Он огромный, по просторам аэропорта ходит специальныq рейсовый автобус; обширен и отдельный Терминал №3, знакомый всем приезжающим-встречающим - за пол-дня не обходишь.
И красив, надо сказать - залы, внутренние скверы, фонтаны. Лифты, куда помещаются по несколько пассажиров с груженными тележками. Транспортная развязка на верхнем этаже. На нижнем - ж/д станция: прямо к аэропорту подходит железнодорожная ветка. (Эх, знать бы, про базар-вокзал, больше бы наснимала =)
Вай-фай свободно, стульчики отдельным рядом, как стойка в баре - лицом к гигантскому панорамному окну, выходящему на летное поле - хочь самолетами любуйся, хочь с ноутбуком располагайся. =) (Вдоль стен по периметру - розетки, втыкайся-заряжайся.)
Собственно он - Давид Бен-Гурион.
Символ Израиля - Менора
Зал дьюти-фри, после паспортного контроля - в отдельном здании, ведет туда крытая галерея, а поскольку прогоны в таком обширном сооружении значительные - для отяжеленных поклажей (или собственным весом) пассажиров оборудованы широкие движущиеся тротуары .
(движущийся транспортер там, за стеклянным ограждением) И еще - посередине прозрачная сплошная стена - разведены потоки прилетевших и улетающих, одним вверх, другим вниз. (И, кому интересно: на всем пути - туалеты, и в залах и в переходах; просторные, сверкающие полированным мрамором, под стать всему сооружению)
Фонтан-светильник в зале вылета (это уже "за границей") - там не только подсветка, но и прозрачный "фонарь" в потолке, дневное освещение.
А в зале прилета фонтан выполняет еще и практическую функцию - заставляет встречающих держать "шире круг", не давиться у ворот (ну вы знаете особенность толпы - выстраиваться невозможно узким коридором - ни пройти-ни проехать, а тут - всем все видно, красиво и - на забор не полезешь - он мокрый! :)) Замечательное техническое решение =) В момент съемки толпа редкая, но когда в одно время совпадает несколько рейсов - бывает куда плотнее =)
PS еще припомнилось : Необычная деталь - нет сообщений по репродуктору "...с вылетом задерживается; совершил посадку рейс..." - рейсов слишком много, толпа разноязыкая - вся информация на стендах. Трудно сказать хорошо это или плохо - непривычно, но вот тут так .
Багаж нельзя бросать без присмотра - (не-а, никто не покусится, локтем сумочку прижимать - об этом можете не беспокоиться =), но - служба охраны на чеку, окружат ленточкой, вызовут робот и - привет чемодану, расстреляют в клочья. Заставала это действо несколько раз, обыденно так это все происходит все споро и без паники, публику отправят на улицу. Однажды с нашим свертком такое приключилось - полицейские спрашивают чей пакет, уже ленту протягивают, наблюдаем с любопытством, и тут доходит - да это ж наш кулек! - Сквозь тележку багажную снизу вывалился.
Очереди на досмотр бывают, но аккуратненько разделены на потоки ограждениями (бархатными шнурами на стойках, как в музее), по головам никто не лезет, не пихается. Девушки-секьюрити проверяют документы, обходя хвост очереди - чтоб никто зря ни в тот хвост не стал. Регистрация, досмотр, отправка багажа - все в открытом (огромном, на весь этаж) общем зале отправления - провожающие могут все это время находиться рядом, помогать объясниться. Зарегистрировались, багаж уехал - спокойно продолжаете гулять где хотите по залам ожидания, общаться-прощаться с провожающими, хоть на улицу выйти. И только у паспортного контроля расставание, дальше - граница, там уже сами. Когда рейсов на отправку много, досмотр и регистрация идут на двух этажах, в трех залах. Неразберихи не припомню: любому служащему с бейджиком сунешь билет - направят и покажут куда становиться.
PSs
Стоит ли говорить, что тележки бесплатные, и их полно - и на первом уровне, у стоянки такси - маршруток, и на верхнем этаже, где автобусы; бросать их можно где угодно на территории, никаких требований "вернуть на место", специальный служащий собирает тележки по залам и отвозит на исходную точку - специальный такой мини-локомотивчик толкает длинный поезд из тележек =) Сравнивать есть с чем, платные телеги хорошо помнятся. как и платные чумазые сортиры, два толчка на весь пассажиропоток.
