."
Опять же, взяв обстоятельства из оригинального текста, Гэтисс идею в отражение ее.. Лондонские задворки становятся метрополитеном, вагон - катафалк - дом. В действие вплетается левый персонаж - смотритель метро. Как отражение времени он необходим, поскольку наше время намного более социализированно и многолюдно чем то, о котором пишет К-Д. Информация, которую собирает Холмс, находится в руках других людей. Но так или иначе, в пустой до на Бейкер-стрит - заброшенную линию метро под парламентом, неизменный атрибут любой теории заговора, Холмс и Ватсон идут вдвоем.
Кстати, возвращаясь к оригинальному тексту: Холмс утверждает, что о том, что он жив, знал только Майкрофт, но при этом считает само собой разумеющимя, что его придут убивать. О том, что он жив, он никак не сообщает. Следовательно, большая часть информации до доктора Ватсона просто не дошла. Решение навестить доктора было скорее способом удержать его от БЕйкер-стрит, поскольку идея с куклой была проста и гениальна. Шерлок же является к Джону до того, как решает обнародовать свою жизнь. Желание удержать Джона от опасности = удержать рядом с собой. Болезненная логика Холмса, предтечей которой тоже является книга. Опять же - "не правда, а идея", как суть постмодернизма, перетекает из текста на экран. Шерлок на самом деле думает, что Джон рядом с ним будет в безопасности. Место рядом с бомбой правда самое безопасное в Лондоне: место рядом с "винтовкой Морана". И он тысячу раз прав, потому что Джона Ватсона похитили и пытались сжечь. И кто это и с какой целью - еще один повисший в воздухе вопрос, ответ которого в кроется в загадочных "полгода назад".
В игру вступает Моран. Как не прискорбно, придется признать этого Морана тем самым. Другого нам не дали. Этот Моран - политик и мыслит масштабнее, да и тигры у него больше.
Процитирую исходный текст о легендарном ружье Морана:
- Превосходное и единственное в своем роде оружие! - сказал он. - Стреляет бесшумно и действует с сокрушительной силой. Я знал немца фон Хердера, слепого механика, который сконструировал его по заказу покойного профессора Мориарти.
Что мы видим на экране? Превосходно сконструированный механизм, который занимает очень большую площадь, единственный в свое роде. По задумке он должен был взорвать парламент целиком, как и предполагает любая отсылка к Гаю Фоксу.
Так вот, откуда бы у политика Морана оружие такой разрушительной силы? Возвращаясь к исходному тексту: привет от Мориарти, привет спустя два года после смерти Джима. Еще из текста того же рассказа про Морана и Мориарти:
Вот тогда-то его и открыл профессор Мориарти, у которого он некоторое время был правой рукой. Мориарти щедро снабжал его деньгами, но к помощи его прибегал очень редко - лишь в двух или трех особо трудных случаях, которые были не под силу заурядному преступнику.
Значит, то, что Шерлок два года подчищал хвосты за Мориарти, лишь часть гениального плана Джима. И этот план с парламентом - тот самый очень редкий случай, когда Мориарти прибегнул к его помощи. Кстати, я действительно допускаю, что это тот самый Моран: с учетом того, как Джим позиционируется в сериале, свой человек в парламенте ему более необходим, чем охотник на тигров, ей-богу.
Опустим некрасивую серию с бомбой, я обещал не говорить о мотивах и действиях, но если Шерлок в этот момент понимает, что его обвели вокруг пальца - сцена становится яснее. Спасибо выключателю на бомбе, да.
Намеки первой серии дают понять, что Шерлок вернулся, чтобы поиграть в обычные шахматы, а с ним начали играть в трехмерные.
И здесь мы переходим к следующей части истории.

Серия вторая
"Знак трех" - рассказ "Знак четырех"
В этом рассказе доктор Ватсон встречает мисс Мэри Морстен и влюбляется в нее.
Как я уже говорил, "Знак Четырех" был растащен Гэтиссом по частям в предыдущих сериях, поэтому глава "Суть дедуктивного метода Шерлока Холмса" в серии со свадьбой Джона не участвует.
В отличие от "Пустого дома", я буду опираться здесь на серию больше, чем на текст, поскольку большая игра Мориарти набирает обороты, и здесь важна каждая мелочь. Более того, триггерные точки и жесты здесь важнее слов, впрочем, об этом в другой раз.
Итак, опорные точки серии: свадьба, Мэри, речь шафера, Шолто, речь шафера, вальс Холмса, эмоции Холмса, убийство, раскрытое за свадебным столом, Джон, иглы.
