Тайная вечеря - ужин с опресноками

Mar 26, 2021 18:56



Сегодня последний мартовский день, когда можно было купить печеный хлеб:




Следующую неделю во всех торговых сетях - только сухой хлеб.

В "деликатесных" некошерных лавочках найти обычные буханки можно (упакованные в непрозрачные пакеты, там даже пасочки есть). Но это заранее выпеченный хлеб. Пекарни, пиццерии - все закрыто.
Хотя некоторые кондитерские приспособились и предлагают  кокосовые сладости, пирожные из мацы, воздушного риса.
Дома можно печь сколько угодно, запасаются булками, мукой, кто как хочет.





Молитвенные собрания по случаю карантина проводят на открытом воздухе.
Даже палатка есть не везде, местами просто стульчики выносят на улицу.



Самая ценная маца - ручной работы -



Тайная вечеря с опресноками:



Тайная вечеря - по случаю первого таинства



Четвероевангелие.

"Тайная Вечеря была пасхальным седером, совершенным с некоторым опрежением - поскольку в год, когда Пасха совпадает с субботой совершение пасхальной жертвы переносится на сутки ранее; фарисеи, Иисус с учениками следовали этому правилу, а саддукеи нет.
Общепризнанной стала Иоаннова хронология: четверг, 13 нисана, - Тайная Вечеря, а  ночью арест в Гефсиманском саду; 14 нисана, - суд и распятие и воскресение Христа - 16-е."

Тут надо уточнить: Песах празднуют 15-го нисана. Только наступает 15-е число - не удивляйтесь, вечером 14-го. И седер проводится вечером (так же как торжественный ужин по случаю заступления очередного шабата - вечером в пятницу).
Все ветхозаветные праздники не просто так начинаются с вечера - с вечера считаются сутки, новый день-новое число; ритуал новомесячья и последующий за ним отчет календарных дней был обставлен со всей серьезностью: о наступлении первого числа очередного месяца решение выносил суд - с опросом свидетелей, углядевших тонкий серпик новорожденной луны (молодая луна появляется именно вечером, как нам известно. см #земля_шар).
15-го нисана, таким образом, начинается вечером 14-го. А в особенном случае коллизии с шабатом праздник "зашел" 13-го.

Иуда еще не совершил свое черное дело, особенно скрываться было не зачем, и после вечери, так же не таясь, через самый центр города участники застолья отправились в Гефсиманию



«В первый день опресноков, когда закололи пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк. 14:12)
Сказано в Евангелии от Луки:
«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он, и скажите хозяину дома: „Учитель говорит тебе, где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?“ И он покажет вам горницу большую, устланную; там приготовьте».
человек с кувшином привел их на гору Сион, к богатому дому, в самом, как говорят ныне, «престижном» квартале Иерусалима. Указанный дом стоял практически в двух шагах от дома первосвященника Каиафы.

В те времена было обычным дело снимать просторное помещение для пасхального вечера (Песах, как и все праздники - заходит вечером)

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной - сюда не доносился шум городских улиц



Дом Тайной Вечери простоял немногим более шести веков и был разрушен в числе многих других зданий Иерусалима во время персидского нашествия.
Здание, которое сохранилось до наших дней, построено на месте Дома Тайной Вечери крестоносцами в XII веке. Поэтому комната, ставшая символической Сионской Горницей, сохранила черты готического стиля той эпохи.
Примечательно, что, по преданию, на этом же месте был погребен царь Давид, из рода которого вышел Иисус. Со Средних веков на первом этаже дома установлена гробница царя Давида.

Двадцать минут пешком до Гефсимании:





Кстати:
Слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью жертвенного агнца.

Седер - это семейное событие, и стол украшается цветами, свечами, различными элементами Песаха, обязательны пасхальное блюдо и четыре чаши вина. Специальная книга под названием Агада (“Рассказ”) предназначена для того, чтобы рассказать и пережить историю освобождения Израиля из египетского рабства.
Но это теперь книга. В прежние времена устное предание предавали кто во что горазд. Сохраняя канву событий (Отпусти народ мой - И море расступилось - Праотцы круто вырвались из Египта, бери пример, если понадобится - не терпи, не жалей покинутого скарба.) А в остальном не возбранялось и не возбраняется своими словами, с живописанием деталей на собственный лад, с отсылками к современности..
В традициях Агады совершенно не проблема, если рассказчики расходятся в деталях.
Четыре канонических и множество апокрифических книг Нового Завета записаны по устным сказаниям в том же духе.



