Оригинал взят у
oper_1974 в
Европа в крови. 1635 год. ( 30 иллюстраций ) "Это было время, когда волки жили в домах, а люди - в лесу. Тогда по Европе бродили отряды наемников, и разжиревшие от человечины волки прятались при виде их. Когда католик резал протестанта за свою веру, а протестант католика - за свою. Когда католик резал католика за кусок гнилой брюквы, а протестант протестанта - из-за худых сапог.
Грабеж фермы
Грабеж дома
С одной стороны в германские пределы под бой барабанов вошли армии, чтобы защитить лютеранскую веру. С другой стороны под пехотные дудки ступили другие армии, чтобы защитить веру католическую.
Через несколько лет регулярные полки лучших стратегов Европы - голландца Тилли, чеха Валленштейна, датского короля Кристиана, шведского короля Густава Адольфа - превратились в банды мародеров и насильников.
Тридцать лет они гуляли по империи Габсбургов, оставляя после себя сожженные города и истерзанные пытками тела. Среди них ходила присказка: "Идем с Богом в набег, грабить, разорять, убивать, повергать, нападать, поджигать, в полон брать!"
Перемирия объявляли лишь затем, чтобы постирать манжеты и воротнички. Их так и называли - "кружевные перемирия".
Разгром храма
Грабеж деревни
Целое поколение явилось на свет, выросло и сгнило в земле за те годы, пока Европа забавлялась Тридцатилетней войной. Рожали в обозах, что тащились за бандами ландскнехтов. Детишки играли с замками от аркебуз, пока их гулящие матери, "дикие бабы" солдатских ватаг, обирали после сражения трупы и добивали раненых.
Детей зачинали, отложив в сторону дымящийся пистолет, рожали их в копоти пожара, растили в пороховом угаре, в табачном мареве таверны отправляли в солдаты и у чумного костра тщетно молились о спасении их душ. Черные дымы эти плотным облаком заволокли Европу, и ослепшие ангелы-хранители плакали, не умея отвести беду от своих крестников.
Грабеж на большой дороге
Поимка дезертиров
За дымами люди забыли, как выглядят небеса, и потому низвергли с них ангелов и населили бесами. Говорили, что в небе Зеленый Егерь водит Дикую Охоту. Кто их увидит, пропадет. Чумные Девы несут болезни по городам. У походных костров люди шептались о Косаре:
- Он если полюбит какой отряд за зверства, то идет за его обозом. Слышен хрип, будто дышит человек с перерезанным горлом. Его никому не дано увидеть - только блестит в ночи стальное лезвие. И после, слышь, находят людей и коней, распластанных напополам.
Хозяин войны
Много подобных бивуаков на том погосте, что был когда-то германской землей. В глухом лесу, подальше от дорог, укрылись на ночь беженцы. А может, и не люди - колосья пшеницы, которые завтра с песнями скосит отряд ландскнехтов. Сидят, дрожат в лесу колосья, а у леса кругами ходит Косарь. Стережет свою жатву.
Вот магдебургский горожанин. Он два месяца шел к верховьям Рейна и единственным человеческим существом, которое встретил, был труп бабы на телеге, объеденный лисами.
Вот купец из Силезии. Он две недели не мог похоронить семью - гробов не хватает. Кто хочет, может купить гроб у солдат - они по ночам пробираются к могилам, выкапывают домины и продают. Купец имел хорошую лавку - так сменял ее на пару целых сапог и ушел.
Расстрел
Повешенье
Сожжение
Вот чешский крестьянин из Рудных гор. Там всей деревней собирали на полях сражений кости и сложили из них часовенку. Стены, свод - все из костей. Покойтесь с миром, христианские души.
Вот молодец из Баварской земли. Попал в лапы вербовщиков, а теперь пробирается домой. Подошел к нему в трактире офицер, бряк на стол кружку - угощаю! Парень хлебнул, а офицер: "Пил наше вино при свидетелях - теперь ты нашего полка".
