В израильском календаре четыре Новых Года. Отмечаются два из них - Рош-а-Шана ("голова года") и симпатичный, хотя и не выходной, февральский - Ту-би-Шват - "новый год деревьев".
Есть еще малопримечательные летний "новый год" для скота и весенний - для религиозных подсчетов (некоторые обряды должны исполняться раз в год, вот для них это точка отсчета, годы правления царей от нее же отсчитывались).
Сказано в Торе (в Писании): "В седьмой месяц, в первый день месяца, пусть будет у вас покой, напоминание о трубных звуках, священное собрание..." Первый день нового года, в седьмой месяц? - Да, так вот, именно потому, что ритуальный год начинается в марте.
Запутано? Пожалуй не особенно - ну вот есть же, например, отдельно - новый учебный год, 1-е сентября. (В Израиле до недавнего "первый школьный день" никак не отмечался, ни малышей с букетами, ни праздничных линеек - сразу в класс и на урок. Последнее время, правда, в некоторых школах проводится что-то вроде торжественных собраний, руководство школы обращается с речами к ученикам их родителям.)
Самый пышный праздник, конечно, Рош-а-Шана, главный Новый Год в честь Миротворения. (точнее, счет лет ведется - от Адама и Голова Года соответствуе шестому дню творения)
Хотя в деловых отношениях в Израиле принято обычное, современное летосчисление, но наступление нового финансового года первого января за праздник не почитается, по умолчанию не приветствуется. (Не, не запрещено дома отмечать как угодно, и некоторые туристо-ориентированные магазины украшаются, но в целом о праздничности ничто не напоминает.)
Рош-а-Шана - общее веселье: и религиозная и светская часть страны празднует с удовольствием.
❞Рош а-Шана - не просто праздник, это также и день, в который Б-г оценивает поступки людей и записывает их в Книгу Жизни, определяя судьбу в будущем году. «Да будешь ты записан на добрый и сладкий год, и запись эта пусть будет скреплена печатью!» - так звучит традиционное праздничное пожелание.
В новогоднее утро после чтения Торы трубят в шофар, бараний рог, звук которого символизирует призыв к покаянию и обращение к Б-гу. После полудня наступает время обряда ташлих - идут к близлежащей реке и выворачивают над водой карманы, символически освобождаясь от старых грехов и ошибок.
Праздничное угощение, которое присутствует на каждом столе, - яблоки и мед: чтобы наступающий год был хорошим и сладким. На праздничной трапезе принято подавать халу (олицетворение достатка и полноты), фаршированную рыбу (обязательно с целой рыбьей головой, чтобы быть в голове, а не в хвосте всех радостных событий) и порезанную кружочками морковь (напоминающую золотые монеты). ❝
Любопытно стало, а когда по христианским канонам "День Сотворения мира" ? Набрала запрос между делом -"день сотворения мира, церковный календарь"-"день творения, церковные праздники"-"христинские праздники".. Не тут-то было. Ни разночтений, ни разобоя в трактовках. Православный календарь вообще ничего на этот счет не говорит, хотя довольно подробен - освящения храмов, явления икон поминаются. Католические тоже ни гу-гу. Прочие старозаветные, нескрываемо заимствованные, праздничные уложения благополучно присутствуют - напр. "день дарования Торы" (Пятидесятница), а тут такое примечательное событие и вдруг молчок.
Нашлось случаем только косвенное соответствие - четырнадцатого сентября по православному канону - новолетье для церковных отправлений.
Совершенно неожиданно искомый ответ обнаружился на странице новостей: « 23.08.2009 1:46:42 Христиане Австрии отпразднуют 1 сентября День творения. Впервые христиане разных конфессий соберутся 1 сентября на экуменическое богослужение в честь Дня Творения. С предложением ежегодно праздновать 1 сентября как День творения - "день благодарения за великий дар творения и молитв о его сохранении и спасении” - выступил Вселенский Патриарх Димитрий I. (Для конфессий, живущих по юлианскому календарю - 14) »
Только на третьем тысячелетии сподобились? Чудны дела богослужебные.
"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.
Вместе с христианством, то есть после Крещения Руси (988 год) на Руси появилось и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора - считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. (Разночтения присутствовали в переводах Ветхого Завета - латинском и греческом, позже признали, что в греческом( византийском, с которого делался славянский) варианте Семитолковника имелись искажения, по сравнению с источником; день Сотворение мира очутился в марте . В оригинальном Тексте день творения Адама, несомненно приходится на начало осени. Соборы разбрались в конце концов и утрясли между собой датировку.)