Триггерные точки "Знака четырех". Мэри, Холмс об эмоциях, влюбленность Ватсона, два Шолто, сокровища Агры, убийство, иглы, Тоби, Джонатан Смолл, пропажа индийских сокровищ, Мордекай Смит, катер и "Аврора".
Да, "Знак четырех" огромное самостоятельное произведение, намного больше остальных рассказов К-Д. Опять же, о сюжете вкратце: мисс Мэри Морстен обращается к Шерлоку Холмсу с просьбой найти ее пропавшего в Индии отца. Выясняется, что был найден некий клад, сокровища Агры, и Мэри и два брата Шолто тсали наследниками клада, который нашли их отцы. Братья Шолто были убиты, а клад пропал, и это позволило Ватсону сделать предложение Мэри.
Я забегу вперед и скажу, что в этой серии мы тоже имеем дело с рассказом "Конец Чарльза Огастеса Милвертона", и к нему относится вся детективная линия с девушкой-служанкой и привидением.
Что же касается Знака, как мы понимаем, Трех: Холмса, Ватсона и Мэри.
Из общих триггерный точек остаются трое героев, Шолто - только один! - Джонатан Смолл,а так же отравленные иглы.
Какие сокровища, о чем вы.
Эта серия, кажется на первый взгляд, стоит дальше всего от первоисточника, но на самом деле это не так.
Сохраняется один из основных элементов игры. Мэри и правда приходит к Шерлоку за помощью. Более того, Мэри убеждает Джона продолжать расследованием с Шерлоком. Расследование ведет к убийству с помощью отравленных игл, к убийству Шолто.
Это новый слой игры, и ни о какой однозначности не может идти речи, поскольку действия героев напрямую зависят от их поступков в прошлом. Я хочу напомнить про Мэри, про полгода назад, и про то, что она "изменила жизнь Джона". Во всем этом ощущения большой и радостной проблемы.
За длинным, бесконечным тостом Шерлока - длинная череда преступлений, которые он вроде бы раскрыл. Убийца-фотограф, отравленные игры, что может быть проще? что может быть сложнее.
Серию сложно оценивать без анализа построения сцен, но об этом в другой раз. Сейчас я не анализирую, я ищу параллели. Если в "Пустом катафалке" была игра с переносом и параллелями, то "Знак трех" - это игра с идеей и отражением, своеобразный коридор зеркал. Мы видим все ту же историю, вывернутую наизнанку. Неизменным остается острый ум Шерлока, выходящий далеко за грани сознания.
Пока для Джона Ватсона идет благолепие свадьбы, в Шерлока - судебный процесс над другим делом. Заметьте, во что превратились Чертоги Разума.
Все связано, все запараллелено.
И параллели выводят нас от Знака Четырех к Концу Чарльза Огастеса Милвертона. Король всех шантажистов, худший человек в Лондоне. Некий призрак, о котором говорили женщины. Служанка на поверку оказывается женой известного политика.
Тут политик по фамилии Моран начинает передавать привет благодарным слушателям.
А вот что пишет сам К-Д.
" - Боюсь, что я не смогу вам помочь, Лестрейд, - сказал Холмс. - Дело
в том, что я знал этого Милвертона и считаю его одним из самых опасных
людей в Лондоне. По-моему, есть преступления, на которые не
распространяется закон. Личная месть бывает иногда справедлива. Не надо
спорить. Я решил твердо. Мои симпатии на стороне преступников, а не их
жертвы. Я не возьмусь за это дело
Холмс за все утро ни разу не обмолвился о трагедии, свидетелями
которой мы были. Но я заметил, что он был крайне задумчив и рассеян, как
человек, пытающийся что-то припомнить. Вдруг он вскочил со стула.
- Клянусь Юпитером, Уотсон, - воскликнул он, - я вспомнил! Берите
шляпу! Идемте со мной!
Чуть не бегом мы прошли Бейкер-стрит, Оксфорд-стрит и остановились
почти у самой площади Риджент-серкес. Тут, налево, есть окно магазина, в
котором выставлены фотографии знаменитостей дня и известных красавиц.
Глаза Холмса устремились на одну из них, и, следуя за его взглядом, я
увидел портрет гордой красавицы в придворном платье и с высокой
бриллиантовой диадемой на благородной голове. Я посмотрел на тонко
очерченный нос, на густые брови, на прямой рот и сильный маленький
подбородок. У меня остановилось дыхание, когда я прочел прославленное
веками имя великого сановника и государственного деятеля, чьей женой она
была. Мои глаза встретились с глазами Холмса. Мы отошли от окна, и он
приложил палец к губам."