А иного просто огреют по голове дубинкой да и сволокут в лагерь. Ловки, негодяи, вербовщики - того и гляди Папу римского в солдаты определят.
Вот студентик из Бремена. Раз ночью встретил на дороге Рыцарей Козла - и умом тронулся. Немудрено. Скачут во тьме, грабят обозы, режут всех подчистую. Сами на лошадях, а лиц-то и нету.
Только кожаная маска с дырами для глаз и рта. На шляпах петушиные перья, на плечах черные плащи. Вступая в братство, они закладывают душу дьяволу, сосут кровь друг у друга. И имена у них все больше бесовские: Семиазас, Велиал, Асмодей...
За ними охотятся отряды под водительством братьев-иезуитов, которые умеют изгонять Дьявола.
Пытки
Колесование
Поговорят люди, а поутру разойдутся. Кого-то в тот же день возьмут на копья пьяные датские пикинеры. Другого подберет "город на колесах", огромный обоз, который вот уже многие годы катит по Германии, пригревает одиноких путников и всем "обчеством" защищается от наемников, дезертиров и солдат регулярных армий, которые еще хуже прочих.
Еще кто-нибудь забредет в густой лес подальше от мародеров, да и попадет там на обед озверевшим от голода бездомным крестьянам. А кто-то махнет рукой на все Божии заповеди и запишется в полк - все одно какой, лишь бы кормили.
Калеки у госпиталя
Крестьяне - партизаны
За горами, за лесами, за чумными городами полыхает другой костер. Шум, божба, пьяные ссоры - ландскнехты стали на ночь. Истово служат они Косарю:
- ...платье-то на ней и разорвал. Глядь - а по ее телу все пятна, пятна... и тени не отбрасывает. Верно говорю, то была Чумная Дева.
- ...и никакое оружие тебя не коснется. Для того возьми череп, но чтобы замшелый. После мох-то соскреби и зашей под подкладку камзола. За черепом поезжай в Лейпциг - там купец торгует головами с полей по восемь талеров за штуку. У него их целые бочки.
- ...в амулеты не верю. В Эльзасе мне школяр продал ладанку с записочкой, которая отводит что пули, что сабли. Не спасла, треснули меня протазаном. После в лазарете грамотный дружок мне прочитал бумажку. Оказывается, школяр, паскудник, нацарапал: "Сиди в обозе и не лезь под пули".
- ...что католики, что протестанты. Вот служил я аркебузиром в Тифенбахском полку, так у нас знамя было на манер наволочки от подушки. Сегодня идем резать протестантов под ключами святого Петра. А назавтра вывернули наизнанку - получилась протестантская хоругвь. И уж с нею жжем католиков.
- ...мушкетеры все ростом высокие и носят подставки под мушкеты, навроде костылей. Оттого и зовем мы их "сигай через плетень". Понял?
- ...и поставил он на-кон вместо денег все пули. А тут капитан: "Куда пули подевал, гнус?" Хвать - и на виселицу.
-...я ему и говорю: "Ежели ты отречешься от лютеранского Бога и всех святых его, то я отпущу тебя, куда захочешь". А мужик в ответ: мол, всю свою жизнь не якшался со святыми и никакого царствия небесного не желаю... Уж как я тут рассердился: "Ага, так вот ты какого разбору! Я обещал пустить тебя, куда ты захочешь, смотри, как я посылаю тебя в ад, когда ты не пожелал в рай". Да и рассек ему голову до самых зубов.
-...крестили вчера новую пушку. Капеллан окропил ее святой водой и нарек Большой Дурой. После крепко выпили мы за ее здравие...
Вербовка
Лагерь
Завтра лягут в мюнхенскую землю шведские солдаты. Лягут чехи в землю Эльзаса. Немцы упокоятся в датских болотах. Кости наемников всех племен и вероисповеданий разбросаны по бывшей империи Габсбургов.
Три четверти населения Германии легло под серпом Косаря. Чтобы восполнить оскудевшую землю, Папа Римский дозволил многоженство... А чад сгорающих жизней осел на землю, поганя души, уже потерявшие надежду на спасение."