[Часть первая. КИНО.]9 ноября 1913 года в Вене, в семье управляющего банка и пианистки, родилась девочка. Назвали ее - Эдвига Ева Мария. Девочка оправдала тройное имя - дел в своей жизни она наделала за троих!
Получила хорошее гимназическое образование,занималась в театральной школе, в 11 лет уже неплохо играла на фортепиано, в 15 лет кино-дебют: эпизод в фильме "Девушка в ночном клубе". Закончив среднюю школу, поступила на инженерный факультет университета, где была одной из лучших (а также одной из немногих девушек), но встреча с Максом Рейнхартом
- известным режиссером театра и кино, заставила изменить Эдвигу свои планы и переехать в Берлин, чтобы стать звездой театра Рейнхарта,- он называвал ее "прекраснейшей женщиной Европы"
Несколько ролей в кино и театре публика если и заметила, то никак не оценила, а вот главная роль в картине Густава Махаты "Экстаз" (1933), оказалась бомбой. Фильм получил на 2-ом Венецианском кинофестивале приз Муссолини за лучшую кинорежиссуру, а актриса - известность. Правда, сомнительную, скандальную...
Специально для этой картины итальянский лидер Бенито Муссолини отменил национальный закон о цензуре, на что Ватикан выразил яростный протест! Европа подвергла фильм обструкции. Фильм не удалось показать в США - на границе его изъяли. А все дело в том, что там была была сцена купания актрисы нагишом в лесном озере и крупный план лица героини во время оргазма.
После съемок такого фильма родители спешно выдали 19-летнюю дочь
замуж за 33-летнего австрийского миллионера и фабриканта, производителя оружия, обладателя одного из крупнейших состояний в Европе, Фрица Мандля, человека чрезвычайно властного. История с фильмом "Экстаз" ему не нравилась категорически: Мандль страшно ревновал ее, постарался скупить все копии фильма, вынудил жену бросить актерство, да и вообще не выпускал её из замка. Он был словно зачарован женой, не отходил от неё ни на шаг, возил везде с собой: от встреч с Гитлером и Муссолини до визитов в свои военные лаборатории. (А в то время его производственные лаборатории работали над управлением разного оружия. Хотели управлять торпедами. Провода в воде не годятся, изучали радио, но ума не хватило...) Жизнь в золотой клетке Зальцбургского замка Эдвиге и так не приносила никакой радости, а уж когда ее Фриц (еврей, к слову) подписал соглашение с Гитлером о поставке оружия и сырья, и тень аннексии накрыла Австрию Эдвига Ева Мария принимает решение бежать. Темной-темной летней ночью 1937 года, фрау Мандль подсыпав снотворного горничной и переодевшись в ее платье совершает хрестоматийно - классический побег!
Через Париж, где она сумела получить развод, она едет в Лондон. Там она встречает некоего господина Луиса Б. Майера,
а дядечка, между прочим владелец Metro-"Goldwyn-Mayer Studios Inc, знаменитой американской киностудии! С ним она и отправляется в Нью-Йорк, и прямо на корабле "Нормандия" - с багажом в виде столь нашумевшего фильма "Экстаз" - подписывает выгоднейший контракт. И с трапа парохода сходит уже Хеди Ламарр. По совету хозяина киностудии Эдвига берет себе псевдоним позаимствованный у актрисы «MGM» Барбары Ла Марр, прежней любимицы Майера, умершей в 1926 году.
В 1938 году состоялся ее американский кинодебют в фильме "Алжир". Луис Майер был в восторге! Он говорил: «Это самая красивая женщина на свете. Не иначе как Господь Бог посылает мне эту восхитительную брюнетку. Я давно считаю, что пора прервать монополию стереотипных платиновых блондинок на экране». Ее профиль был наиболее востребованным в 1940-х у пластических хирургов.
Партнерами на сьемочной площадке у нее были Кларк Гейбл, Джеймс Стюарт, Спенсер Трейси и Джуди Гарланд, (далеко не полный список звезд кино того времени).
Но её божественная красота сыграла с ней злую шутку - Хеди не выглядела соседской девчонкой, официанткой из бара - девушки не понимали, как можно на нее походить, а вот парни понимали, что у них шансов с такой нет. К слову, Хеди владела девятью языками: немецким, иврит, идиш, латынь, итальянским, венгерским, французским, голландским и, ясное дело английским.
"Моя красота - моё проклятие, - рассказывала Хеди - Мне подсовывали роли глупых кукол, как только я заикалась о серьезной роли, режиссеры начинали смеяться". После выхода комедии "Мой любимый шпион" карьера актрисы понемногу пошла под гору; после 1950-го она появлялась на экране лишь от случая к случаю. За свою карьеру в Голливуде актриса сыграла в таких популярных фильмах, как «Алжир» (Габи, 1938), «Леди в тропиках» (Манон де Верне, 1939), экранизации Дж. Стейнбека «Тортилья-Флэт» (Долорес Рамирес, 1942, реж. Виктор Флеминг), «Опасный эксперимент» (Алида Бедо, 1944) и эпическая лента Сесиля де Милля «Самсон и Далила» (1949). Итог работы в Голливуде составил 72 фильма. Гонорары составили сумму по тем временам очень приличную - более 30 миллионов долларов, котрые впоследствии успешно растащили ее мужья.
