Первый в Санкт-Петербурге снова поднимает крылья

Sep 05, 2017 20:11

От прогулок по мостам Петербурга неизменно получаешь массу впечатлений, даже если ты ходишь или ездишь через некоторые из них каждый день. А что говорить, когда появляется возможность попасть "под мост", т.е. внутрь его. В прошлом году для меня с неожиданной стороны открылся мой любимый Троицкий мост, в этом году удалось в последний момент попасть на Благовещенский. И надо сказать, что он оказался не менее интересным и не только в плане истории, но и в плане его устройства.

Ну что?  #БЛОГЕРЫРАЗВОДЯТМОСТЫ - поехали!!!




Этот мост хранит в себе множество историй и он первый постоянный мост через Неву, который появился в нашем городе. А теперь обо всем этом я и попытаюсь рассказать.
"Благовещенский мост - первая постоянная переправа через реку Неву: как по времени постройки, так и по месту расположения. Соединяет Адмиралтейский район с Васильевским островом. По оси моста проходит водораздел между Финским заливом и Большой Невой." - такую характеристику вы прочитаете чуть ли не в каждом втором обзоре, который будет рассказывать об этом мосте. Но с этого все и начинается. Так что и я повторилась тоже. Но ведь против фактов не попрешь? :)

Постепенное развитие технологий позволило к середине XIX века накопить опыт в возведении металлических переправ. В 1840­м году инженер Н. И. Богданов предложил проект моста через Неву с пролётными строениями принципиально новой системы ­ в виде металлических решётчатых ферм с параллельными поясами. Спустя один год молодой инженер путей сообщения Станислав Валерианович Кербедз разработал проект цепного трёхпролётного моста. Его работа получила высокую оценку специальной комиссии, рассмотревшей её 22 мая 1841 года [4, с. 254]. Однако, инженерам тех лет более надёжной считалась конструкция переправ из чугунных арок. В 1842 году он составил второй проект постоянного моста через Неву ­ с чугунными арками. 15 октября 1842 года он был утверждён. Это стал самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его оформлении принимал участие один из лучших архитекторов того времени - А.П. Брюллов.


Мост предполагалось возвести за четыре года. Но на практике срок оказался вдвое большим. Тогда в России велось три обсуждаемых общественностью долгостроя: сооружались железная дорога Петербург-Москва, Исаакиевский собор и Благовещенский мост. В петербургских салонах говорили, что новая переправа через Неву долго не простоит, развалится, железная дорога будет строиться ещё много лет, а Исаакиевский собор вообще никогда не достроят. В связи с этим возникла такая шутка: "Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят; железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор
ни мы не увидим, ни дети наши не увидят..."
А в результате мы обладаем всеми этими "долгостроями".. Вообще о сооружении моста можно рассказывать долго и находятся все новые и новые факты. Лично я просто на пару дней закопалась в историческую литературу. Все это настолько интересно. Некоторые факты еще в процессе нашей прогулки я расскажу, ну а другие ищите сами - интернет вам в помощь.

А наша небольшая компания блогеров, благодаря проекту "Блогеры разводят мосты" с Мостотрестом СПб, дождливой летней ночью уже стояла на Благовещенском в ожидании открытия новых тайн и открытий.
Нас встречал Максим Владимиров, который с места в карьер атаковал кучей фактов. Очень приятно, когда люди, работающие в таких местах живо интересуются не только механикой работы, но и историей объекта в целом. Это вдохновляет!


А мне хочется, прежде чем мы зайдем в святая святых, все таки еще немного покопаться в исторических справках. Вы ж не против будете?
 - При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На Адмиралтейском острове появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост ­ Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Со стороны Васильевского острова была значительно расширена набережная, здесь появилась новая площадь ­- площадь Трезини.
- Для проверки грузоподъёмности Благовещенского моста на него втаскивали рельсы, которые из Бельгии, Франции и Англии ввозили морем для строительства той самой железной дороги до Москвы, которая тоже считалась долгостроем :)
- Мост стал самым длинным в Европе (298,2 метра), его ширина составила 20,3 метра. Масса металлических конструкций переправы ­ 95000 тонн
- Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить.
- В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост переименовали в Николаевский.
- Для тех, кто не в курсе, Крейсер "Аврора" в 1917 году стоял за Николаевским мостом у Английской набережной. И именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца (ну и по этому поводу есть сомнения, но то, что там стоял крейсер - это факт)
- В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казнённого за это.
- Десять лет назад, после реконструкции моста, ему вернули его историческое название - Благовещенский.

КРУГ ЗАМКНУЛСЯ :) интересно иногда наблюдать за кольцами судеб, тут как раз такая же история.


4. Но, мы здесь и сейчас. А сейчас пишется другая страница. Значит и мы отметимся на ней.


