Очень сложная задача - рассказать о цирке Чинизелли, когда мои сообщники сделали это талантливо, развернуто и с кучей исторических фактов. Экскурсия, которая длилась 5 часов дала много поводов для эмоций, впечатлений и новых фактов, которые я открыла для себя. Информации настолько много, что даже не представляю как это все можно уложить в один рассказ, даже если он будет большим. Первая моя попытка была в небольшом портретном отчете "
С чего начинается цирк?" , а сейчас вас ждут исторические факты, новые впечатления от реконструкции и... сама не знаю что, потому что как повернется мое повествование я еще и сама не знаю :)
Готовы? Тогда давайте зайдем в старейший цирк России - Цирк на Фонтанке или Цирк Чинизелли.
История появления в нашем городе цирка начинается еще с петровских времен. Тогда в Санкт-Петербурге выступали в основном иностранные артисты, главным образом из Голландии и Франции. Для цирковых представлений в разных местах города строили деревянные временные арены или использовали здания театров. Знаете ли вы, что и помещение Мариинского театра тоже использовалось для цирковых представлений? Раньше искусство театра и цирка очень тесно переплетались. А недалеко от места, где находится существующее здание цирка, была временная деревянная арена, которую построили в 1827 году для конной группы Жака Турниера. Это стало первым стационарным сооружением для выступлений артистов в Санкт-Петербурге. К 1842 году здание пришло в ветхость и было сломано.
Но вернемся к зданию на Фонтанке. До начала строительства цирка на этом месте стояли экипажи извозчиков. В сквере Инженерного замка гуляли няньки с детьми. На Михайловской (ныне Манежная) площади располагался цирк Карла Гинне. Этот деревянный цирк Гинне было разрешено открыть в 1867 г. на 1 год, но контракт неоднократно продлевался. Одновременно Карл Гинне предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного стационарного цирка. Неоднократные отказы заставляют Гинне в 1872 г. покинуть Петербург. Управление цирком он передает своему зятю (мужу сестры) - Гаэтано Чинизелли, он к этому времени был весьма значительной фигурой в цирковом мире, великолепным наездником, прекрасно чувствующим лошадь, - достойным учеником великого мэтра Боше. Впервые Чинизелли с семьей появился в России в 1846 г. Затем уезжает и возвращается через 22 года, завоевав первоклассную репутацию в Европе и организовав собственную труппу.
В 1875 г. он добивается у городских властей разрешения на приобретение участка для строительства цирка. Возражения, что постройка цирка закроет фасад Инженерного замка, Гаэтано Чинизелли снимает обещанием устроить на свои деньги сквер на Михайловской площади (ныне Манежная). Этот сквер, раскинувшийся напротив главного фасада Манежа, существует и сейчас.
Составление проекта и руководство строительством были поручены академику архитектуры Василию Александровичу Кенелю, по его же проекту был и разбит сквер на Манежной. Первый каменный цирк России открылся в 1877 г. и поражал величием и изяществом, богатым декором, особенно нарядным со стороны главного подъезда. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание. В облике цирка, изображённого на акварели, выполненной архитектором, сочетаются мотивы ренессанса и барокко, классические линии и пышная декоративная отделка. Прямоугольный объем нарядного, эклектичного ризалита контрастирует с четырехъярусным куполом и цилиндрической формой здания. Но этот контраст не нарушает общей гармонии сооружения, благодаря правильно найденному соотношению объёмов. В проёмах арочных окон архитектор поместил скульптурные изображения муз: Мельпомены - в центре, Эвтерпы - в левом и правом окнах фасада и Эрато - в боковых окнах ризалита.
А вот таким я помню Цирк в свое детство, когда здание утратило былую роскошь и была реконструкция в 60е годы прошлого века(((.. Чувствуете разницу?
Но вернемся к нынешнему дню и реконструкции цирка. В назначенный день и час наша небольшая группа была допущена в цирк в то время, когда там нет зрителей, здание изнутри можно рассмотреть со всех сторон, заглянуть на арену и за форганг, т.е. окунуться в историю и настоящее одновременно.
Как я уже говорила, этот день с нами провела заведующая музеем циркового искусства Екатерина Шаина.
