Броненосец "Двенадцать апостолов" в роли "Потёмкина"

Mar 27, 2015 06:13

Оригинал взят у german_goth в Личное отношение: Броненосец "Двенадцать апостолов" в роли "Потёмкина"



Я уже вкратце упоминал историю своего прадеда, Георгия Романова, который служил на броненосце "12 апостолов", но при этом упустил замечательную деталь, что в 1925 году его корабль стал съёмочной площадкой легендарного фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин".  Но как это было? Всё таки проект "Потёмкина" практически на 10 лет моложе? Обратимся и историческим фото, на которых можно увидеть сходство и разлицие двух этих замечательных военных кораблей...



Броненосец "12 апостолов" на севастопольском рейде.



А вот и броненосец "князь Потёмкин-Таврический"



Орудия главного калибра в сферической башне (одно из отличий от "Потёмкина-Таврического").



Надо отметить, что в 1907 году "12 апостолов" были модернизированы, что как минимум ставило их в один ряд в "Потёмкиным" (на фото броненосец  без демонтированых сферических башен)



Пишет представитель военного министерства полковник Кузнецов:
"- При перестройке броненосца "Двенадцать Апостолов" необходимо переместить его пушки с батарейной палубы на верхнюю для увеличения угла их обстрела и возможности стрелять ими в свежую погоду.

На этом основании я предлагаю новую 10-дюймовую артиллерию поставить на место старой 12-дюймовой в двух башнях, а среднекалиберную в 8 дюймов в двух башнях по борту у мидель- шпангоута. Башни 8-дюймовых орудий овальной формы (16x22 футов) высотой 9 футов, их крыша толщиной 3 дюйма, а бока 5 дюймов. Вес башни 60 т.

В особые полуказематы установить 4 120-мм пушки для отражения минной атаки. Отстоять оси будут на 14 футов от воды.

Вес старой артиллерии 1094 т, новой - 1152 т.

Но даже, если взять за основание доклад Морского Генерального штаба о перевооружении броненосца "Двенадцать Апостолов" 4-мя 10-дюймовыми и 4-мя 120-мм орудиями на старых местах и без замены старой поясной брони, то со своей стороны я могу добавить, что на нашем корабле можно и должно поставить 6 орудий того же калибра, и не на палубе, а в закрытой батарее.


9 августа 1907 г."



Орудия главного калибра броненосце "Потёмкин-Таврический" (цилиндрическая башня).



А вот что получилось из башни "12 апостолов" в фильме "Броненосец "Потемкин":



Вид сверху (кадр из фильма). Кстати, ходит байка, что залп эскадры в адрес "Потёмкина" не вошёл в фильм, потому что один из ассистентов, объясняя оператору задачу сцены - сделал флажком фальстарт (а в смету с разрешения главкома Фрунзе был заложен только один, он же единственный дубль - всё-таки съёмки велись вблизи города).



Cхожий кадр, сделаный лет на 20 ранее на "12 апостолах".



Вот что пишет в своей книге Сергей Эйзенштейн:
"Сам "Потемкин" много лет тому назад разобран, и даже не проследить, куда листопад истории разнес и разметал листы тяжелой брони, когда-то покрывавшей его мощные бока. Однако "разведка" - киноразведка доносит, что если не стало самого "Князя Потемкина Таврического", то жив еще его друг и однотипный сородич -- когда-то мощный и славный броненосец "Двенадцать апостолов"...

...Но не видно ни орудийных башен, ни мачт, ни флагштоков, ни капитанского
мостика на громадной, широкой спине этого дремлющего сторожевого кита.
Их унесло время."



Итак, авторами фильма и технической группой был фактически воссоздан облик "Потёмкина" на базе "12 Апостолов", частично с возвращением надстроек последнего (На фото справа видны лежащие на берегу: части мостика с ходовой рубкой и столы барбетных установок броненосца).



В итоге по чертежам, взятым из Адмиралтейства, был воссоздан точный внешний облик броненосца "Потемкина".



Большая удача - сходная с "Потёмкиным" площадка юта (спардек) на "12 апостолах" -  по воспоминаниям Сергея Эзенштейна, "...плацдарма знаменитой «драмы на Тендре»", которую он хотел воссоздать в своём фильме.



Цитата из книги Эйзенштейна:
" - Особое распоряжение командования Черноморского флотаснова, в последний
раз, поставило железного гиганта носом к морю.
И кажется, что носом этим он втягивает соленый воздух открытой глади
после застойного запаха тины у берегов.
Дремлющие в его чреве мины, вероятно, ничего не заметили, пока
совершался этот плавный оборот его грузного тела.
Но стук топоров не мог не тревожить их сон: это на палубе подлинного
броненосца собирают верхнюю часть броненосца фанерного. Из реек, балок и
фанеры по старым чертежам, хранящимся в Адмиралтействе, был воссоздан точный
внешний облик броненосца "Потемкин".
В этом почти символ самого фильма: на базе подлинной истории воссоздать
средствами искусства прошлое...


Маленький нюанс "12 апостолов" на момент съёмок был... действующим минным пакгаузом(складом). Выгружать всё было невозможно - поэтому снимали буквально "сидя на бочке с порохом", Вот как описывает это режиссёр картины:
" - Цепи и якоря держат в узде старое тело броненосца, рвущегося в море. Оковы пространства и якоря сроков держат в узде излишки жадной выдумки. Может быть, именно это и придает строгость и стройность письму самого фильма. Мины, мины, мины. Недаром они все время выкатываются из-под пера на бумагу. Под знаком мин идет работа. Курить нельзя. Бегать нельзя. Даже быть на палубе без особой нужды и то нельзя!"

Награды фильма:
1926 Международная выставка декоративных искусств в Париж (Золотая медаль - Сергей Эйзенштейн)
1926 Американская Академия киноискусства - лучший фильм года
1952 - настоящее время: В списке десяти самых значительных фильмов мира, британского журнала «Sight & Sound»
1986 МКФ в Запалном Берлине (участие в Программе «Forum» - Сергей Эйзенштейн)
2010 Третье место в списке журнала «Empire» «100 лучших фильмов мирового кинематографа»

(Подборка афиш - с броненосцем):









Афиши фильма:




А вот на некотрых кадрах (и афишах) представлена трёхорудийная башня, но герой этих кадров - один из линкоров, игравших роль флагмана царской эскадры.



Примечание: Негатив фильма был продан в Германию и вернулся в Советскую Россию спустя годы, для работ восстановлению и реставрации картины.



На фото броненосец "12 апостолов" в доке.



Георгий Романов на момент получения своего первого профессионального документа - аттестата машинного квартирмейстера "Двенадцати апостолов".



Уже мичман. На борту "Двенадцати апостолов" (период событий на "Потемкине").

P.S. На момент съёмок фильма "Броненосец "Потёмкин" 1925 года, капитан 2 ранга Георгий Романов пребывал уже совсем в другой стране. В СССР было суждено вернуться его сыну, но это уже совсем другая история...



Обложка аттестата (семейный архив).



Внутренний разворот аттестата

Список литературы:

При создании материала были использованы цитаты из собрания сочинений Сергея Эйзенштейна и издания "Броненосец "Двенадцать апостолов" под редакцией В.В.Арбузова.



1. Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968


2. В.В. Арбузов "Броненосец Двенадцать апостолов", Спб., 2001

флот

Previous post Next post
Up