Семья. Блокада. Ленинград.

Jan 28, 2020 09:56

              Особенный день для Ленинграда. Да, этот день сегодня - 27 января, день полного снятия Блокады Ленинграда. Великая Отечественная Война многое перевернула и прошлась по судьбам людей, навсегда оставив свой след в истории.
               Я сейчас расскажу невероятное на самом деле и прочитав дальше, вы поймете почему я так говорю. Да, погибло очень много, суровые зимы, хлеб по карточкам. Через все это прошли мои бабушки, точнее обе прабабки и бабушка Маша, мой прадед погиб 27 января 1944, в день полного снятия блокады. А мой любимый дед вернулся с войны только в 1947 году, пройдя от Москвы до Маньчжурии. Простые, обычные люди, которые учились, влюблялись, строили планы. У нас самая обычная семья, простая можно сказать, но со своей историей войны и блокады.




Когда-то мою бабушку - Марию Александровну Тарасову - на встрече ветеранов с учениками учительница в школе спросила, - почему у вас столько позитивных воспоминаний? Как вы можете? И действительно. Я помню как бабушки рассказывали о тех годах, с горечью да, но почему-то было множество воспоминаний "моментных", что называется жизненных и я уверена, что именно благодаря этому (своему отношению ко всему в первую очередь) им и удалось выжить! У них не было времени на уныние, они находили силы именно в своем настрое на жизнь. Моей бабушке, на начало войны, было всего лишь 16 лет. А принимали на работу с 17-ти, а до этого она работала, что называется без трудовой книжки. Ее мечтой было стать модельером, а в результате она стала единственной женщиной-термистом на Балтийском заводе и проработала там всю свою жизнь, привел в цех ее отец, он был печником.


Мой прадед, Александр Яковлевич Воробьев, ушел на фронт ополченцем в 1942 году, по здоровью его не призвали в армию. Но погиб он в тот самый памятный день - день снятия блокады, похоронен в братской могиле в Гостилицах. Мы до сих пор жалеем, что не записывали многие воспоминания и сейчас собираем по крупицам и храним нашу память. Вот яркая картинка: бабушка читает книжку в перерыве, весна, вышла во двор цеха, где она работала, а начальник цеха гонит ее, чтоб она не простыла. А на улице солнце, так хочется посидеть еще. Она ушла в цех, а на то самое место откуда ее выгнал начальник упал снаряд. И таких эпизодов в ее жизни было два! Но почему? Почему она об этом говорила так спокойно и даже с улыбкой. Даже о том, что в самом начале войны, их (молодежь) послали копать окопы под Мгу. А когда пришел состав на станцию, оказалось, что немцы уже захватили эту местность. И вот их, несколько девушек, собрала вместе совершенно незнакомая женщина и повела обратно в Ленинград. Так они и шли две недели - днем прятались в лесах от немцев, ночью шли. Как они вышли в город до сих пор не знаем, но бабушка Тата (моя прабабка) уже не думала, что увидит свою дочь. Но они пришли! Это было летом 1941 года. Бабушка рассказывала и о том, что кроме работы,они с подружкой старались ходить в театр, читали... молодые же совсем были, никто не думал о смерти! И ведь в городе работали театры, выступали артисты и тд. Все это было и было несмотря ни на что, потому что это была важно, нужно для того, чтоб все оставались людьми в первую очередь. Они все хотели жить. Да сложно, да почти нечего есть и тд... Всю жизнь бабушка Маша учила нас быть в первую очередь людьми во всем, надеюсь, что у нас это получилось, потому что есть на кого равняться. Но трепетное отношение к продуктам, к вещам - это было в нашей семье непреклонной истиной и только недавно я поняла почему все именно так и не иначе. Нужно было видимо самой стать бабушкой для этого.

А вот Баба Маня (мама моего деда) проработала всю блокаду на заводе им. Калинина, в цехе где выпускали снаряды для "катюши". За эту работу она была награждена орденом Ленина. То, что они жили на казарменном положении спасло ей жизнь. И тоже в ее блокадной истории есть эпизод, когда снаряд упал в их цех,когда она там работала, но не разорвался, а в то время ведь они как раз занимались "начинкой" реактивных снарядов.! А если б было по-другому, то наверно не было у меня такой чудесной бабушки как она. Вторая моя прабабушка, баба Тата из-за того,что её завод был эвакуирован, а она осталась в городе, работала на окопах, разборке завалов после бомбежек и обстрелов. В эвакуацию она отказалась уезжать из-за дедушки, который в начале войне был на Балтийском заводе, а потом ушел с ополчением. Мне удивительным образом повезло жить вместе с ними, быть частью большой семьи, даже мой сын помнит свою пра-прабабушку Тату. И мне очень их сейчас не хватает, также как и деда. Он ушел на фронт из военного училища в Москве и в буквальном смысле только со штыком в качестве оружия (но никогда не любил об этом говорить), а закончил войну на Дальнем Востоке и имеет тоже множество наград, в том числе медаль "За войну с Японией". Они остались с нами в сердцах, в воспоминаниях, в тех крупицах информации, которую мы сейчас пытаемся собирать.

Мы помним, мы гордимся! Я рада, что у меня была такая семья. Блокада - это ужасно, это больно, это невосполнимо, но это и желание жить вопреки всему и сохранить эту веру в жизнь с собой навсегда.

Сумбурно и много слов. Да? Ну извините, просто не могла не выговориться. А про салют, который был в честь 76-й годовщины полного снятия Блокады я расскажу в следующем посте, как и о том самом историческом салюте в 1944-м году, свидетелем которого была моя бабушка.

блокада, салют, мой город, история, праздник, воспоминания, семья, СПб, впечатления, Ленинград, Питер

Previous post Next post
Up