Увы, мосты, как и всё, имеют свойство стареть, причём как физически, так и морально. Так, к 1930 годам старый мост, имевший недостаточную ширину проезжей части и малое расстояние разводного пролёта, уже не обеспечивал пропуска как сухопутного, так и водного транспорта (к этому времени построили еще и Беломоро-Балтийский канал и как следствие навигация стала более активной). Проект реконструкции моста был выполнен инженером Г.П. Передернем. Под его руководством производились и работы в период с 1936 по 1939 год. Были частично использованы опоры старого моста. Для обустройства разводного пролёта (его проектированием занимался инженер В. И. Крыжановский) по середине реки две центральные опоры пришлось несколько расширить. В них разместили механизмы развода и павильоны управления.
    Интересна судьба арочных конструкций старого моста. Отлитые из чугуна ещё в сороковых годах XIX столетия, они прекрасно сохранились. Поэтому их решили использовать на строительстве нового моста в городе Калинине (Твери). Но этому помешала война. Только после победы уцелевшие части ленинградского моста были установлены на втором мосту через Волгу в городе Калинине (Твери). Старые фонари моста были перевезены на Марсово поле. Новый мост, уже именовавшийся мостом Лейтенанта Шмидта, после реконструкции являлся более современным и совершенным сооружением, но в архитектурном отношении значительно уступал своему предшественнику.
Длительная эксплуатация моста Лейтенанта Шмидта в условиях неблагоприятной экологической обстановки, высокий уровень транспортной загрузки сказывались на состоянии моста, но только зимой 1974 года, при морозе минус 37 градусов, в конструкциях моста Лейтенанта Шмидта появились опасные трещины. Зимой 2006 года произошел рецидив, но мост, к счастью, встал на капитальную реконструкцию. Работы были завершены 15 августа 2007 года. Результатом масштабной реконструкции стало возвращение старого, восьмипролётного облика моста, а также имени - Благовещенский.
Но как напоминание нам о его судьбе - название старого моста мы видим на павильонах управления. Все таки люблю я наш город за вот такие отсылки к истории и напоминания. Хорошо, что традиции сохраняются.


6. На мост не так просто попасть. Это, можно сказать, стратегически важный объект, поэтому нас всех записывают и пересчитывают :)..


7.


8.


9. А мы выходим из одного павильона - и идем в другой, тот, что ближе к Английской набережной, именно с той стороны у нас будет уникальная возможность посмотреть на развод моста изнутри.


10. Реконструкция моста производилась по проекту института "Стройпроект". Главными инженерами стали Т.Ю. Кузнецова и Ю. Ю. Крылов, главным архитектором ­ А. Е. Горюнов. Уже на первой стадии проектирования были решено максимально приблизить облик моста к тому виду, который он имел в середине XIX века. Вместе с тем, новая переправа должна была стать гораздо шире, её ширина увеличивалась с 24 до 37 метров. Этот замысел повлиял на всю стратегию проектирования и на выбор инженерных решений.


11. Надо сказать, что Благовещенский мост на данный момент самый современный в техническом плане, но в плане регламента подготовки разводки или наводки моста все осталось по-прежнему - перед началом разводки механики проверяют работоспособность и готовность всех систем.


12.  Здесь все автоматизировано. Благовещенский мост наверно самый компьютеризированный мост (ну может еще Дворцовый). Датчики и камеры, пульты управления, компьютеры - все это позволяет следить за всем происходящим.  Практически все критически важные узлы, механизмы и конструкции моста оснащены датчиками с устройствами сбора информации. За давлением масла в гидросистемах следят  множество датчиков. Здесь, в операторской,  происходит все:  контроль, управление, визуальное наблюдение над процессами разводки и наводки крыльев. Причем эти действия происходят с двух сторон (а вот на Троицком например - только одна точка управления). Здесь же и идет контроль за ходом речного трафика.
После ремонта в 2007 году мост сменил электромеханическую систему разводки на гидравлическую. Теперь при поднятии разводных крыльев для сдвига равновесия в сторону свинцового противовеса моста используется энергия жидкости. А контролирует весь процесс электроника, чью бесперебойную работу обеспечивает три альтернативных источника энергии. Но сохранилась возможность и ручной наводки моста.


13.


14. Нам разрешили спутится вниз еще до разводки моста, чтоб посмотреть на все и до  и после.


15. Кстати, при ремонте удалось  сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. А вот стальные конструкции из­-за износа пришлось полностью заменить. Еще в середние девятнадцого века строили на века и это удивительно, учитывая как далеко сейчас уже ушли технологии строительства.


16.  Увидеть Неву с другого ракурса - это всегда интересно. А мы находимся там, куда при разводе уйдут противовесы моста.


