Амелия Эрхарт: Первая Леди Атлантики (часть 4)

Dec 22, 2014 02:34

Вокруг света - по экватору








Амелия Эрхарт готовится к кругосветному перелету

Кругосветный перелет начался 17 марта 1937 года. В полете Амелию должны были сопровождать два штурмана - Гарри Мэннинг и Фредерик Нунан. Однако первая попытка оказалась неудачной. Уже при старте с Гавайских островов для второго этапа перелета, шасси на разбеге не выдержало веса перегруженного топливом самолета. Покрышка лопнула; мгновенно вышедший из-под контроля самолет, подломив шасси, проехался на брюхе по взлетной полосе, получив весьма серьезные повреждения.


По какому-то невероятному везению взрыва не произошло. Пока к самолету через поле мчались пожарные и члены аэродромной команды, оба штурмана уже успели покинуть машину, однако Амелия почему-то не спешила вылезти из кабины. Подбежавшие техники, подумав, что она ранена, открыли фонарь и увидели Эрхарт, расстроенно но спокойно изучавшую состояние приборной панели, методично переводя тумблеры в положение “выключено”...




Поврежденная "Электра" после аварии

Раздосадованная Амелия отправила самолет в Калифорнию морем, для капитального ремонта на заводе “Локхид”. У нее были серьезные опасения в связи с финансовой стороной вопроса, но они оказались напрасными: деньги и спонсоры нашлись, а многие рабочие Локхида заявили что готовы поработать бесплатно и сверхурочно, чтобы вернуть ее самолет к жизни.







"Электра" на ремонте
Амелия и штурман Фред Нунан с картами обсуждают план полета
План кругосветного перелета
Джордж Путнам прощается с женой перед ее вылетом из Майами 1 июня 1937 г.

Ее вторая попытка стартовала 20 мая 1937 г.. Теперь ее сопровождал только один штурман - Фред Нунан. К этому времени сменился погодный сезон и господствующие ветра, и Амелия соответственно изменила план полета: теперь она должна была лететь с запада на восток.

К началу июля экипаж пролетел более 22 тысяч миль, успешно преодолев 80% маршрута - через просторы Атлантики, невероятную жару экваториальной Африки и Индии и муссонные дожди Юго-Восточной Азии, которые били в самолет с такой силой, что удары капель счистили с него почти всю окраску.
Некоторые из 28 этапов перелета были официально зарегистрированы как мировые рекорды.






А.Э. и ее Электра
А.Э. и Фред Нунан возле Электры в ангаре во время кругосветного перелета, Бразилия, июнь 1937 г.
А.Э. в кабине Локхид Электры; вид через открытый верхний люк кабины

Постепенно накапливалась усталость: график перелета был очень плотным, фактически не оставляя времени для полноценного отдыха. Ситуация усугублялась неистребимой любознательностью Амелии, которая предпочитала спать по 4 часа в сутки, но ни в коем случае не пропустить достопримечательностей далеких экзотических стран, о которых она так мечтала еще в годы детства в Атчисоне. В Бирме она босиком, как требует обычай, поднималась на знаменитую пагоду Шве Дагон, на Яве - спускалась в кратер вулкана, в Новой Гвинее - съездила в отдаленное селение в джунглях, чтобы увидеть первобытную жизнь местных племен.






Амелия с фотоаппаратом
А.Э. и ее штурман поднимаются в кабину перед одним из этапов перелета
2 июля 1937, Лаэ, Новая Гвинея. Последний взлет...

…2 июля 1937 г. Амелия и Фред Нунан вылетели из Лаэ - Богом забытого британского владения на побережье Папуа-Новой Гвинеи, и направились к маленькому острову Хоуленд, расположенному в центральной части Тихого океана.

image Click to view



Последние съемки А.Эрхарт и Ф.Нунана и их взлет с аэродрома Лаэ

Этот этап полета был самым длинным и опасным - разыскать после почти 24 часов полета в Тихом океане островок, лишь слегка поднимающийся над водой, было сложнейшей задачей для навигационной технологии 1930-х годов. По распоряжению президента Рузвельта на Хоуленде была построена взлетно-посадочная полоса, специально для перелета Эрхарт. Здесь самолет ожидали официальные лица и представители прессы, а у побережья находился сторожевой корабль береговой охраны “Итаска”, периодически поддерживавший с Амелией радиосвязь.




Корабль Береговой Охраны “Итаска”

Согласно донесению командира корабля, связь была нестабильной, Эрхарт сообщала о плохой погоде на маршруте и о сложностях с точным подходом к острову из-за плохой видимости. Самолет должен был появиться над Хоулендом с минуты на минуту, и множество глаз напряженно всматривались в небо, пытаясь обнаружить двухмоторный серебристый моноплан. Но они ожидали напрасно.
Проходили минуты и часы, а небо оставалось пустым…

Авиационная тайна века

Когда, по расчетам, на борту "Электры” закончилось топливо, ВМС и Береговая Охрана США немедленно начали поисково-спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота.
Известие об исчезновении Амелии Эрхарт потрясло Америку, и общественное мнение подгоняло военных. Множество кораблей, включая авианосец “Лексингтон” и линкор “Колорадо”, покинув базы в Калифорнии и на Гавайских островах, срочно направились на запад - в центральную часть Тихого океана. Десятки самолетов день за днем внимательно осматривали водную поверхность...