Но с введением нового Нового года оказались связаны весьма серьезные неприятности для большинства населения. Ведь к 1 сентября великим князем велено было заплатить дани, пошлины, различные оброки и т.п. К такому варианту "праздника" подданные великого князя отнеслись резко отрицательно, и сентябрьский Новый год долго не был популярен в народе. Уплата податей и оброков как-то не соответствовала праздничному настроению.
Однако Петр I изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от Сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. Но новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Р.Х." Т.е. надо было искать светские источники. "Истории календаря", пересказываемые на "познавательных" страницах зачастую повторяют современную церковную трактовку, где былой первосентябрь выводят из некоего "праздника урожая", традиций древнеримского инвентарного года, а прежнее ортодоксальное новогодье и летосчисление от С.М., бытовавшее в допетровскую эпоху, остается затушеванным
"Проведение в жизнь реформы, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил народу, который толпами хлынул на Красную площадь, что царь именном указе постановил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век. ..впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова"».
Известный сподвижник Петра, Российский Златоуст, Феофан Прокопович для объяснения перемены спрашивал "пономарей и апостатей", недовольных этим "погублением лет Божиих": "Что приличнее и честнее есть? праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?" И далее большим учёным авторитетом разъяснял:
"От начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от сотворения мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных) римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества Христова, а в греческой за полторы тысячи лет не означивано и недавно означати стали, и то ещё не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силён же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший" "
Ну действительно, что там "союз" предписаный автором Творения перед монаршим уставом.
Это отечественная истоия. Относительно западной таких подробностей в русскоязычных источниках нет, но логично предположить, что прежнее "начало координат" (а с ним впридачу и Судный день) точно так же затерли в процессе продвижения новой системы летоисчисления. И только теперь, когда принятому календарю уже ничего не угрожает, начинают потихоньку нарушать "заговор умолчания", упоминать День Сотворения мира и даже библейский Праздник шалашей.
[Сегодня: 4. Сент., 2013 | 29. Элул, 5773 г. Тонкости традиции] ❞ В иудейской религиозной традиции с Рош hа-Шана начинается десятидневный период - «дни трепета» (йамим нораим), который завершается Йом Кипуром - днем всепрощения, искупления. В Рош hа-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается - "скрепляется печатью", и таким образом определяется наша судьба на ближайший год. Большинство календарей народов мира этот счет ведут от какого-то исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием некой даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира. Рош hа-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош hа-Шана - праздник Сотворения мира, мы ответственны перед Богом, который дал нам возможность жить и существовать. Поэтому этот день, Рош hа-Шана, праздник Сотворения мира, является также днем Божественного суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира.
В европейском мировосприятии конец старого года и начало нового - это один момент, полночь с З1 декабря на 1 января. Ровно в момент боя часов на Спаской башне весь народ ощущает окончание старого года и наступление нового. Еврейское восприятие конца старого и начала нового года, однако, совершенно иное. В восприятии Торы "начало года" - это не момент и даже не день (и не два дня). Начало года - это целый месяц, включающий праздники Рош hа-Шана, Йом Кипур и Суккот, и эти праздники - все вместе, как единый комплекс, являются концом одного года и началом следущего. Тора (Исход З4:22) называет "поворотом года" не сам день Рош hа-Шана, но и все осенние праздники, от Рош hа-Шана и до Суккота. Суккот, вплоть до Симхат Тора, является, таким образом, не первым праздником наступившего года (хотя "формально-календарно" он, конечно, относится уже к нему), но последним, завершающим, праздником года предыдущего. ❝ Еще подробности: http://www.evrey.com/sitep/rosh/ Рош-ha-Шана - празднуется в день Сотворения Адама, т.е., начиная с Шестого дня Мироздания. Почему сейчас наступает именно 5773-й год от сотворения мира? Как вычислили начало?
"Земля, текущая молоком и мёдом" - говорят о достатке и благоденствии (аналогично "молочным рекам, кисельным берегам"). Хотя высказывание подразумевает изобилие финикового мёда, украшать стол и подарочные наборы ныне предпочитают обычным пчелиным.