Когда около входа в самолёт видишь очаровательных стюардесс, которые приветствуют пассажиров милой улыбкой, думаешь, что самое сложное в этой профессии - прекрасно выглядеть даже после длительного перелёта. И, конечно, важно умение подобрать цвет туфель на небольшом каблуке в тон обивке кресел, потому что сумочки в фирменной одежде нет.
Безусловно, пассажир составляет своё мнение об авиакомпании по тому, как выглядят хозяйки воздушных судов и насколько любезно они предлагают выбрать между курицей и рыбой. Но их профпригодность определяется, прежде всего, способностью обеспечить безопасность на борту даже в экстремальных условиях. И в официальных документах романтичного слова "стюардесса" не встретишь - только сухое и функциональное "бортпроводник".
На днях мы побывали в Департаменте подготовки авиационного персонала "Аэрофлота" и посмотрели, как готовят настоящих авиационных спецназовцев бортпроводников, которые не только умеют летать, но и не тонут в воде и не горят в огне.
18-й Учебно-тренировочный отряд (УТО) был образован в 1965 году, а в 1981 его переименовали в ЦПАП - Центр подготовки авиационного персонала, сейчас первая буква сменилась на Д - департамент.
Новый учебный центр стал базой подготовки кадров для быстроразвивающихся международных воздушных линий.
Общая площадь - 5525 кв. м. Более 15 000 обучающихся ежегодно.
2
Основная задача ДПАП: качественная подготовка летных экипажей ВС и инженерно-технического персонала, специалистов наземных служб в соответствии с требованиями документов федеральных органов гражданской авиации РФ, ПАО "Аэрофлот", стандартов IOSA и повышение уровня безопасности полетов.
3
Сегодня ДПАП это:
36 учебных классов, оборудованных действующими стендами, авиационными приборами и агрегатами, современной аудио и видеоаппаратурой, компьютерами; 6 полнопилотажных тренажеров; профессиональные преподаватели и инструктора, имеющие сертификаты Государственной службы гражданской авиации РФ, а также лицензии европейских и американских авиационных властей - более 20 000 учащихся ежегодно - более 7000 тренировок экипажей ежегодно.
Все тренажеры заняты почти круглосуточно - 22 часа идет обучение и тренировки, 2 часа уходит на техобслуживание.
В будущем нам обещали показать, как тренируются на полнопилотажных тренажерах пилоты, в том числе и на новейшем МС-21.
4
Сначала мы отправились на тренажёр тушения реального огня Cabin Сrew Fire Trainer, где уже собралась первая группа будущих бортпроводников.
5
Надев защитный плащ, перчатки и маску, учащийся заходит в специальное помещение, где сдает тест на тушение пожара.
Первым делом нужно правильно двумя руками снять со стены огнетушитель и снять пломбу.
6
Далее на примере горящего нижнего отсека на кухне: двумя руками одной рукой держа огнетушитель, сначала нужно совсем слегка приоткрыть другой рукой дверцу, чтобы огонь не вырвался наружу из-за доступа кислорода, просунуть туда штуцер и начать тушить.
Так тушить как на фото - нельзя, это ошибка, но на ошибках учатся.
7
На тренажере несколько видов пожара, в том числе горизонтальный и вертикальный (когда горит стена). Оператор включает поочередно то пожар в духовом шкафу, то на багажной полке, то под креслом.
Когда, например, загорается духовой шкаф, в первую очередь нужно вырубить электропитание, и только после этого приступать к тушению. Забыл про питание - незачет.
Вот так происходит тушение огня под пассажирским сиденьем - нужно присесть, чтобы быть на одном уровне с очагом возгорания и только тогда тушить.
8
Если же пожар возник на багажной полке, нужно, как и в случае с кухонным шкафом, чуть-чуть приоткрыть крышку, чтобы ограничить доступ кислорода и чтобы влезало сопло огнетушителя. При необходимости повторить.
Эти огнетушители учебные, на самолете используются другие - хладоновые.
9
После того, как все очаги возгорания потушены, перемещаемся в основной корпус ДПАП, где находятся учебные классы, тренажеры дверей и единственный в мире подвижный тренажер для подготовки экипажей на базе Ил-96 (на нём отрабатываются ситуации, которые могут произойти и на борту Airbus, и Boeing).
Тренажер представляет собой часть макета лайнера, который оборудован системой имитации различных кризисных ситуаций для пассажиров.
10
На тренажере имитируется движение самолета при полете в турбулентной атмосфере, экстренное снижение, "грубая" посадка с разрушением носовой стойки шасси. Трехстепенная гидравлическая система подвижности, предназначенная для кабины тренажера массой до 15000 кг, не имеет аналогов в России.
11
В кабине два довольно тяжелых манекена - ситуации, когда помощь может понадобиться пилотам, тоже отрабатываются на этом тренажере.
12
При нашем участии будущие бортпроводники отработали одну из внештатных ситуаций на борту.
Сначала традиционный инструктаж: Убедитесь, что спинки кресел приведены в вертикальное положение, шторки подняты, подлокотники опущены... светящаяся дорожка на полу укажет направление к выходу..."
13
А вы знаете, что для грудных детей, беременных женщин и больших по объему людей полагается дополнительный удлинитель для ремня?
Бортпроводник поможет его закрепить и пристегнуть.
14
Далее всё как обычно - в бизнес-классе пассажирам уже предлагают виртуальное шампанское, а в экономе идет раздача виртуальной еды.