PSss Пограничники суровы, строги и шуток не понимают (помните у Задорнова - "..Оружие? - Дома оставил. .. Где дом?." Вот еще одна подобная история "Советский мастер Володин приехал на шахматный турнир в Тель-Авив. - Оружие есть? На традиционный вопрос в аэропорту гость решил пошутить: - Только идеалогическое! В другой стране такую реплику возможно восприняли бы с юмором, но только не в Израиле. - Покажите,- строго сказала сотрудница службы безопасности. - Маркс, Энгельс.. - пытался объяснить остряк-самоучка, что такое идеологическое оружие. Бесполезно! Он был подвержен такому осмотру, что похоже ему навсегда отбили желание шутить. Пришлось, кстати, раздется догола, так сказать "идеологически разоружиться". В результате мастер опоздал на первый тур и естественно получил ноль. "Шутка оказалась слишком дорогой", - напишет когда-нибудь Володин в своих мемуарах. "
Добавочка:
Вид сверху - зал вылетов вот такой, звездообразный (Фото с официального сайта аэропорта )
"В ноябре через аэропорт Бен-Гуриона прошло 735 тысяч пассажиров международных рейсов, это на 2,8% меньше, чем год назад. Всего, с учетом внутренних рейсов, пассажиров было 777 тысяч, внутренних рейсов было совершено около 600, международных - примерно 6000. Главными направлениями рейсов были США (106 тысяч пассажиров), Лондон (около 55 тысяч пассажиров рейсами из Хитроу и в Хитроу), в наибольшей степени вырос пассажиропоток в Чехию и Таиланд."
Т.е более 20 тысяч человек в сутки проходят через Бен-Гурион - ни свалки, ни давки и все сияет.
APD История и безопасность: [Читать...] История аэропорта началась в 1936 году, еще во времена британского мандата. Первоначально аэропорт назывался «Лидда», а затем - «Лод». 30 мая 1972 года в аэропорту был совершен громкий теракт: три члена леворадикальной организации Красная Армия Японии (имевшей контакты с Народным Фронтом Освобождения Палестины) прилетели из Италии в Израиль рейсом компании Air France, получили багаж, достали из чемоданов автоматы и ручные гранаты и устроили бойню в пассажирском терминале. В результате теракта было убито 26 человек.
В 1973 году аэропорт переименовали в память о скончавшемся первом премьере еврейского государства - Бен-Гурионе. Теперь аэропорт считается одним из самых защищенных от террористических атак аэропортов на планете. Аэропорт находится под охраной службы контрразведки и внутренней безопасности ШАБАК, израильских армии и полиции, а также сотрудников собственной охраны аэропорта. Существует несколько зон (кругов) охраны - внешний круг, сам объект (периметр территории аэропорта «Бен-Гурион») и внутренний круг. Внешний круг охраны обеспечивает ШАБАК, собирающий и изучающий сведения о возможных угрозах теракта. Аэропорт по периметру охраняется при помощи специальных сооружений и электронных средств (датчики, видеокамеры). Внутри «Бен-Гуриона» работает служба охраны аэропорта, без согласия начальников которой (нередко бывших сотрудников ШАБАК) ничего не делается даже израильскими спецслужбами - но и вся ответственность за безопасность пассажиров в аэропорту ложится на сотрудников охраны. Сегодня международный аэропорт «Бен-Гурион» имеет три взлетно-посадочных полосы: «главную» (длина 3112 метра, после капитального ремонта 2007 года может принимать самолеты класса Airbus A380, это крупнейший серийный пассажирский самолет в мире), «тихую» (длина 3 657 метра, построена в 70-х годах ХХ века, взлет и посадка самолетов происходит над незастроенной территорией) и «короткую» (1 780 метров, ранее использовалась военными грузовыми самолетами, сегодня имеет вспомогательное значение - используется как рулежная дорожка). Все полосы покрыты асфальтом.