17.  Тяжёлые крылья были оперты на концы соседних ферм стационарных боковых пролётов. Противовесы (впервые в мостостроении) были изготовлены с использованием свинцовых блоков, что свело до минимума их размеры. Новейшая система гидропривода обеспечила плавность и быстроту подъёма крыльев разводного пролёта, вес каждого из которых составил 515 тонн.


18.


19.


20.


21.  На разводной пролёт моста установлен компактный гидропривод, оснащённый новыми гидроцилиндрами. Благодаря экономии в массе (часть веса перенесена с разводных на постоянные пролёты моста) при реконструкции моста отпала необходимость в ремонте опор разводного пролёта. А также здесь самые современные гидроцилиндры, которые поднимают крылья.


22. Механика механикой, но одинаковых разводных механизмов нет, у всех систем свои особенности. А основная движущая сила на Благовещенском - давление жидкости. Система полностью автоматизирована, но без человеческого участия все равно никак не обойтись. Вот, например, такие кнопки аварийной остановки, их несколько в различных местах. Сделано это для того, чтобы в экстренном случае как можно быстрее приостановить процесс разводки или наводки моста.


23. Порошок не входи!! Ну конечно же это пожарная безопасность, а именно в случае возгорания сработает автоматическая порошковая система пожаротушения. Ну, а мы находимся перед машинным отделением, а если быть точным - здесь и находится гидравлическая станция, благодаря которой и происходит разводка и наводка моста.


24. Здесь находится сердце моста, благодаря которому все и работает и движется.


25. Все датчики полностью компьютеризированы, плюс дублируется аналоговым способом.


26.


27. За ночь происходит две разводки, чтобы пропустить в акваторию Невы суда. Первая - с 1.25 до 2.45, вторая - с 3.10 до 5.00. Но если трафик прохода судов небольшой, то наводиться мост может и раньше назначенного времени, а вот разводка идет строго по расписанию.


28. Все, кто работает на мостах,  уникальные в своем роде специалисты. Они посвящают всю жизнь этому делу.
Сегодня мост разводит ведущий механик Благовещенского моста - Путилов Владимир Владимирович. Он один из сторожилов - работает здесь с 1979 года. «На Благовещенском мосту я уже с 79 года, пришел, можно сказать, с улицы. Удалось устроиться механиком. И почти за 40 лет ни разу не подумал уйти».


29.


30.  Когда-то процесс разводки моста занимал до 40 мин (во времена когда пролеты разводились горизонтально), потом до 5 мин, сейчас же до 55 секунд.


31. «Вы не представляете, какое здесь ощущение свободы».


32. Под разводным пролетом стоять не рекомендуется, даже запрещено. После целого дня эксплуатации неизбежно накапливается какой-нибудь мусор, который и может свалиться на вас.


33.


34. Все под контролем.


35.


36.  Побывать прямо в сердце моста во время разводки и не найти новые ракурсы  - это не для меня. Мне захотелось найти необычные точки. Может быть мне это удалось :)


37.


38.


39.


40.


41.


42.  Противоположное крыло моста производит грандиозное впечатление, особенно когда понимаешь, что оно поднято почти вертикально!


43.


44.


45.


46.  Ура! Навигация!!!


47.


48.


49.


50.


51. Вот они - поршни в действии. Диву даешься, как такие небольшие механизмы держат такую громадину!!!


52. Если вы думаете, что это металл - то нет. Под рукой керамический цилиндр, которому нет износа. Материал не ржавеет и не подвергается другим коррозиям. У нас только один такой мост с подобным механизмом.


53. Вот напротив тоже можно видеть, как 4 поршня держат весь пролет и насколько размеры их отличаются от размера конструкции крыла!! Вот это современная техника!


54.


55. Продолжаем встречать грузовые суда, которые идут в Ладогу.


56. Да, это снова она, кнопка, которую не стоит трогать, но она очень важная деталь на этом мосте.


57. Пришло время наводки и эту честь доверили Ирине, которая уже второй год вместе с блогерами осуществляет этот проект.


58.


59.


60.


61.


62.


63. Последние секунды, когда мост отдыхает.


64. Все.. поток жизни несется через мост!


65. спасибо ТАКСИ 068 которые развезли нас по домам ночью после разводки мостов.


66.


Спасибо Мостотрест и spbblog за возможность посмотреть на мост изнутри. Кстати, у них на сайте mostotrest-spb.ru самая актуальная система оповещения о разводке и наведении мостов.
Благодарю за прекрасно проведенное время dimanos regalita slavnayaya jesuiskhusu и Ольгу Ро.
Все отчеты ребят можно посмотреть на странице сбора отчетов по Благовещенскому мосту.

пейзаж, мой город, #mnovoseletskaya, блогерыразводятмосты, СПб, #БЛОГЕРЫРАЗВОДЯТМОСТЫ, репортаж, Питер, зарисовки

Previous post Next post
Up