Серия интервью "Почему они победили?" / Яна Романова

Dec 04, 2010 13:06

Мы начинаем публиковать серию интервью с участниками выставки "Молодая фотография 2010 2/2. ВРЕМЯ" под кодовым названием "Почему они победили?".
Видя и участвуя в обсуждениях всех отборов проекта "Молодая фотография", хотя проект длится уже более трех лет, мы постоянно сталкиваемся с негодованием зрителей и что важнее, коллег, фотографов, которые не понимают почему те или иные молодые авторы были выбраны в участники выставки. За какие заслуги? По каким критериям? Почему они?
Мы решили предоставить слово самим фотографам, и тут каждый ответит за себя что им движет, почему фотография и есть ли понимание их работы? И, возможно, ответы, данные фотографами, молодыми по определению, но уже зрелыми по сути, дадут нам некоторые ответы, а главное - почву для собственных мыслей.

Яна Романова
Санкт-Петербург
Выпускница Факультета журналистики СПбГУ и Факультет фотокорреспондентов им. Ю.А.Гальперина при Союзе журналистов



из проекта "Люди земли"

Что такое быть молодым фотографом?
Я не знаю что такое быть молодым фотографом. Субъективно "быть фотографом" не воспринимается в контексте возраста, это твое личное решение, выбор, который ты осознанно делаешь и которому потом следуешь на протяжении жизни. Выбор, который обязывает тебя работать над собой.
"Молодой" - это скорее некий лэйбл. Все знают, что мы живем в обществе, где поддерживается культ молодости - перспективы, надежды и чаяния ориентированы на людей до 25ти, иногда 30. Даже если мы имеем в виду, что "молодой фотограф" - это человек, совсем недавно начавший заниматься фотографией, в 40 лет ему в этой сфере будет гораздо сложнее, чем двадцатилетнему. Мне через пару дней стукнет 26, я не студентка и уже какое-то время зарабатываю на жизнь только фотографией, может быть, с точки зрения общества, я уже не-"молодой фотограф". По крайней мере, некоторые гранты и возможности скоро будут для меня закрыты.

Что для тебя фотография?
Фотография для меня способ мышления, осмысления и осознания. Иногда единственно возможный.

Для кого ты делаешь свои фотографии? Важна ли тебе реализация и какая?
Вся моя деятельность имеет цель задавать вопросы, а не утверждать что-то. Поэтому я снимаю для тех людей, которым интересно смотреть и думать. И если еще год назад я была уверена, что наилучшая реализация моей работы - это журналы, то теперь постепенно прихожу к выводу, что это только одна ступень. Пробую разные форматы. Сейчас, например, работаю над двумя книгами.

О чем ты говоришь посредством фотографии?
Мне интересно как разные люди отвечают на вопрос "Кто я?", поэтому моя основная тема - самоидентификация. В самых разных областях, начиная от офисных сотрудников и заканчивая национальными и религиозными вопросами. Этот вопрос я постоянно задаю себе в разные моменты жизни, играя разные социальные роли, совершая те или иные поступки, задумываясь о необходимости тех или иных решений. Поэтому все мои проекты растут из личных переживаний, ситуаций, которые мне необходимо осмыслить, разложить по полочкам, найти ответы.

Важна ли тебе реакция зрителей, отзывы, мнения и каковы они на твои работы чаще всего?
Реакция всегда есть. И она четко делится на мнение профессионалов в области фотографии и остальных людей. И я думаю, так происходит со многими современными проектами. Чем дальше язык фотографии развивается, тем больше от зрителя требуется какого-то серьезного визуального опыта. Проще говоря, фотограф или фоторедактор чаще всего знает, что в проекте содержится некое послание, идея, смысл, то, почему он сделан так, а не иначе. И он пытается ее найти, находит и уже потом говорит хорошо ли работает эта история в целом, или где-то есть промахи. Обычный зритель почти никогда не подозревает, что может быть какой-то подтекст. Он просто смотрит на снимки и высказывает свои ощущения: если есть красивый свет и люди симпатичные, и это визуально как-то напоминает то, к чему он привык, то ему понравится, а если темно и старики, то скорее всего - не понравится. Но самое интересное начинается тогда, когда зритель перестает думать хорошо это или плохо и задается вопросом "почему?": почему эти люди здесь? кто они такие? чем они важны? зачем использован такой прием?
Границы понятий "хорошая фотография" и "плохая фотография" сильно размыты. С точки зрения классического репортажа моя работа не представляет никакого интереса и многим профессионалам не нравится, но для меня это не имеет значения, потому что это всего лишь вопрос выбора языка. Я стараюсь использовать другие приемы для повествования, те, которые, на мой взгляд, позволяли бы считывать идеи вне зависимости от визуального опыта зрителя. По крайней мере, я работаю над этим.

К чему ты стремишься?
Я стремлюсь к тому, чтобы мои проекты были понятны без подписей.



Проект "Игроки"








Проект "Ожидание"








Previous post Next post
Up