В «Бен-Гурионе» в настоящее время функционируют два терминала. Первый терминал был построен еще при британском управлении в 30-х годах ХХ века, был несколько раз перестроен и долгое время являлся главным терминалом аэропорта. В ноябре 2004 года основным терминалом стал новый терминал № 3, который обслуживает до 10 миллионов пассажиров ежегодно (после завершения работ по строительству двух дополнительных залов - до 16 миллионов).
Международный терминал № 2, построенный в 90-х годах ХХ века, сегодня не действует; в 1999 году был выстроен терминал № 4, который официально не был открыт до сих пор, хотя используется в особых случаях (например, он принял пассажиров из Азии в период эпидемии атипичной пневмонии). (источник цитаты: http://ilgid.ru/raznoe/airport.html)
Как пройти контроль в аэропорту и не поиметь проблем: [Читать...] Время от времени на просторах Сети встречаются отчеты от туристов, посетивших Израиль, в которых некоторая часть посвящена местному аэропорту. Обычно в этих отчетах звучат непонятливо-обиженные или удивленные нотки. Частенько вокруг этих отчетов разгораются настоящие виртуальные бои, где авторов в чем только не обвиняют... Лично я считаю, что чаще всего тон этих отчетов связан не с некой злонамеренностью авторов, а просто с незнанием и непониманием ситуации. Я нередко бываю в аэропорту (и не только как турист) и знаком со многими вещами, происходящими там.
Итак, вы прибываете в аэропорт и сразу попадаете в длинный коридор, который выведет вас к паспортному контролю. Здание построено так, что вы всегда идете немного вниз, что удобнее и легче. Где-то на пол-пути вы сможете сверху увидеть зал, из которого через какое-то время буддете возвращаться домой (на «обратном пути» остановимся и в этом зале). По еврейской традиции на входе в каждый дом висит. Есть такая и на входе в Израиль и размеры соответствующие (считается одной их самых больших в мире).
...Итак, первая остановка, паспортный контроль. Есть кабинки для граждан Израили и для обладателей паспортов других государств. Для израильтян имеется дополнительная возможость, позволяющая сократить очереди и освободить больше сотрудников для гостей страны - биометрическая проверка, при которой человек опознается по ладони. Сотрудников паспортного контроля в основном интересует наличие визы (кому это нужно) и ее аутентичность. Если у вас в паспорте есть отметки о посещении стран, с которыми Израиль находится в «недружественных» отношениях (Сирия, Иран, Ливан...), то это врядли может стать причиной отказать вам во въезде (если да, то это было бы сделано на этапе выдачи виз), но может вызвать несколько дополнительных вопросов, на которые надо просто спокойно и честно ответить. Кстати, имеется возможность попросить поставить штамп о въезде в Израиль не в паспорт, а в отдельный вкладыш. Это важно тем, кто планирует посетить те самые «недружественные» страны - в некоторых из них законы и отношение построже израильских (но это совсем другая история)...
Паспортный контроль
Отсюда вы попадается в зал получения багажа. Даже если не уверены, куда идти дальше (хотя все довольно понятно и близко) не стоит пристраиваться за израильтянами в надежде на «уж местные-то знают куда идти». Многие из них первым делом пойдут совсем в другую сторону - получать купленное в магазинах Duty Free. .... Если вас встречают родные - то скоро кто-то бросится вам на шею или вы увидите табличку с вашим именем, если нет - просто идите вперед по указателям: прямо - выйдите к такси (таксистов-леваков, кидающихся на вас вы врядли встретите) и входу на железнодорожную станцию, поднимитесь на этаж выше - попадете в офисы по прокату машин, там же выход к автобусам. И на последок - лирическое отступление. Многие приходят встречать прибывших с красивыми шариками. Частенько в порыве радости или просто по неосторожности выпущенный из рук шарик взмывает вверх и «прилипает» к потолку (а зал очени высокий), подняв голову вы заметите много таких шариков-«беглецов». Время от времени сотрудники аэропорта при помощи спецприспособлений поднимаются наверх, собирают эти шарики. Обычно в аэропорту продаются качественные «долговечные» шарики, поэтому собраных «беглецов» не выбрасывают, а везут в детские отделения больниц и раздают тем, кто там лечится. Как говорится мелочь, а приятно.