В просторных коридорах обновленного цирка висят старые афиши и картины, по которым можно представить насколько изобретательными были номера для привлечения публики, да и вообще оказаться в том времени немного приложив собственного воображения.
3
4
5
Если вы встретили артиста или просто служащего цирка не забудьте поздороваться, ведь это их дом и вы у них в гостях.
6
Если Вы зайдете с центрального входа, то оказываетесь в просторном вестибюле, он снова выглядит почти также как при Чинизелли, реставраторы вернули на места кариатиды и большие люстры.
Самое время пройти туда, где в вечернее время идет представление, много народу и кипит жизнь, а сейчас будни цирка.
Манеж еще пуст, униформист по старой и неизменной традиции занимается заправкой манежа с помощью метлы. Совсем скоро сюда выйдут первые артисты и будут проводить репетиции.
Внутри здание цирка было не менее великолепно и приближалось к императорским театрам. Внутренне устройство зала подразумевало четкое классовое разделение публики. Для состоятельной публики предназначались места в партере и ложи. Для народа попроще предназначались места во 2-ом ярусе и террасированная галерея для стоящих зрителей. При этом сидячих мест было 1200, а общее количество зрителей доходило до 5000 человек. Для зрителей 2-ого яруса и галереи имелся отдельный вход, внутри здание было устроено таким образом, чтобы исключить возможность смешения зрителей нижних и верхних мест.
Конечно же со временем такое деление мест изменилось, сделали сквозные проходы (в целях безопасности). Но бархат и отделка и сейчас поражают своей торжественностью.
В. А. Кенель решил по-новому техническую задачу установки купола. Вместо традиционного использования колонн, архитектор применил такой способ, который позволил замкнуть круглое пространство диаметром 49,7 метра без единой внутренней опоры. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола, спроектированная инженером О. Е. Крелем и арх. Р. Б. Бернгардом, как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Такое конструктивное решение стало широко применяться в строительстве подобных сооружений. Купол изнутри был обтянут холстом, расписанным изображениями из циркового мира, среди которых выделялся сам владелец цирка Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница. Освещался цирк роскошными газовыми люстрами. Малиновый бархат, золото, зеркала украшали зрительный зал и единственное фойе на первом этаже.
Сейчас купол не обладает той легкостью и не наполнен пробкой, новое время диктует свои правила, но при крайней реконструкции купол постарались восстановить, как раньше, ведь в советское время при ремонте для укрепления своды были залиты бетоном. Возможно тогда это считалось передовой технологией, но такое конструктивное решение не оказалось долговечным в отличии от изначального проекта купола, инженерное решение которого до сих пор используется в подобных постройках.
Тогда же было произведена полная реконструкция здания, внешняя одноэтажная галерея была надстроена на всю высоту здания. Здание приобрело дополнительный объём, здесь были устроены дополнительные фойе и гардеробы. Внутреннее пространство зала стало более просторным и удобным для зрителей. Окончательно были убраны перегородки между секторами в зрительном зале. С 1963 года над главным входом светились большие буквы "ЦИРК".
Сегодняшний вид на купол цирка.
Со временем и в цирке тоже что-то меняется, например сейчас манеж сделан из каучука, а раньше на манеже лежали специальные опилки - тырса. Причем по праздникам из тырсы делали специальные рисунки, настоящее искусство же!
Традиционно над форгангом находится оркестровая ложа, хотя в советское время было иначе, ее пренесли туда, где сейчас (и изначально) располагалась Царская ложа.
А на манеже в это время уже шли репетиции и как принято в цирковом мире в этом участвуют семьями - династиями.
Нам повезло в тот день, к нам подошел пообщаться Иван Терентьевич Яровой (про него в предыдущем посте, загляните) - основатель династии дрессировщиков медведей и уже стал легендой советского, русского цирка
Одни артисты сменяют других, жизнь идет своим чередом в цирке..
