Немного мастер-класса - учимся делать проводку с самолетами.
В идеале для этого нужно:
- скорострельная зеркалка с быстрой фокусировкой;
- светосильный объектив со стабилизатором;
- не трясущиеся руки;
- самолет, в котором сидит фотограф и который будет с такой же скоростью бежать рядом, либо автомобиль, движущийся со скоростью самолета на разбеге и имеющий люк на крыше, через который будет вестись съемка.
Таких условий достичь весьма трудно, поэтому остановимся на неидеальных условиях. Что для них нужно:
- зеркалка;
- объектив.
Для примера берем мой идеальный Canon 1DX и идеальную линзу 70-200/2.8 II серии.
Самое сложное в этом процессе - выставить приоритет выдержки и маленькую чувствительность, она же ISO.
Я обычно выбираю ISO 100-200, а выдержку 125-30. Приоритет выдержки на фотоаппарате выставляется режимом TV, диафрагму же фотик выберет сам автоматически.
Если на объективе имеется стабилизатор изображения (IS = image stabilizer), то его выставляем в положение 2 - для движущихся объектов.
Далее выставляем приоритет слежения автофокуса в AI SERVO - следящий, а точку фокусировку ставим центральную.
К слову, она у меня и так всегда по центру для более лучшей скорости.
Начинаем ловить самолет.
Основные правила - "схватил" его в автофокус и старайся центр держать в одном и том же месте, чтобы не было шевеленки; также следует помнить, что чем ближе вы к объекту съемки, тем сложнее будет получить его полностью резким на длинных выдержках.
Здесь я попробовала выдержку 1/20 и резким получился только центр кадра - все остальное вылетело из зоны фокусировки из-за быстро движущегося Airbus.
На 1/30 выдержке получилась резкая целиком длинная колбаса Боинг-777, но это вышло потому, что скорость у него была не такая большая, как у самолета на предыдущем кадре.
Для статистики - если я снимаю на 1/30, то на выходе получается 1 кадр из 8, на 1/60 - один из 3. Если на объективе нет стабилизатора - 1 из 30.
Можно, конечно, воспользоваться штативом и пробовать делать проводку с него, но у меня лучше получается с рук.
Большому самолету - выдержку короче. 1/60, диафрагма 20. Все EXIF открываются кликом, так что не буду утомлять себя еще и написанием их тут.
Если половина самолета нерезкая, можно смело производить обрезание.
Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться при съемке на проводке днем - зажатая донельзя диафрагма высвечивает всю срань на матрице и потом приходится подолгу возиться с чисткой фотки в фотошопах. В идеале надо иметь для каждого объектива свою камеру, чтобы как можно реже пыль попадала на матрицу.
Кликните и посмотрите, до какого состояния можно довести матрицу, меняя объективы в полевых условиях. Чистка каждой такой фотки занимает 6-8 минут.
Если на небо можно положить фильтр, убирающий мусор, то с травой и фюзеляжем придется возиться вручную.
Предполагаю, что 1DX является неплохим пылесосом именно из-за своей суперскорострельности.
Если споттингов не предвидится, можно в свободное от всего время тренироваться на котиках или автомобилях. Кстати,
вот тут как раз моя прошлогодняя съемка проводки машинки на ходу из соседнего авто с одинаковой скоростью, теперь осталось осуществить такую же тему с самолетом.
1/40
Как-то так.