Оригинал взят у
kartam47 в
Крестьяне - ремесленники за работой!! (фото начало ХХ века) Тематическое продолжения поста :
Люди разных профессий конца ХIХ века ! (фото) Судьбы всех крестьянских семей в России были весьма схожи. Многие годы они жили в одной деревне и занимались одной и той же работой, причём работали много и тяжело. Семейное ремесло, как правило, передавалось из поколения в поколение. В нашем обзоре 30 фотографий, сделанных в начале 20-го века, на которых запечатлены русские сельские ремесленники за работой.
Плетение лаптей
Плетение лаптей.
Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.
Ремонт обуви
Сапожник. Фото 1903-1905 года.
Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.
На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Для крестьянина это были огромные деньги. Чтобы собрать такую сумму нужно было продать четверть ржи (около 200 кг).
Изготовление деревянных ложек
Изготовление деревянных ложек.
В старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. Для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.
Ложкарь с учениками.
И ещё ложкари.
Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.
Плетение корзин для ложек.
Базарный обоз, гружённый ложками в корзинах.
В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).
Спрос на ложки всегда был высок.
Изготовление игрушек
Семья за изготовлением деревянных игрушек.
Деревянные игрушки на Руси называли «потешками», которые своими корнями уходят в 9 век. Самыми популярными мотивами для игрушек были солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.
Считающуюся сегодня одним из символов России матрёшку русские мастера стали изготавливаться только в конце 19-го века. Прототипом её стала японская игрушка Фукурума. Правда, русской деревянной игрушке придали особую форму и одели в сарафан.
Изготовление игрушек из глины.
Изготовление валенок
Валенки могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были не много, а секреты этого ремесла передавались их поколения в поколение. В различных регионах России в валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии - «валенцами», а в Нижнем Новгороде - «чесанками».
Мастерская по изготовлению валенок.
Обработка льна
Особое место в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна.
Крестьянские девушки со льном.
Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.
Лён нужно было вымочить в воде.
Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.
А потом лён били.
Следующий шаг - лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат - мягкое, чистое, шелковистое серое волокно.
Рукодельницы с готовым льном.
Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.
Ткачихи за работой.
Вышивание
Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.
Женщины за вышиванием.
Для своих работ вышивальщицы использовали самые различные мотивы, как правило, природные, наделяя их особым смыслом. Так, круг и ромб символизировали солнце, а крючковатый крест был пожеланием добра и взаимопонимания.
И девочки вышивают.
Плетение кружев
Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.
Девушка-кружевница за работой.
Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства - постоянной статьёй экспорта.
Вместо школы - плетение кружева.
Ткачество
Девушка с прялкой.
Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясомолочной промышленностью.
Ткачиха за работой.
При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.
Ткачиха и её работы.
Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа
Печать на ткани.
А так же...
В начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.
Плетение ремней.
Популярно было рыболовство,
Рыбалка.
и плетение корзин.
Семья за плетением корзин.
Были мастера по окрашиванию тканей, столяры и гончары.
Окрашивание ткани в огромной бочке.
Столярная мастерская.
Гончар за работой.
источник