Оригинал взят у
itwaslong в
Часовой пост.
Тут подоспел случай рассказать о старых часовых механизмах и некоторых артефактах связанных с ними..
Достались мне в наследство настенные часы, которые я помню еще ребенком, когда они висели на фамильной даче в гостиной, где собирались мои многочисленные родственники. Прошли годы, дачи уже нет - продана. На месте дома сейчас - кирпичное страшило новых владельцев участка. Все что представляло ценность естественно оттуда забрали, а мне, как я уже сказал, достались настенные часы, часы моего прадеда, машиниста паровоза.
Часы на вид реально старинные. Разбираются они очень просто, корпус отдельно (кладем его на пол).
А в деревянные пазы внутри корпуса часов вставляется сам механизм. Он лежит на фото циферблатом вниз.
Линзу маятника я не заснял, ибо она не вместилась в кадр, но её вы увидите позже. Вот собственно эта черная дощечка и вставляется в пазы корпуса часов.
Вроде дощечка себе и дощечка, но как оказалось она непростая. Там есть рисунок - еловые шишечки, буква "М" или "W" и звездочка в правом верхнем углу.
Прям одни загадки.
На мой взгляд механизм часов относительно простой. Я не сильный знаток часовых дел, но вроде тут все абсолютно просто и логично.
Большую шестерню (она справа на фото) двигает гирька, которая давит на механизм часов толстой нитью намотанной на вал этой шестерни, заставляя механизм часов работать. А маятник (его ведущая в самом верху) колеблясь влево и вправо задает нужный ход часам с помощью анкерной вилки в виде полукруга с зубцами на конце, который нормирует движение анкерной шестерни (колеса). Все это видно в левой части данной фотки.
Именно этот процесс, создает звук "тиканья" часов. Если что-то я неправильно понял, господа часовых дел мастера, не судите строго. Поправьте.
Во общем все просто и гениально. Но что это?
Тут я заметил гравировку на механизме часов.
Рассмотрим же это как следует.
Так-так, имеется надпись "Lenzkirch", логотип, серийный номер "515840" и цифры "78" вверху. Нда..
Серийник есть и с обратной стороны циферблата.
Не будь читаемой гравировка на механизме часов, то я бы подумал, что там стоит серийник "313840". Здесь цифра "5" уж больно похожа на цифру "3".
Ну про историю часов то мне интересно узнать, поэтому гуглю помаленьку слово "Lenzkirch". Выхожу на немецкий сайт
http://www.lenzkirchclocks.com/.
Оттуда я узнаю, что часовщик Эдуард Хаузер (1825-1900) и производитель механических органов (музыкальных естественно) Игнац Шёпперле (1810 -1882) в 1849-м году сделали небольшое производство, где делались отдельные части часовых механизмов, которые они поставляли разным производителям часов, которые все их изделия собирали воедино.
Понятно. То есть эти господа начали свой бизнес просто с поставки часовых комплектующих. Респект!
Гуглю далее. По ходу дело разворачивается. Цитирую далее, что я нашел в сети:
"На основе маленького цеха Шёпперле и Хаузер, совместно с предпринимателями Францем Йозефом Фаллером, Николаусом Роггом, Паулем и Николаусом Тритчеллером и Йозефом Вистом 31 августа 1851 в Ленцкирхе (Lenzkirch) было основано Aktiengesellschaft fur Uhrenfabrikation Lenzkirch - акционерное общество по производству часов Ленцкирх (Lenzkirch AG)."
Вот так вся часовая фабрика выглядела в то время.
Даже в наше время сохранились некоторые заводские корпуса этой часовой фабрики. Сейчас их занимает завод женской косметики "Kаdus". Сверяясь с исторической гравюрой фабрики и современном фото оставшихся строений, прихожу к выводу, что на современном фото мы видим корпус, который на гравюре изображен ближайшим к основной дороге, и у входа которого стоит конный экипаж. Только башенки на крыше посредине уже нет, но у него тоже имеется 2 мансардных этажа. Стопудово это он.
"При техническом прогрессе и высоком качестве производимых часовых механизмов предприятие быстро стало значимым и могло постоянно разрастаться. Если в начале производства фирма была вынуждена импортировать детали механизмов, то в последующем все составные части производились на собственном предприятии. Это касалось как часовых механизмов, так и шкафчиков для часов и отделки. Ассортимент фирмы составлял от будильников, точных часов , напольных, корабельных часов и регуляторов до секундных часов с маятником. За свою продукцию на международных выставках фирма выиграла 15 наград а именно: в 1854 г. Мюнхен, в 1860 г. Виллинген, в 1861 г. Карлсруэ, в 1862 г . Лондон, в 1867 г. Париж, в 1900 г. Париж, в 1875 г. Чили, в 1877 г. Филадельфия, в 1888 г. Барселона.
После Первой мировой войны, во время которой производство часов было остановлено, а производились товары исключительно военного назначения, в связи с высоким спросом отмечался скачкообразный рост производства. Однако это положительное развитие очень быстро вновь остановилось. Неудачный менеджмент, конкуренция, мировой экономический кризис и отказ от качества в пользу более дешевого но массового продукта, привели в конце концов предприятие к экономическим затруднениям. В августе 1929 г. акционерное общество закрылось, и было приобретено конкурентом - фирмой «Юнганс» (Junghans AG.)"
