Суфганиёт самеах!

Dec 16, 2014 21:41



Ханукальные пончики с повидлом - суфганиёт на иврите.

Сегодня  - день первой свечи.
Всего их восемь - и восемь праздничных дней. Праздничных, но рабочих (кроме обычных выходных по шабатам).
Каждый вечер зажигают на одну свечу больше, пока не засияет весь ханукальный светильник.

Обычай яркий и заметный, в публичном освещении часто именуется "главным еврейским праздником".
Это не так. Есть Песах, Судный день, Суккот, свой НГ наконец - Голова года.
Заповеданные в Писании, считаются более важными и отмечаются во всю ширь,
с выходными и запретом на работу - Сказано: "Отдыхайте!" - надлежит отдыхать.

Ханука - дата скорее исторически-светская, вроде древнего Дня Независимости:

"События, в честь которых сегодня отмечается Праздник Огней, происходили приблизительно 2200 лет назад.[Раскрыть >>>] В те времена территория, на которой сейчас находится современный Израиль, оказалась под контролем Греции. Если мы сейчас произносим АНТИЧНОСТь или Древняя Греция, перед глазами тут же возникают мраморные скульптуры, амфитеатры и стадионы, мускулистые атлеты, кидающие диск и задумчивые философы.

...В результате завоеваний Александра Македонского практических все средиземноморье стало эллинистическим и приняло греческую философию, культурный код, включая естественные науки и культ человеческого тела.
В то же время центром древнего Израиля, как и сегодня, был Иерусалим, а основой еврейской цивилизации было изучение Торы и служение в Храме. По началу у евреев была полная автономия относительно внутреннего государственного устройства и свобода вероисповедания. Сам Великий Александр с почтением относился к еврейским мудрецам и с уважением к иудаизму.

После смерти полководца его последователи стали насильно внедрять эллинистические ценности во всех подконтрольных провинциях, в том числе и в Израиле. Сначала многие евреям греческая культура показалось довольно красивой, и не очень противоречащей еврейским законам, многие стали участвовать в спортивных состязаниях, философских беседах и греческих пирах. Но с течением времени военная администрация начала запрещать евреям следовать основам традиции, наложила смертную казнь за соблюдение Субботы и обрезание.



...Эллинизаторы считали, что если уничтожить главные заповеди, все остальное из еврейской традиции можно перенести в греческий культ.
В тот момент, когда появился запрет на соблюдение основопологающих заповедей иудаизма, вспыхнуло восстание.

Во главе восставших стоял Иуда Маккавей и его братья. Они воевали против эллинистов за духовное освобождение еврейского народа. Следует заметить, что древний мир был в целом был довольно толерантен к верованиям разных народов и к наличию разных богов в разных странах и большинство войн древнего мира велись ради территориальных завоеваний или экономических преимуществ.
Война Маккавеев - это одна из первых в истории войн на идеологической почве. http://esod.spb.ru

Ханука-2014: главный раввин России
весьма обтекаемо высказался на предмет...
кто как хочет, так и поймет, на какой -
"Сейчас многие спрашивают себя: почему с нами чуда не происходит? Ведь как было бы хорошо, если бы Бог все, что у нас есть, умножил на восемь - зарплату, имущество, успехи в делах и так далее! Ответ на это вопрос простой - чудо надо заслужить. Бог посылает испытание человеку, чтобы тот объективно оценил себя - верит ли он до конца, готов ли ради бросить вызов враждебному окружению, рискнуть своим благополучием, а иногда даже и жизнью. Если человек готов на все это - Бог дает ему чудо, своего рода "персональную Хануку" (новостники)

На бога надейся, а сам... Напоминает выраженное в более короткой формулировке:
У вас есть только те права - за которые вы готовы сражаться.
Желающих покуситься всегда в пре-достатке. Стоит только завитать в коллективном бессознательном чему-то вроде "Мы, конечно, хотим чтоб как раньше, но прям в бой за это..., как один умрем.. - ну, нееет". Ну и привет. поминай как звали неотъемлемые и освященные.

[Кому интересно - еще исторических подробностей]

❞ ХАНУККА́ (на иврите חֲנֻכָּה; по-арамейски חֲנֻכְּתא, ханукта - `новоселье, обновление`). Праздник был установлен в эпоху Иехуды Маккавея в память об очищении Храма и возобновлении храмового служения, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских пособников.

Письменных свидетельств той эпохи о Ханукке не сохранилось, большая часть известных литературных источников относится к памятникам еврейско-эллинистической литературы (см. Маккавеев книги). Наиболее древние литературные произведения, посвященные Ханукке и сохранившиеся в рамках еврейской традиции, - комментарий к Мегиллат Та‘анит и Антиохов свиток.
I книга Маккавеев (4:36-59) рассказывает о том, что после победы над греческим военачальником Лисием Иехуда Маккавей вступил в Храм, который до этого в течение трех лет был во власти греков. Хасмонеи очистили Храм от предметов языческого культа, которые Галаха определяет как ритуально нечистые, пришлось перестроить жертвенник, так как на нем возносили жертвы Зевсу, и сделать новую храмовую утварь взамен украденной и оскверненной.
Рассказ Иосифа Флавия о празднике Ханукка в общих чертах совпадает со II книгой Маккавеев, однако слово «Ханукка» ни разу не упоминается, а праздник называется Светочи.
В Мегиллат Та‘анит рассказывается о том, что Хасмонеи, оказавшись в захваченном ими Храме, обнаружили, что храмовая менора то ли осквернена, то ли испорчена, поэтому они сделали новую менору из семи шипудим (буквально `вертела`), в которые было налито и зажжено оливковое масло, пригодное для ритуальных целей. По мнению некоторых ученых, шипуд в эллинистическую эпоху представлял собой колющее оружие, рукоятка копья была полой изнутри и имела, по-видимому, форму чаши, то есть первая менора обновленного Храма была сделана из оружия недавнего боя.