Какой интересный поворот сюжета, не так ли? На фоне суда в Чертогах разума, Шолто, который умрет, когда снимет форму, и цветастых разговорах Шерлока.
И еще: в конце Шерлок говорит, что ему остаются лишь "ампулы с кокаином". Аллегория пьяных сцен? То, что остается Шерлоку?
Последняя интересная деталь, которая ложится в хитросплетение большой игры: беременность Мэри Морстен, которая умерла родами, как известно.
По К-Д. это случилось во время исчезновения Холмса, и упоминается об этом в "Пустом доме". Однако вот же Мэри. Она жива, она жена доктора Ватсона, они прекрасно ладят втроем... ребенок новая часть большого паззла или реверанс от сценариста-женщины? Ребенок, который в первоисточнике стоит Мэри жизни.
Напомню, Джона все еще пытаются убить, и Джон все еще в безопасности рядом с Шерлоком. Мэри настойчиво толкает Джона обратно к расследованию и Шерлоку. Джон вместе с Шерлоком сталкивается с предполагаемыми жертвами Милвертона. Что нас ждет?

Серия третья
"Его последний обет" - рассказ "Его прощальный поклон", казалось бы.
В этом рассказе Холмс и Ватсон встречаются через несколько лет после того, как Холмс отошел от дел.
Но! Исходя из просочившейся информации и судя по трейлеру, мы имеем дело с рассказом "Конец Чарльза Огастеса Милвертона", а "Его последний обет" содержит ряд подсказок. Сейчас расскажу, каких.
Голые предположения, конечно.
Ничего серьезного, новый враг, прекрасный шантажист, худший человек в Лондоне - Чарльз Огастес Магнуссен, отсылка более чем прямая. Новый враг Шерлока... или еще один человек Мориарти? По хорошему, Мориарти умер, вышиб себе мозги и все.
Но.
Джона Ватсона пытались убить, парламент пытались взорвать, некий Моран на свободе.
А в рассказе "Его последний поклон" мы читаем вот что:
" Вдруг его лицо исказилось яростью, и тут полился целый поток немецких
ругательств. Пока пленник бранился, Холмс продолжал быстро и деловито
просматривать документы.
- Немецкий язык, хотя и лишенный музыкальности, самый выразительный
из всех языков, - заметил Холмс, когда фон Борк умолк, очевидно,
выдохшись. - Эге, кажется, еще одна птичка попадает в клетку! - воскликнул
он, внимательно вглядевшись в кальку какого-то чертежа. - Я давно держу
этого казначея на примете, но все же не думал, что он до такой степени
негодяй. Мистер фон Борк, нам придется ответить за очень многое.
Пленник с трудом приподнялся и смотрел на своего врага со странной
смесью изумления и ненависти.
- Я с вами сквитаюсь, Олтемонт, - проговорил он медленно, отчеканивая
слова. - Пусть на это уйдет вся моя жизнь, но я с вами сквитаюсь.
- Милая старая песенка, - сказал Холмс. - Сколько раз слышал я ее в
былые годы! Любимый мотив блаженной памяти профессора Мориарти. И
полковник Себастьян Моран, как известно, тоже любил ее напевать. А я вот
жив по сей день и развожу пчел в Суссексе.
- Будь ты проклят, дважды изменник! - крикнул немец, делая усилия
освободиться от ремней и испепеляя Холмса ненавидящим взглядом."
Итак, некто фон Борк планировал заговор в сторону парламента, премьер-министр Великобритании разыскал отошедшего от дел Холмса, а имена Мориарти и Морана всплывают снова. Случайно ли? Если еще продолжается игра Мориарти, если он все еще третий игрок за шахматным столом, сидящий в тени?
Несколько смущает, что серию пишет Стивен Моффат.
Недостаток данных смущает тоже.
Пока третий сезон видится мне большой прилюдией к четвертому, с раскручиванием какого-то большого и страшного дела, которое начнется в третьем эпизоде. Враг, с которым сталкивается Шерлок - больше, чем один человек.
И все же, какое дело Шерлок раскрыл полгода назад? Так вовремя появилась Мэри. Так удачно женила на себе Джона, который женился от безвыходности, а тут оп-па, Шерлок вернулся.
В пустой дом, кстати.
Я жду 12-го, я хочу проверить, сойдется ли хоть что-то из моих выкладок, а пока я просто закруглюсь =)


Previous post Next post
Up