Прогулка по аэропорту. Продолжение: улетаем из Израиля
Один из въездов в аэропорт
И вот вы по дороге домой... И тут, приготовив билеты, документы, собрав вещи надо немного сосредоточиться и морально приготовиться к тому, что по дороге к самолету вам предстоит проийти своеобразную "полосу препятствий". В последнее время во многих аэропортах мира вводятся все более жесткие меры безопасности, чтобы максимально защитить людей от террористов, выбравших аэропорты и самолеты одной из предпочитаемых целей. Израильтяне столкнулись с этой проблемой довольно давно и, соответственно, давно отработали множество способов видимым и невидимым образом противостоять террористам, которые тоже не сидят на месте и изобретает новые способы, чтобы попытаться нанести удар. Все это надо учитывать при рассчете времени на дорогу - на регистрацию (особенно на израильские авиакомпании) предлагается приехать примерно за 3 часа до вылета. Итак, с первым кругом охраны вы встретитесь уже на подъездах к аэропорту, где ваше транспортное средство осмотрят (когда бегло, а когда и вопрос-другой зададут), общественный транспорт тоже проверяют. Охрана встретит вас и у входа в здание аэропорта. Вещи проверять тут не будут, но если вы выглядите подозрительно документы вполне проверить могут. И вот вы внутри. Регистрация на большинство рейсов проходит на третьем этаже (иногда на первом). Вас направят в один из 4-х блоков, обозначенных буквами (A-D) для прохождения проверки багажа и беседы с представителями службы безопасности. Так как вы обычный законопослушный пассажир, то и волноваться, и тем более злиться, вам нечего, хотя с точки зрения среднего человека тут могут происходить довольно странные вещи. Вам могут задать совершенно невероятные (на ваш взгляд, опять же), иногда чуть ли не глупые, вопросы. Все, что вам надо сделать - спокойно и честно на эти вопросы ответить.
Зал регистрации Вы не знаете, возможно вы на кого-то похожи или ваша фамилия созвучна с какой-то фамилией из какого-нибудь "черного списка", или вы показались сотруднику сильно обеспокоенным, или... Таких "или " может быть много, методы работы этой службы отработаны годами и результаты говорят сами за себя: от прекратившихся попыток террористов проникнуть в аэропрот или самолет, до многих авиакомпаний и аэропортов, пытающихся перенять израильский опыт. Поэтому нет смысла сердиться на вопрос типа "чистили ли вы сами ваши ботинки" или "а что у вас вот этом чемодане вон в том углу" или даже "а кем Вам приходится эта девушка?" - вам же спокойнее будет. На этом этапе ваш багаж просветят и, возможно, если увидят что-то подозрительное, попросят открыть, а может и показать что-то изнутри. Возмущения вроде "я всю ночь паковал эту сумку..." не помогут и ничего не изменят, поэтому просто поберегите нервы - опять же, все закончится быстрее. После проверки на каждую проверенную сумку наклеют наклейку - не снимайте и не теряйте его иначе на более позднем этапе могут возникнуть проблемы.
Теперь вам надо пройти регистрацию и, при надобности, сдать багаж. Не знаю, как в других компаниях, но если вы летите израильскими "Эль Аль" или "Сан Дор", то у вас есть возможность сэкономить время (особенно, если вы летите налегке, только с ручной кладью) и начиная примерно с 24 часов до вылета, зарегистрироваться самим, через Интернет. Тут я сделаю небольшое отступление и вставлю два слова про багаж, который вы сдаете. Если у вас что-то нестандартное, бьющееся, негабаритное - вы должны будете сдать это у специальной стойки. На таком багаже будут сделаны соответствующие пометки и обращаться с ним будут "понежнее". Обычный багаж по транспортеру уходит на сортировку. Сортировка происходит автоматически, в соответствии со штрих-кодом, который наклеивается на каждый чемода (копию наклеивают на ваш билет). Не смотря, что помещение выглядит не очень презентабельно (см. фото), там действует высокотехнологичная система сортировки, распределяющая багаж по "своим" лоткам с высокой точностью. по рассказам работников эта система практически не ошибается. Разве что лента со штрих-кодом отклеилась. Процент потерянных чемоданов также невысок (менее 1% в год!) и основная причина - не эта система, а службы безопасности (отклеилась наклейка, собака что-то униюхала и т.п.). И из этого "меньше 1%" практически ничего не теряется бесследною
Сортировка багажа (сортирует автомат, но на тележки багаж укладывют люди)
Распрощавшись с багажом и получив посадочный талон, вы можете идти дальше и попадете в зал, напоминающий средних размеров торговый центр. Тут есть кафе, почта, разные магазины (не Дьюти Фри!). Вы можете понаблюдать за взлетно-посадочной полосой через огромные окна. Тут вам придется прощаться с провожающими - дальше им путь закрыт.