После серии неудачных браков, - а ее личная жизнь также была бурной, Хеди была замужем шесть раз, имела троих детей (СССР-овские газеты ехидничали - "символ голливудского разложения"), она потеряла все свое состояние и фактически исчезла из общественной жизни.В 1960-х и 1970-х годах Ламарр не снималась. Ей предлагали несколько раз сценарии, роли в рекламных роликах и сценических проектах, но Ламарр ничего не заинтересовало. Желание избежать излишнего внимания окружающих вкупе с проблемами со зрением вынудили актрису перебраться в Майами-Бич во Флориде.Остаток дней она провела в доме престарелых.
Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 года в возрасте 86 лет. Ее тело было кремировано, а сын Энтони Лодер развеял прах матери на ее родине в Австрии в Венском лесу в соответствии с ее пожеланием.
За свой вклад в достижения кинематографа Хеди Ламарр была удостоена звезды на голливудской "Аллее славы".
[Часть вторая. НЕМЦЫ.]В начале Второй Мировой войны в США создается Национальный Совет Изобретателей. Все для фронта, все для победы! Хеди, которая лично знала Гитлера, Муссолини, многих военных и промышленных бонз ненавидела фашизм и предложила свои услуги Совету в качестве инженера. Серьезные дяденьки, усмехнувшись, предложили кинокрасотке попродавать облигации оборонного займа. Хеди обиделась, и... продала их на 7 миллионов долларов(по другим данным - 17), применив собственное ноу-хау - каждый купивший облигаций на 25 000 и более долларов получал поцелуй от Хеди Ламарр. И в Национальный Совет Изобретателей больше не обращалась.
Однажды летом 1940 года на вечеринке актриса познакомилась с неким Джорджем Антейлом.
Личность колоритная, неординарная - в начале двадцатых годов жил в Париже, дружил с Пабло Пикассо, Джеймсом Джойсом, Эзрой Паундом и другими будущими знаменитостями. Наиболее известным его произведением остается "Механический балет" для симфонического оркестра, двенадцати механических пианино и авиационного пропеллера. В кульминационный момент слушателей просто сдувало с первых рядов. По приглашению Берлинского Симфонического оркестра Джордж Антейль переезжает в Германию, знакомится со Стравинским и становится свидетелем укрепления гитлеровского режима. Он возвращается в Америку в 1936 и пишет книгу, с поразительной точностью предсказывающую Вторую Мировую войну, когда о ней никто, кроме Гитлера, даже не думал. В Голливуде он писал музыку к кинофильмам и подрабатывал обозревателем в бульварном журнале "Эсквайр". Вот с таким человеком свела Судьба Хеди.
На этой самой вечеринке сыграли они в четыре руки на фортепиано, побеседовали... А темой была недавняя новость о потоплении фашистами морского эвакуационного судна с детьми на борту. Разговор быстро сместился на интересовавшую их обоих тему: как помочь стране в войне с фашистами. Ламарр вспомнила, как в беседах с бывшим мужем немцы жаловались, что им не удается наводить торпеды на цель по радио, так как корабли противника глушили сигналы помехой на той же частоте. И Ламарр предположила, что можно посылать часть сигнала на одной частоте, а затем переходить на другую частоту для передачи второго сигнала.(К слову, подобную идею защиты канала связи высказывал советский писатель Леонид Леонов еще в 1935 году в своём фантастическом романе "Дорога на океан") Согласовав передатчик и приемник в отношении перехода частот - получалось что-то вроде игры в четыре руки - и сигнал нельзя сбить или заглушить. Умница Ламарр предложила использовать идею валика механического пианино. С приводом от хронометра устройство легко помещалось бы в корпусе морской торпеды. А использовать можно набор из 88 радиочастот - по числу клавиш фортепиано.
Совсем не чуждый техники композитор был первым человеком, с внимательным интересом выслушавшим Ламарр, и началось их сотрудничество. Проработав детали, парочка в декабре 1940 года подала заявку на изобретение председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу.
Кеттеринг, был главой исследовательского отдела компании «Дженерал Моторс», (он изобрел систему зажигания, безопасное стекло и многое другое), отобрал это изобретение из сотен тысяч других предложений. Под его руководством изобретение было доработано и 11 августа 1942 года Ламарр и Антейлу был выдан патент номер 2 292 387 на систему секретной связи Secret Communications System.
Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех возможных выплат.
Главное новшество изобретения Ламарр и Антейла - использование перфоленты в качестве устройства хранения последовательности частот. Идея опередила время. ВМС США попытались осуществить замысел изобретателей на практике, но механическое управление посредством перфоленты оказалось затруднительным. Лишь в 1957 году инженеры фирмы "Сильвания", используя полупроводники добились успеха.
Этот патент одна из самых значимых технических разработок двадцатого века, и, в принципе, одна из основ современной военной мощи США, стал основой для связи с расширенным спектром, которая сегодня используется повсюду, от радиотелефонной связи GSM до Wi-Fi. Все передовые технологии настоящего в долгу пред непревзойдённой Хэди Ламарр.
Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав ее невероятную историю, пытались представить Хеди Ламарр к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. Только в 1997 году правительство признало ее заслуги, но Хеди отказалась присутствовать на церемонии вручения ей премии фонда Electronic Frontier и не пожелала принять журналистов. Она сказала: «Не думайте, что я плохо выгляжу; просто не хочу никого видеть». Награду получил ее сын Энтони Лоудери - владелец магазина радиотелефонов в Лос-Анджелесе.
В 1998 г. символом Corel Draw (программа векторной графики) стал портрет Хеди Ламар.
В компьютерной игре Half-Life 2 у профессора Исаака Клейнера есть ручной хедкраб Heady Lamar, имя персонажу дали в честь великолепной и непревзойдённой Хэди Ламарр.