15
Курица или рыба?
16
Неожиданно на борту происходит задымление. Дым валит из одной из багажных полок.
В данной ситуации экипаж обязан собственными силами локализовать возгорание и потушить его подручными средствами.
Как на предыдущем тренажере - слегка приоткрыть и "прыснуть" из огнетушителя. В данном случае на бортпроводнике надет специальный дымозащитный капюшон.
Когда все потушено, убедиться в отсутствии наличия очагов возгорания.
17
В это время по громкой связи раздается условное сообщение от капитана, что "Мы готовимся к аварийной посадке через такое-то время". Следом звучит голос одного из студентов: "Уважаемые пассажиры, с вами говорит старший бортпроводник. Нам нужна ваша помощь. Сотрудников авиакомпании "Аэрофлот" и других авиалиний просят обратиться к бортпроводникам."
Если в салоне находятся слабовидящие или слабослышащие пассажиры, в аварийной ситуации соседних пассажиров просят помочь своим соседям.
А бортпроводники тем временем показывают пассажирам, как нужно вести себя в случае аварийной посадки.
18
Почему в таких странных позах на спинках кресел? Оказывается, именно так и происходит "аварийный" инструктаж во время внештатной ситуации на борту и именно так в салоне экономического класса показывается "поза безопасности".
19
Убедиться, что все правильно выполняют инструкции экипажа.
20
Поза безопасности в действии: голову прижать к коленям, обхватить руками под ними. Угадайте, кто неправильно сидит и почему?
21
enia показывает, какую нужно принимать позу, если вы путешествуете с грудным ребенком.
22
Чтобы на себе ощутить всю "прелесть" аварийной посадки, тренажер запустили. Сначала нас хорошенько потрясло в зоне турбулентности, а потом самолет сел со сломанной носовой стойкой шасси. По наклоненным шторкам в хвосте салона можно понять угол наклона - и так пассажиров колбасило минут 10.
23
После посадки наша группа пошла отрабатывать аварийное покидание самолета с помощью надувного трапа.
24
Трапов здесь несколько: для таких воздушных судов, как Вoeing-767/777/737, Airbus-320/А330 тип «1» и тип «А», А320/321, SSJ-100.
25
Спуск по трапу не является «аттракционом», а вынужденной процедурой спасения людей при возникновении на борту воздушного судна ситуации, опасной для жизни.
26
Перед "десантированием" инструктор проводит инструктаж по правилам спуска с конкретного трапа с демонстрацией позы и проверяет готовность слушателей к спуску: нужно снять обувь и опасные предметы (украшения, часы и т.п.).
27
КАК ПРАВИЛЬНО СЪЕЗЖАТЬ С ТРАПА
Сесть на край трапа, вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки, вытянуть ноги вместе, колени не сгибать.
Спуститься по трапу, сохраняя вертикальное положение спины; перед приземлением сгруппироваться, приготовиться встать на ноги.
После спуска встать на ноги с делать несколько быстрых шагов вперед.
28
Страховка является частью учебного процесса. Задачей страхующих является помощь спустившемуся в том, чтобы сразу встать на ноги и избежать падения и удара. Страхующие подхватывают спустившегося за предплечья и удерживают его в вертикальном положении.
29
А вот так спускаться не стоит ни в коем случае! Что неправильно сделал
aviator_ru?
30
Пока наша группа летала и десантировалась, на соседних тренажерах отрабатывали аварийное открытие дверей.
Они так и называются - "тренажеры дверей" для ВС типа В767/777/737, A320/А330 тип «1» и тип «А», А320/321 и SSJ-100.
31
В первую очередь, этот тренажер нужен для того, чтобы выработать до автоматизма открытие и закрытие дверей, включая действия при всяких неприятных сюрпризах, вроде заеданий и т.п.
Тренажёры специально рассчитаны на большое количество циклов, довольно грубое обращение и имитацию различных отказов.
32
Далее перемещаемся в бассейн, чтобы увидеть водную подготовку аварийно-спасательным процедурам.
При аварийной посадке на воду жилет надувают только после покидания самолета и по возможности быстро запрыгивают в плот, распределившись по периметру. Здесь это происходит по команде инструктора.
33
Потом грести изо всех сил от самолета, используя только собственные руки.
34
Если кто-то оказался за бортом и не может передвигаться, ему бросают спасательное кольцо и затем подьягивают к плоту, помогая на него забраться.
35
36
Как показывает практика, не акулы, а солнце или холод - главные враги пассажира на плоту.
Поэтому ставят тент - по периметру сначала устанавливаются держатели.
37
Сам тент ярко-оранжевый, чтобы его можно было заметить с воздуха.
38
В тенте также есть несколько "окон" для обзора.
39
Покинуть плот проще простого - спиной на край и бултых!
40
Поддуть жилет можно через клапаны поддува.
41
Спасение утопающих - дело рук бортпроводников!
42
Подурачиться тоже время найдется.
На самом деле нет. Это необходимо для привлечения внимания поиского-спасательных служб или для отпугивания акул...
43
Всем спасибо, на сегодня все свободны!
44
Вот такие три часа из жизни будущих бортпроводников.
А еще теоретическая подготовка, работа в учебных классах, изучение аварийно-спасательного оборудования для различных типов ВС - всего не перечислишь...
Желаю, чтобы никому из будущих бортпроводников не пришлось в будущем воспользоваться полученными навыками в настоящей внештатной ситуации на борту!
45