С историей фирмы "Lenzkirch" теперь все ясно. Просмотрел все часы, что я нашел на просторах сети. Своих не нашел. Стал особенно интересен товарный знак на механизме часов...
"Фирменный товарный знак акционерного общества Ленцкирх неоднократно изменился. Первые часовые механизмы (с 1851 г.) не клеймились вообще. Первый фирменный товарный знак на обратной стороне платины появляется примерно с 1871 г. в форме гравированных букв ALG (акционерное общество Ленцкирx), позже также GFU (общество по производству часов). Однако уже в 1875 г. фирма была вынуждена объявить в газетах о маркировке всех механизмов новым фирменным товарным знаком. Механизмы охотно копировались из-за их достаточно высокой цены."
Хе-хе. Пошли подделки. Видимо, народ и в то время охотно делал свой часовой "abibas", коль оригинал товара был недоступен в виду его дороговизны.
"Новый фирменный товарный знак - надпись «Lenzkirch» с еловой веткой и сокращением «A.G.U» (с 1875 г.) или A.G.U.L."
Один в один, как у меня!
"На всех часовых механизмах присутствует серийный номер. Заводские номера более 1 000 000 или 2 000 000 составлены из 6-разрядного серийного номера с дополнением ‘1 млн.’ или ‘2 млн.’. Датировка отдельных часов посредством серийных номеров затруднительна, так как в литературе указываются различные соотношения номеров к периодам изготовления. После Первой мировой войны на части механизмов вновь ставились низкие заводские номера. Эти часовые механизмы можно узнать по серийным номерам менее 200.000 с одновременным чеканом фирменного товарного знака. На платину также мог ставится тип механизма в виде числового клейма."
Тут дело вышло сложнее. На сайте
Lenzkirch - одно трактование серийных номеров, а люди с watch.ru утверждают, впрочем как и многие, что надо смотреть вот эти данные.
Ну ок. Если у вас там клеймо с еловой веточкой и A.G.U ставится с 1875 года, что сходится по этой таблице, то выходит мои часы сделаны между 1880 -1881 гг. На том покамест и остановимся.
Устанавливаем в стену прочный шуруп и вешаем на него корпус часов.
Висит вроде крепко.
Устанавливаем механизм в пазы.
Обратите внимание на конец линзы маятника. Там есть регулировка хода часов, то есть маятник настенных часов дает возможность отрегулировать точность хода, которая зависит от количества качаний маятника. Неточно идущие часы можно подрегулировать передвижением линзы по стержню маятника. Если часы отстают, то линзу следует поднять вверх поворотом регулировочной гайки вправо, если спешат,- опустить поворотом регулировочной гайки влево.
Да и эта шкала там установлена не для красоты.
По ней я научился отстраивать точность хода маятника часов и их правильное расположение на стене. На фотке крупно видна регулировочная гайка линзы маятника.
Там есть еще куча премудростей, о которых я догадался сам, но делая этот пост прочитал про них в сети и еще раз убедился, что я делал все правильно.
Корпус основательно рассохся.
По семейному приданию на даче был страшный пожар, и нижняя часть часов обгорела. Её выточили снова и прикрепили.
Ну да, смотрится плохо при таком увеличении, но на расстоянии метра - как родная. И чет, она повернута немного, потом поправлю рукой. Недоглядел пока вешал.
А теперь - Гиря! Я сказал - Гиря! Вешаю ее на колесико.
Вы мне не поверите, но и гиря от старых настенных часов, оказалось может разбираться на части. Отвинчивая крючок гири, я ожидал внутри послание, по крайней мере от герров Шёпперле и Хаузера примерно такого содержания - "Ну здравствуй мой прекрасный юный друг, внутри этой гири мы залили не свинец, а золото, так как это 1000.....-й часовой механизм выпущенный в 1880 году!"
Mein Gott! Ожидания меня почти не обманули..
По ходу внутри там что-то и залито, но точно не золото. Scheisse!
Смонтировав все воедино, продолжаю любоваться часами и их постепенно всплывающими артефактами.
Вот например замочек для дверки на левой стенке корпуса часов. Ключика для замка конечно не осталось. Только отверстие для ключа и дырочка для штырька, закрепленного на дверке. Вид сбоку.
Дверка попадает этим штырьком аккурат в дырочку замка. Кто-то давным-давно в 19-веке не жалея шлицов шурупов, с силой прикрутил эту деталь на свое место. Электроотверток тогда на производстве не было.
Не знаю как вы, но я в таких вещах всегда чувствую что-то типа связи времен что ли.) Где-то давно в 19-м веке все это было изготовлено, собрано, и это возможно как и прежде сейчас будет работать. Можно бесконечно представлять человека, который давным-давно изготавливал этот ключ для завода механизма часов, а так же всех людей кто держал его в руках.
Легонько толкаю маятник и часы начали свой ход. Закрываем дверцу на крючки.
Далее мне предстоит регулировка хода, но это совсем другая история. Они пока капризничают и спешат. Думаю, дам им проработать до полного опускания гири (пусть походят чутка), далее буду крутить настройку линзы маятника. Сразу работать с нужной регулировкой не хотят, - останавливаются после 5 минут хода. Буду работать над этой проблемой постепенно. На стене они висят вроде ровно.