Как и в театре в цирке существует множество примет и суеверий, что и понятно, цирковое искусство очень часто связано с риском для жизни. Да и творческие люди зачастую склонны к соблюдению множества сценических ритуалов. Стоит относится к этому уважительно. Например, не стоит трогать чужой реквизит, переступать через борт манежа, только обходить, нельзя сидеть спиной к манежу, не пересекать манеж. Категорически нельзя пересечь дорогу артисту, когда тот готовится к выходу в манеж, артисты старой "закалки" могут вообще после этого не выйти на представление.
Нам повезло побывать за пределами манежа, заглянуть за форганг.
Цирковой юмор)
А мы на некоторое время задержались в конюшне, где интереснейшие истории из своей жизни рассказал Вадим Колодочников (много фото и рассказ ищите в предыдущем посте)
В царское время конюшня была визитной карточкой любого хорошего цирка, а Цирк Чинизелли особенно славился своими конными номерами и отличного качества лошадьми, и имел огромную конюшню на 100 голов, которая была построена рядом с цирком, но и в самом здании тоже существовала. Туда имела право заглянуть только привилегированная публика, конюшня содержалась в парадной чистоте и благоухала духами, была украшена зеркалами, фонтанами и аквариумами с золотыми рыбками, отделана путом и мрамором, имела асфальтовые полы.
Если вернутся обратно к форгангу, то изнутри увидим авизо - расписание выхода на манеж и репетиций. Оно существует также долго, как и сам цирк (не здание, а само понятие цирка). Даже неграмотные шпрехталмейстеры рисовали авизо, где все было наглядно изображено с помощью значков.
А вот ниже плакат, который содержит правила поведения в Санкт-петербургском цирке Чинизелли, установленные его руководством. Выпущенные 10 января 1891 года правила были составлены на двух языках: французском и немецком. Выбор языков и цирковые программы того времени свидетельствуют о том, что практически все артисты цирка были иностранцами. 18 пунктов правил регулировали жизнь персонала цирка. От артистов и штатных сотрудников требовалось присутствовать на всех репетициях и заботиться о своих костюмах и реквизите; все должны были быть готовы не менее чем за десять минут до начала представления; никому не дозволялось покидать территорию цирка без разрешения; курение было запрещено во всех местах за исключением буфета; конфликты, оскорбления, пьянство и тому подобные проявления также были запрещены и служили основанием для увольнения.
Поднимаемся на второй этаж.. Здесь тоже просторно, также есть гардеробы и зеркала.
Но мы не просто так сюда зашли, кроме экспозиции циркового музея, посвященной Олегу Попову, что находится в большом зале, со второго этажа есть вход в Царскую ложу! Заглянем туда?
Бесспорным украшением интерьера была царская ложа, она была декорирована малиновым бархатом, архитектурной лепкой, сверкала зеркалами. Ее архитектурные достоинства были отмечены контрольной комиссией при Министерстве Императорского Двора. По представлению этой комиссии В.А. Кенелю за устройство ложи был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.
Из ложи манеж как на ладони
Коллеги во всю фотографируют).. повторяться не буду, все отчеты можно найти вот здесь:
http://spbblog.livejournal.com/595678.html В большом зале второго этажа была размещена экспозиция Музея Циркового искусства, посвященная клоуну Олегу Попову, который сейчас выступает в стенах нашего цирка, легенде советского цирка.
О музее же хочу поговорить в продолжении темы цирка в следующий раз.
С цирком Чинизелли связано немало известных имён. Здесь работали основатели русской школы дрессировки братья Анатолий и Владимир Дуровы. На арене Чинизелли начал свою карьеру борец Иван Поддубный.
В советское время здесь как и прежде стали выступать знаменитые артисты. Клоун М. Н. Румянцев представил публике знаменитого "Карандаша". В 1920-30 годах в Ленинград переехала семья Запашных, именно здесь росло новое поколение этой известной цирковой династии. С ленинградским цирком тесно был связан иллюзионист Э. Т. Кио. Здесь выступали Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачёв. И многие другие известные артисты.
Еще раз спасибо
spbblog за организацию удивительной экскурсии, Екатерине за интереснейшие истории и факты, и за компанию
mitrofanova_m,
velkoldin,
upsya,
nau_spb,
samiznaetekto,
babs71, а также
Mooooar,
puchini2g,
piggsvin.