Выставка наглядной агитации

Jun 13, 2016 07:38

Оригинал взят у sazikov в Выставка наглядной агитации



Недавно я рассказал о таком жанре агитмассового искусства, как агиттележка. Сегодня, расскажу о городской выставке. Наверное тем, кто не видел этого воочию, трудно объяснить, что такое выставка и зачем она была нужна. Да и нужна ли она была на самом деле? Тем не менее, этот жанр существовал на протяжении всей 70-летней истории советского государства и, учитывая специфику и направленность моего журнала, пройти мимо нее никак нельзя. Я сейчас не стану останавливаться подробно на всех исторических коллизиях этого жанра, покажу наглядно городские выставки 1970-х годов - времени расцвета искусства городской выставки. А расскажет нам о ней, языком агитатора и пропагандиста Кронид Григорьевич Ческидов, занимавший на тот момент пост главного художника Управления внешнего благоустройства и озеленения ГлавАПУ г. Москвы, фактически, главный художник по праздничному и рекламному оформлению столицы.




Выставки являются своеобразными пространственными комплексами, предназначенными для размещения изобразительных средств художественно-политического оформления. Их используют для оформления городов, промышленных центров населенных пунктов. Как правило, размещаются они на магистралях и площадях, в скверах и парках.
Если некоторые средства наглядной агитации несколько ограничены в своих изобразительных возможностях и могут выполнять задачи только агитационного плана, то выставка, в экспозиции которой участвуют почти все виды изобразительных средств и которая является по существу синтезом различных видов искусства, способна всесторонне и глубоко раскрыть любую тему, ее различные аспекты и быть средством широкой изобразительной пропаганды.



При создании выставок широко используются подсветы и иллюминация, различные технические средства, механическая световая динамика, диапроекторы, наплывные аппараты, кино, фонограммы с дикторским текстом и музыкальным сопровождением.



Чтобы достичь большого эмоционального воздействия выставки, нужно, помимо профессиональной подготовки, обладать хорошим вкусом, чувством современности, уметь найти новые приемы подачи материала.
Необходимо так построить композицию, так организовать пространство за счет четкого ритма, чередования объемов, плоскостей, зрительных пауз, чтобы глубоко и последовательно раскрыть суть тематического содержания. И не только иметь правильные пропорциональные соотношения отдельных членений, но и обеспечить единство стилевого решения, найдя выразительную, образную и в то же время понятную и доходчивую форму.



Выставки должны отвечать определенным технологическим требованиям. Их конструкции должны быть прочны, легки и надежны в эксплуатации, обеспечивать быструю сборку и разборку, смену экспозиций, применение надежных в эксплуатации материалов, способных выдерживать различные атмосферные колебания и т.п.
Участки, на которых размещаются выставки, имеют свою планировочную структуру, свой характер архитектурных объемов, обеспечивающих своеобразие пространственных решений. Поэтому выставка в условиях экстерьера города или райцентра должна решаться прежде всего пространственно. Характер ее пространственного и цветового, композиционного строя непосредственно увязывается с застройкой, разного рода инженерными сооружениями, малыми формами архитектуры, озеленением.
Недопустимо, чтобы выставка - значительный пространственный комплекс - вносила диссонанс в окружающую среду, создавала ощущение неорганизованности, разбросанности. Она должна вписываться в эту среду, дополнять и обогащать ее.



Но вписываться можно по-разному. Существуют два принципа решения этого вопроса. Один - когда архитектурно-планировочное решение увязывается со структурой и характером среды и как бы дополняет архитектуру экстерьера или интерьера. Здесь полностью учитываются планировочная ситуация, характер архитектурных членений, масштабы, использование отделочных материалов, цветовое решение и многие другие факторы.
Другой прием состоит в том, что выставка решается вразрез с существующей средой, строится на подчеркнутом контрасте по отношению к ней. Этот путь намного сложнее и требует более высокого профессионального уровня, умения и опыта, вкуса и такта.
До разработки эскизного проекта выставки необходимо выявить и изучить все факторы, предопределяющие особенности территории, на которой она будет размещаться: четкость планировочного решения, цельность архитектурной ситуации, наличие хороших точек и доступность для обозрения. Важно также учесть разнохарактерность и разностильность застройки, транспортные потоки, затрудняющие подход к выставке.



Планировочная схема выставки в зависимости от условий территории может быть ленточной, прямолинейной, ступенчатой, зигзагообразной, криволинейной или состоящей из квадратов, треугольников и других форм, расположенных рядом, уступом или в шахматном порядке. Другими словами, возможны самые разнообразные планировочные варианты.
Так, политическая тема выставки, освещающей важные вопросы труда и жизни нашего народа, должна вызывать своим пространственным решением ощущение торжественности, возвышенности. Подчеркнутый масштаб, строгие пропорции, четко организованный ритм, свежесть и новизна композиции концентрируют внимание зрителя на тематическом содержании выставки.