Составляющие пасхальной трапезы. Опресноки. На блюде - Яйцо (печеное). "Горькие (условно) травы", "зроа" - ягненок/курочка, сладкий "харосет" (яблочное пюре с добавками). Мисочка с соленой водой - вместо того чтоб продукты присаливать их макают в подсоленную воду. Каждый элемент имеет символическое значение.

Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход:
«Соблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23: 15).
Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на Песах запрещается: "Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет (Исх 12:15).
Накануне вечером совершается обряд поисков хамеца, то есть  начинают искать крошки квасного хлеба и выметать их из дома.

Во времена Иисуса большая часть традиций ещё не были частью празднования. Но были три основные составные части: агнец, пресный хлеб и горькие травы. Омовение рук и чаша (чаши) вина были частью Седера, и похоже, что и обмакивание горьких трав в чашу с солёной водой также имело место (Мф. 26:23). Соблюдение Песаха в целом выглядело намного проще, чем сегодня.
Разумеется и в доме, в котором ученики Иисуса организовали вечерю, все было готово к песаху. Выметено, тщательно очищенно от "квасного". После чего  хлеб на закваске больше не пекут. Христос с учениками преломили  и обмакивали в соленую воду именно опресноки. Мацу. Как то было принято. Ибо:

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.(Матф.5:17)

Вифлеемские мастера резьбы по дереву изобразили "Последний Седер" с аутентичным тому времени низким столом за которым возлежат трапезничающие:



В горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» (Лк. 22:8-14). Глагол «возлечь» указывает на одно очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем самым, что это трапеза свободных людей.

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино - два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере. Евангелист Лука упоминает чашу - по-гречески она названа триблион, а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило - чаша с солёной водой. Как и положено по пасхальной Агаде,
Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её.

Тот самый - Свято́й Граа́ль: в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей - чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.
А по окончании седера Иисус с соратниками перемещается в Гефсиманию, хотя знает о предстоящим предательстве и последующих страстях.

Первосвященники и фарисеи, боясь растущего влияния Иисуса, дали приказание: “если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его”.
Иуда приводит вооруженный отряд в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. “Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его."

Днем позже Иуда вернул властям тридцать серебренников и удавился.

- Неужели злодей расчувствовался?
А на что он расcчитывал, когда сдавал Учителя, чем еще могло кончиться?

Просчитался, поясняет богословский комментатор.
"После небывалого чуда - воскрешения мертвого Лазаря - даже те иудеи, которые раньше пытались побить Христа камнями, увидели в Нем Мессию.
Когда Иисус входил в Иерусалим, жители столицы оказывали Ему царские почести, устилая Его путь своими одеждами.
Однако, Иисус, придя в Иерусалим, не стал изгонять первосвященников и старейшин, чтобы по праву занять их место.
Иуда знал, что Христос уклоняется от прямого конфликта с властями.
И вот, подстрекаемый сатаной, он решает предать Христа - для того чтобы спровоцировать открытое столкновение.
Победа Иисуса в этом конфликте не вызывает у него и капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как по Его повелению воскресают мертвые, как Ему повинуется буря, как злые духи беспрекословно подчиняются Ему. Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!"

Иуда был казначеем в сообществе апостолов. В кассе хранились значительные средства - излечившиеся от дурных болезней состоятельные женщины оставляли щедрые пожертвования. Он мог свалить с деньгами в любое время. Не за серебренниками подался к властям. А типа сподвигнуть Учителя на решительные действия - "пусть сильнее грянет буря!" И затем приидет Царствие.
Но... Замысел был в другом.
В докладе использованы материалы разных конфессий.

#сновавесна, #земля_шар, Песах

Previous post Next post
Up