Тема чуда, которое произошло при зажигании храмовой меноры, отсутствует в книгах Маккавеев и у Иосифа Флавия; она находит свое развитие в древнем комментарии к Мегиллат Та‘анит, барайте из трактата Шаббат Вавилонского Талмуда (21б) и Антиоховом свитке: Хасмонеи, внезапно обнаружив, что только один сосуд с оливковым маслом (елеем) остался не оскверненным греками, а масла в этом сосуде достаточно лишь для одного дня горения, тем не менее зажгли менору, и масло горело восемь дней.

Первый из известных источников, где упомянуто зажигание хануккальных свечей как заповедь праздника, - барайта из Вавилонского Талмуда (Шаб. 21б).
Зажигание хануккальных свечей производится, согласно Талмуду (Шаб. 21-23), «тотчас, как начнет темнеть и прохожие начнут оставлять улицы». При этом произносят бенедикции на зажигание свечей и о свершившемся чуде.
В трактате Шаббат оговорено, что свечи Ханукки следует помещать на видном месте, перед домом у входной двери, чтобы напомнить о чуде (так называемый обычай пирсумей нисса, по-арамейски - `оповещать о чуде`). В трактате сказано, что если с этим связана опасность, исходящая от нееврейского населения (например, в Эрец-Исраэль в то время - христиане, в Вавилонии - секты огнепоклонников, называемые в Талмуде хабарим), то можно зажечь свечи в доме, поэтому в эпохи гонений евреи зажигали свечи Ханукки внутри домов, но возле входной двери.
В средние века было принято зажигать хануккальные свечи и в синагоге, чтобы странники и бездомные могли приобщиться к исполнению заповеди.

В ряде общин принято играть в Ханукку в волчок. Традиционный волчок - четырехгранный, и на каждой его грани изображена буква еврейского алфавита נ, ג, ה, ש: нун, гимел, хе, шин. Со временем эти буквы в народной традиции стали толковаться как первые буквы слов нес гадол хая шам (на иврите; `великое чудо было там`), а в Эрец-Исраэль заменили «там» на «здесь» (нес гадол хая по), изменив также последнюю букву на пе).

Принято раздавать детям мелкие монеты- `хануккальные деньги`. В память о чуде горения масла принято готовить жаренные в масле блины, оладьи, пончики и т. д.

В науке о еврействе существовали гипотезы, что Ханукка - видоизмененный древний языческий праздник, происходивший 25 кислева и связанный то ли с дионисийскими торжествами, то ли с самым коротким зимним днем. Ханукка, как праздник света, по этой гипотезе, выражает стремление к свету летнего солнца. Сторонники этой теории опирались на аггаду из Вавилонского Талмуда (Ав. Зар. 8а), которая рассказывает, что Адам установил праздник света (восемь дней до дня зимнего солнцестояния и восемь дней после), однако в аггаде не упомянута Ханукка. Доказательств этой концепции не существует: нет никаких достоверных свидетельств существования этого праздника в еврейской народной среде, нет определенной связи между продолжительностью дня и лунными месяцами еврейского календаря.

Смысл и значение праздника Ханукки в еврейской традиции менялись. Изначально Ханукка воспринималась как праздник победы Хасмонеев, впоследствии Ханукка стала в большей степени напоминанием о чуде с елеем - символе победы слабых над сильными, чистых над нечистыми. Древнюю концепцию Ханукки в современную эпоху возродили сионистские деятели. В существующей религиозной традиции, однако, по-прежнему преобладает символическая трактовка праздника.

В США Ханукка, по времени приближающаяся к рождественским каникулам, среди нееврейского населения считается самым важным еврейским праздником.
http://www.eleven.co.il/article/14446




Прежние посты, с впечатлениями, описаниями, ссылками и отсылками:
http://fotovivo.livejournal.com/tag/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%BA%D0%B0



Ханукальное убранство по городам и весям далеко уступает Новогоднему -
ни пышности, ни повсеместности. Ни плакатов "За широкую Хануку",
ни обязательной символики на каждой витрине.

Есть городская Ханукия, без особой роскоши,  отнюдь не на каждом перекрестке, в центре где-нибудь,
у нас так даже не в городском, а в центре религиозного квартала.



Киббуцная ханукия, не без оригинальности, с "волчками" - подсвечниками.



Чисто частная поздравительная инициатива на соседнем магазине -
"Ле коль эхад ор миюхад": "Всякому свой особенный свет".



Приглашение на районное мероприятие.



Атрибутика на переднем крае распродаж , это есть,
как и праздничные скидки -



Волчки всяческих конструкций в ассортименте -



Ну и булочками уже за месяц вперед начали объедаться -



✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿

[Яблочно-манный бонус]

Не отстаю,

надо ж  поддержать традицию =)

Дрожжевого пончика не хочется,
всяко-разные оладушки, жаремые в кипяшем масле - тоже кошерно.

На ходу сочиняется творожно-манный латкес с яблоками :)
Целевая аудитория любит вкус манки, а я творог люблю )

Творог - горсть, манка (системы Солет,  что есть под рукой) - горсть,
два яйца, три пакетика ванили, чуть соли и пекарский порошок.
И еще немного лимона, для пущей душистости.



Яблоки большими ломтиками, чтоб чувствовались -



Результат, с вареньем, на ханукальный лад =)



✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿ ✿


С праздником всех, кто празднует!

И_О_домохозяйки, Ханука

Previous post Next post
Up