Собственно, известие о том, что зимние Олимпийские игры в 2014 году пройдут в Сочи, пришло под утро, уже 5 июля, часа в три-четыре, а, накануне с шести вечера на площади перед Зимним театром шло нон-стопом грандиозное концертно-спортивное действие. И закончилось он где-то к рассвету. Я был там от начала и до конца, и снимал, снимал, все больше людей, а не сцену.
Хорошо помню, большинство журналистов, чиновников городской администрации и других граждан города-курорта не верили, что нам дадут Олимпиаду.
На Игры, кроме нас, претендовали южнокорейский Пхенчхан и австрийский Зальцбург. Стояли мы на ступеньках Зимнего театра с сотрудником пресс-службы мэрии и гадали, вылетит Сочи в первом туре голосования, или во втором? Слишком уж не стыковался субтропический морской курорт со всеми этими лыжами-коньками-санками...
2.
И когда гватемальская девочка принесла председателю Международного Олимпийского комитета табличку, на которой было написано Sochi, народ взревел не только от восторга, но и от удивления. Но обо всем по порядку.
3.
Вот так шесть лет назад выглядел центр Сочи. Обратите внимание, торчат вверх только две высотки: Титаник и Александрийский маяк. Еще какой-то кран виднеется вдалеке. И все. Сейчас с этого места открывается панорама многоэтажных новостроек, а подъемных кранов, наверное, больше, чем деревьев...
4.
5.
6.
Летом 2007 года в Сочи приехало очень много курортников, впервые со времен перестройки. Большинство из них следующим летом отправились отдыхать куда-то в другие места. Начиная с 2007 года, реальное количество отдыхающих ежегодно сокращалось в среднем на 15 процентов от показателей предыдущего сезона. Кому за это нужно сказать спасибо?
7.
8.
9.
Концерт шел на двух площадках, народу было очень много. Поучаствовали в действии и представители конкурентов - Австрии и Южной Кореи. Сочи тогда еще не был избалован массовыми праздниками на площадях, все было в диковинку и - очень интересно.
10.
11.
12.
Час за часом на сценах пели и плясали, народ устал веселиться. Многие пришли с детьми, которые засыпали в этой фестивальной обстановке. На ступеньках, газонах вокруг театра образовался целый городок из людей, дожидающихся, когда на другом конце света, в Гватемале, решится судьба этого южного города.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Где-то в районе полуночи из борьбы выпал Зальцбург, остались мы и корейцы. Шансы уравнялись, подумалось: а вдруг? Напряжение нарастало. Ситуация усугублялась тем, что прямая трансляция из Гватемалы на больших экранах шла, как обычно, через пень-колоду. То что-то говорят, вроде бы вот-вот сообщат решение. Вдруг показывают Южную Корею, иероглифы бегут по экрану... Что, корейцы выиграли? Нет, паузу закрывают промо-роликами участников. Теперь Сочи показывают.
21.
22.
Наконец момент настал. Маленькая девочка в национальном костюме на вышитой подушечке принесла господину Рогге табличку. Тот взял её и продемонстрировал надпись: Sochi. И площадь взорвалась. Орали все. Я, признаюсь, громко, от души матерился. Продолжая фотографировать. Потому что понимал: пропал город. И был не одинок в своих эмоциях. Чисто спортивная радость победы столкнулась с отчетливым пониманием того, что теперь уж точно не минует нас чаша сия. Будут ломать, строить и перестраивать. С трудно предсказуемыми последствиями.
23.
24..
25.
И тут же на сцену выпрыгнул Дима Билан с песней, которая удивительно попала в ситуацию: «Я знаю точно - невозможное возможно». Интересно, что бы он спел, если бы мы проиграли? Или, по старой традиции, включили бы симфоническую классику?...
26.
27.
Под Билана народ пустился в пляс. В том числе и Ирина Михайловна Бадаян, тогда - заместитель мэра, одна из самых влиятельных в городе персон. Они плясали и восклицали: семь лет, семь лет! Имелось в виду, впереди семь лет непрерывно льющегося на Сочи золотого дождя. Через несколько месяцев Ирина Михайловна была освобождена от своих обязанностей. А меньше чем через год кресло мэра города покинул и Виктор Викторович Колодяжный. Сейчас Сочи руководят совсем другие люди, большинство из которых не присутствовало в ту памятную ночь на Театральной площади. Но именно им предстоит расхлебывать последствия.
28.
29.
Что в итоге? В течение нескольких дней после того, как Сочи получил Олимпиаду, цены на недвижимость взлетели на десятки процентов и затем продолжали расти до астрономических высот. Это вызвало инвестиционный и, соответственно, строительный бум. Весь город застроили сотнями больших и малых домов, нагородили жилых и офисных площадей, количество которых намного превышает спрос. Сейчас, шесть лет спустя, рынок недвижимости Сочи лег замертво, цены упали до минимума, но квартиры все равно не продаются. Наступило горькое похмелье после пира, начатого той памятной ночью.
30.
Золотой дождь на Сочи действительно пролился. Общая сумма инвестиций в проект Сочи-2014 превысила триллион рублей. Тротуары замостили, улицы и дворы заасфальтировали, у домов отремонтировали фасады и кровли. Город стал как новенький. Построили и продолжают строить огромное количество транспортных развязок, тоннелей, дублирующих и объездных магистралей, чего бы никогда не было без Олимпиады.
31.
Вся страна, а также жители ближнего зарубежья, получили возможность заработать на олимпийских стройках, чем и воспользовались. В результате в Имеретинской низменности и на Красной Поляне выросли современные спортивные комплексы с сопутствующей инфраструктурой. Правда, при этом уникальная природа и Имеретинки, и Красной Поляны и всей долины реки Мзымта была полностью уничтожена.
32.
Хорошо бы, чтобы Олимпиада в Сочи все-таки прошла, и максимально успешно. Чтобы никто и ничто этому не помешали. Иначе зачем были такие жертвы?...
33.
Короче говоря, с праздником, с шестой годовщиной победы Сочи в борьбе за право быть столицей зимней Олимпиады 2014 года. Физкульт-ура!