Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет. © БГ

Apr 26, 2015 19:02

На родине рок-н-ролла в Соединенных Штатах с хронологическими рамками все давно ясно. Самой первой песней в этом жанре считается записанная в марте 1951 года песня Айка Тёрнера «Rocket 88». А дальше пошло-поехало. Мы же в нашей истории до сих пор разбираемся слабовато. Самый известный популяризатор отечественного рока Артемий Троицкий в книге «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» писал, что первый рокер Советского Союза появился не где-нибудь, а в Риге и Латвия может выказывать по этому поводу гордость. Звали его Валерием «Сэйски» Зайнутдиновым. Именно он стал первым петь-играть в 1960-е американскую музыку: год рождения его группы «Ревенджерс» - 1961-й. Его соратник Петерис (Пит) Андерсон исполнял эту музыку с 1963 года. Но Пит Андерсон и Сэйски Зайнутдинов пели на английском, а первой группой, которая исполнила песню на русском, до сих пор считались «Соколы» (1965)…





В 2013 году были рассекречены хранящиеся в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) документы КГБ при Совете Министров СССР, которые свидетельствуют о том, что местом рождения советского рока является не Рига, не Москва, не Питер, а далекий Томск! И появилась первая рок-группа не в 1960-х, а в 1957 году, и уже через два года она попала в поле зрения бдительных чекистов. Она исполняла песни собственного сочинения и называлась «Клуб рок энд буги»! 14 января 1961 года начальник управления КГБ при СМ СССР по Томской области Макогин подготовил аналитическую записку, в которой черным по белому было написано следующее: «Летом 1957 года ОСИПОВ В.Н., 1937 года рождения, ныне студент 1-го курса медицинского института, совместно с другими лицами, не занимавшимися общественно полезным трудом, организовал группу стиляг под условным названием «КРЭБ» (клуб рок энд буги). В том же году, будучи призванным в ряды Советской Армии, Осипов в письмах своим друзьям высказывал клевету на советскую действительность, на комсомол и призывал их активизировать деятельность КРЭБа. В январе 1959 года, после демобилизации из рядов Советской Армии, Осипов вместе с другими студентами СТАРШИНОВЫМ, ПОКРОВСКИМ, АНТОНОВЫМ и др. неоднократно организовывали сборища с выпивками и оргиями, на которых разучивались стильные танцы, стихи и песни безыдейно-вульгарного, аполитичного содержания, авторами которых были ОСИПОВ и СТАРШИНОВ. В апреле 1959 года с ОСИПОВЫМ В.Н. Управлением КГБ была проведена профилактическая беседа. Однако в настоящее время вновь получены данные о его нездоровых антисоветских настроениях». В данном сюжете речь идет о первой известной советской рок-группе вообще! И о ее деятельности, кстати, известно не только по цитируемому секретному документу КГБ, но и по подготовленной на его основе Отделом науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР записке в бюро ЦК по РСФСР «О работе Томской партийной организации по выполнению закона о перестройке высшей школы»… Как чекисты ловили радиопиратов Вообще-то в конце пятидесятых годов, несмотря на «оттепель», попасть в лапы сотрудников КГБ было достаточно просто. Нужно было сделать хоть что-то «несанкционированное». Осенью 1959 года в ближнем Подмосковье развернулась охота спецслужб на две подпольные радиостанции, работавшие где-то в районе Можайского шоссе. Автомобили с радиопеленгаторами выезжали, как только «пираты» выходили в эфир. Чекисты осматривали дома и участки на предмет растянутых проводных антенн. И наконец им улыбнулась удача! 8 декабря 1959 года из недр Лубянки вышел удивительный документ под грифом «Секретно» с названием «СПРАВКА КГБ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОДЕЛЬНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ В СССР И РЕПЕРТУАРЕ ИХ ПЕРЕДАЧ». Процитируем ее начало: «28 ноября с.г. в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР поступил сигнал о работе двух неизвестных радиостанций в средневолновой части вещательного диапазона. Передачи этих радиостанций были слышны в районе г. Кунцево и на станции Гучково (видимо, имеется в виду ст. Тучково. - А.Б.) Московской области. Через указанные радиостанции передавались в эфир идеологически невыдержанные песни, низкопробная джазовая музыка и частные переговоры». В ходе спецоперации 4-го отдела ОТУ КГБ были установлены два местных жителя 18 и 19 лет «из числа рабочей молодежи», проживавшие в поселке Жаворонки Кунцевского района. Одного задержали, другого - нет. На месте были изъяты «радиопередатчики кустарного изготовления на диапазон средних волн, микрофоны, магнитофонные приставки типа «Волна», грампластинки кустарного изготовления с песнями Лещенко и магнитофонные пленки с записями джазовой музыки (Рок-н-Рол, Буги-Вуги и др.) и идеологически невыдержанными песнями («Привет из дальних лагерей», «Мурка», «Уркаганы» и др.)». Радиопираты были настолько наивны, что в своих передачах (а они вещали с августа по ноябрь 1959 года) просили присылать отзывы и пожелания на один из своих домашних адресов. Чекисты в результате изъяли многочисленные письма радиослушателей, в которых сообщалось о слышимости и содержались просьбы поставить ту или иную песню. Самым опасным сотрудники КГБ считали то, что основной контингент слушателей составляли военнослужащие из близлежащих воинских частей, расквартированных в Кубинке, Часцах, Архангельском. Похоже, что слушали эти радиостанции все военнослужащие и расставаться с ними не хотели. В справке КГБ с возмущением отмечалось: «Характерно, что из особых отделов вышеперечисленных воинских частей о работе незарегистрированных радиостанций, передающих песни Лещенко и другие низкопробные передачи, никаких сигналов не поступало». Конечно, в сталинские времена ребятам бы не поздоровилось и лет пять лагерей они уж точно бы заработали. Но оттепель есть оттепель. Пойманного с поличным радиолюбителя оштрафовали, второго пообещали выловить и тоже подвергнуть соответствующей каре, а мешок писем солдат-слушателей чекисты «полагали бы целесообразным» отправить в Главное политическое управление Советской Армии (тов. Голикову Ф.И.). Самое интересное, что всю эту ахинею насчет «джазовой музыки «Рок-н-Рол и Буги-Вуги» подписал не какой-нибудь малограмотный старшина или лейтенант, а лично генерал-майор инженерно-технической службы, начальник 4-го отдела ОТУ КГБ при Совете Министров СССР П. Кузнецов!

источник

1950-е, спецслужбы, 1960-е, история СССР, музыка

Previous post Next post
Up