Место для шоппинга, что отвлечься после расставания; 6. Вход в "стерильную зону"
Распрощавшись с провожающими вы попадете в зону личной проверки - тут вы пройдете через магнитные ворота, вашу личню кладь просветят и, если надо, досмотрят. Могут проверить обувь, могут взять пробу с багажа, одежды или рук на всякие подозрительные вещества. Тут вам придется оставить зажигалки, пилочки для ногтей, косметические ножнички и т.п., если вы забыли выложить их дома или положить в багаж (проверьте это перед выходом из дома).
Следующий этап - паспортный контроль. Принцип тот же, что и на въезде в страну: отдельные очереди для граждан и не граждан, машины для биометрической проверки. На этом этапе задержек практически не бывает, если конечно у вас все в порядке с визами (кому надо), и законом.
Место проверки ручной клади; Биометрические стойки для паспортного контроля (обычне стойки - как при въезде, см. первую часть)
После паспортного контроля вы фактически покидаете пределы Израиля и, пройдя по немного длинному, но светлому коридору, попадаете в зону ожидания. Переходы на самом деле довольно длинные, поэтому они оборудованы движущимися дорожками. А для инвалидов и пожилых пассажиров существует специальная подвозка не небольших машинках (кстати, сервис этот бесплатный).
Вы можете перекусить в небольших, но недешевых, кафе, посетить магазины "дьюти фри" (от одежды и обуви, до лекарств и электроники), поработать с компьютером или поделиться впечатлениями со своими друзьями в ЖЖ или Facebook (на всей территории аэропорт бесплатный WiFi(, просто посидеть и полюбоваться на оригинальный фонтан-водопад. Если вы летите первым или бизнес-классом, то время до полета вы можете приятно провести время, оставшееся до полета, в одном из "траклинов" - специальных залах ожидания. За многие дорогостоящие покупки, сделанные в Израиле, вы можете получить возврат налогов (ищите окошко с надписью Tax Refund).
И вот на ваш рейс объявляется посадка, вы идете к одному из "гейтов", которые обозначены буквами (B, С, D) и цифрами и, совсем скоро, вы окажетесь дома...
На этом наше путешествие по израильскому аэпропорту им. Бен-Гуриона закончено. Помните, что соблюдая все правила, сохраняя сопкойствие и проявляя понимание ситуации в которой находится Израиль, вы сделаете пребываение в аэропорту и общение с аэропортовскими службами не длинным и без эксцессов.
Вкартце - не нарывайтесь (не стоит качать права, если вы не профессиональный обозреватель, специализирующийся на гражданской проблематике): отвечайте не задаваясь вопросами - а почему об этом допытываются; если появилась установка на проверку содержмого таблетов и планшетов - переход границы не лучший момент для протеста; полезно выяснить ограничения на ввоз - куда нельзя растения, где пищевые продукты не пропустят, чтоб не расстраиваться, узнав об этом в последнюю минуту; не резон упаковывать чемодан как пазл, добиваясь максимальной плотности - все должно поместится обратно в полевых условиях, будучи полностью разворошенным на контроле. Хотите чего-то добиться - спрашивайте, а не препирайтесь. ("Что можно сделать? Доплатить за перевес? А где можно? А кто знает?" Переспорить не удастся, а обойти можно, даже самый тяжелый случай - Трансаэро, РосАвиалинии, с суровым опытом ненавязчивого сервиса. В Б-Г служащие настроены помогать в поисках: с тем же "где доплатить" можно тыкаться в окошки местных служащих; когда после нескольких переадресований выясняется - "на стойке регистрации и нужно это делать", растерянный пассажир не будет оставлен в замешательстве с "но там не знают...", после визита аэропортовского сотрудника, вдруг оказывается, что прекрасно всё знают.)