Выставка, посвященная революционной теме, диктует динамичный, экспрессивный, напряженный рисунок, а, скажем, сатирическая тема - подчеркнуто контрастный, несколько карикатурный.
Выставки - емкая форма изобразительной пропаганды. Как правило, на них широко представлены плакаты, панно с портретами передовиков производства, людей новых, социалистических принципов, высокой морали. Но часто художники пытаются решить эту тему в одном плакате. В результате получается много раз виденный рисунок рабочего с каким-нибудь жестом, в более или менее удачной позе. Но портрет не привлекает внимания посетителей выставки. Почему? Потому, что есть темы, раскрыть которые в одном плакате невозможно. Они многоплановы. Выявить их существо и глубину можно, используя несколько планов, несколько отдельных плакатов, объединенных общей задачей.



В плакатах, используемых на выставке и объединенных одной темой, мы можем показать передовика на производстве и в семье, за учебой и на отдыхе, и перед посетителями выставки предстанет убедительный образ советского человека, человека коммунистической нравственности.
Выставки действуют не только днем. И в вечернее время их необходимо обеспечить равномерным рассеянным освещением, а в некоторых случаях и направленным светом, чтобы зритель мог быстро и без особого напряжения рассмотреть экспозицию, все ее малогабаритные экспонаты и отдельные детали. Можно пользоваться и местными подсветами, направленными точечными источниками света, экспозицией на просвет и другими приемами освещения. Необходимо шире применять механическую и световую динамику, диапозитивы, наплывные аппараты, вмонтированные в конструкцию выставки, включать в комплекс средств воздействия звук. Дикторский текст, песни и музыка способствуют более полному выражению темы выставки.



Таким образом, сила эмоционального воздействия изобразительных материалов выставки обеспечивается комплексностью ее экспозиции. Восприятие выставки слагается не как механическое соединение впечатлений от ее отдельных частей и элементов. Каждый экспонат оказывает воздействие на зрителя. Человек систематизирует отдельные впечатления, мысленно соединяет их в одно целое.
На основе тематического плана составляется тематико-экспозиционный, в котором ориентировочно намечаются изобразительные средства выражения темы. Ими могут быть печатный или рисованный плакат, фотография или фотомонтажный плакат, текст или рисунок с пояснительной надписью. После того как тематико-экспозиционный план разработан, выполняется эскизный проект. В нем предусматривается композиционный принцип построения всей выставки, а также цветовая трактовка отдельных ее экспонатов. Эскиз должен давать представление о конструктивном принципе выставки, характере ее планировки.



Сила эмоционального воздействия будущей выставки на зрителей обеспечивается правильным композиционным построением, которое предусматривает членение и организацию архитектурного пространства, определенный ритм смены впечатлений.
Принцип композиционного построения обусловливает масштабы выставки по отношению к окружающей среде, размеры ее отдельных компонентов, их пропорции, соответствующие контрасты. В композиционном решении закладывается принцип цветовой трактовки выставки и ее отдельных элементов, намечаются материалы, из которых она будет изготовлена.



Желательно эскизный проект выполнить в трех проекциях: план, фасад, профиль. В случае необходимости отдельно можно сделать аксонометрию или перспективу. Это создаст полное представление о характере и содержании будущей выставки, Затем разрабатывается монтажный лист, на котором в масштабе 1:10 схематично изображаются все экспонаты, уточняются их размеры и пропорции, а также характер исполнения. На основе монтажного листа выполняются рабочие чертежи планшетов, подрамников и других приспособлений.
Конструкция выставки должна полностью обеспечить богатство и многообразие планировочных и пространственных структур, их прочность, легкость и красоту, а также удобство при эксплуатации и обслуживании.



Необходимо иметь типовой унифицированный узел, на основе которого можно создавать множество разнообразных планировочных вариантов и композиционных решений. Такой узел позволит избежать нивелировки, однотипности, обеспечит богатство композиционных и конструктивных структур и вариантов, а следовательно, индивидуальность и своеобразие каждой выставки.
Иногда выставку приходится располагать на неблагоустроенной территории. Поэтому необходимо привести территорию в порядок, озеленить. Простейший способ благоустройства - замостить площадки квадратными железобетонными плитами в комбинации с камнем, кирпичом и другими материалами, разместить на них небольшие газончики. Этими нехитрыми приемами можно обогатить декоративные возможности пространственного комплекса выставки. Разумно использованные ажурные стенки, трельяжи создадут нужные паузы, ритмические отсчеты в экспозиции выставки, обогатят ее внешний вид и послужат хорошим элементом связи с окружающей средой.
Таким образом, силу эмоционального воздействия выставки обеспечивают комплексное решение ее экспозиции, содержание и характер ее экспонатов, исполненных на высоком художественном уровне.



тексты, фотографии, 1970-е, агитация, история Москвы

Previous post Next post
Up