Авианосец "Лексингтон" и линкор "Колорадо" - крупнейшие из кораблей, участвовавших в операции по поиску самолета А.Э.

Исчезновение и поиски самолета Амелии совпали по времени со знаменитым перелетом в США экипажа Валерия Чкалова, и участники советского перелета выразили американцам свое сочувствие и надежду, что все закончится хорошо.

В течение 2 недель было осмотрено 220000 квадратных миль, проверены сотни небольших необитаемых островов, но все усилия оказались безрезультатны. Вся Америка, прильнув к радиоприемникам, напряженно следила за ходом поисков, но через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане.

Америка погрузилась в печаль. Поиск был прекращен… однако не все приняли официальное заявление на веру.

И для этого были серьезные основания.

"Японский след"

В середине 1930-х годов основным потенциальным противником США на международной арене была Японская Империя. Вопреки подписанным ими международным соглашениям, японцы активно и тайно строили военные объекты на переданных под их управление бывших германских островах в Тихом океане. При этом они категорически отвергали возможность любой международной инспекции и жестоко пресекали попытки других стран и их граждан проникнуть за “бамбуковый занавес”. Поэтому очень скоро возникла версия о том, что сбившись с курса и потерпев аварию, самолет мог оказаться в районе, подконтрольном Японии. После вынужденной посадки экипаж “Электры” мог попасть в руки японцев - и те постарались тихо убрать ненужных свидетелей их секретных военных приготовлений.

В 1941 году началась война на Тихом океане. С боем захватывая у японцев тихоокеанские острова, американские войска к концу войны получили множество свидетельств, пусть косвенно, но подтверждающих версию о “японском следе” в деле об исчезновении Амелии Эрхарт.
В разных местах нашлось множество людей, утверждавших что видели во второй половине 1930х годов в плену у японцев на острове Сайпан белых женщину и мужчину - пилотов самолета, совершившего вынужденную посадку на воду у атолла Мили в группе Маршалловых островов. Их перевезли на остров Сайпан, допросили, обвинили в шпионаже и некоторое время держали в тюрьме Гарапана - главного города и японского административного центра на Сайпане.





Японская тюрьма в Гарапане, на острове Сайпан (современный вид).

Разные свидетели приводили различные подробности, однако в общем сходились на том, что штурман Фред Нунан был убит японцами вскоре после пленения, а перед высадкой американских войск на Сайпан японцы казнили и Амелию - вместе с несколькими другими американскими пленными (сбитыми пилотами), содержавшимися к этому времени в тюрьме Гарапана.

В послевоенный период несколькими экспедициями предпринимались попытки найти на о. Сайпан какие-либо материальные подтверждения этой версии. В результате было собрано много подтверждений в виде устных свидетельств жителей острова; однако, каких-либо материальных артефактов (как, например, останков Эрхарт или Нунана, или деталей их самолёта) до настоящего времени обнаружить пока не удалось.

Также неудачей до настоящего времени заканчивались неоднократные попытки исследовательской группы TIGHAR обнаружить следы пребывания самолёта Эрхарт и членов его экипажа на острове Никумароро (б. Гарднер, в группе о-вов Феникс), подтвердив тем самым свою версию катастрофы.

До сих в США существует множество людей и организаций, активно работающих над установлением истины. Практически каждый год они организуют экспедиции на Тихий океан, обшаривают затерянные в его просторах необитаемые островки, исследуют океанское дно с помощью подводных роботов.

Пожалуй, правы многие американские историки, отмечающие что сегодня Эрхарт как национальная героиня оказалась еще более актуальна и востребована в США, чем была 80 лет назад. Сегодня, когда сотни самолетов ежедневно пересекают океаны, а тысячи женщин в гражданской и военной летной форме пилотируют громадные транспортные самолеты, бомбардировщики и даже сверхзвуковые истребители, особенно очевидно, насколько верно Эрхарт оценивала перспективы еще тогда, в 1920-30-х. годах.

И Америка щедро отдает ей должное. В последние 3-4 десятилетия в среднем каждый год в США выходит 4 новые книги об Эрхарт - это не считая фотоальбомов и книг для детей. О ней написаны стихи и песни, снято множество фильмов - документальных и художественных. Более того: недавно принято официальное решение об установке статуи А.Э. в здании вашингтонского Капитолия, где проводятся заседания конгресса США.
Вступивший в строй еще в 1943 году военный транспорт "Амелия Эрхарт" принял участие во Второй Мировой Войне. А в 2008 году вступил в строй новый, современный военный транспорт "Амелия Эрхарт" - корабль снабжения и поддержки боевых соединений флота. Сейчас он несет службу на Тихом океане и базируется в Сан-Диего, в Калифорнии.




USNS Amelia Earhart. Фото Military Sealift Command

А в небольшом городке Атчисон, штат Канзас, что на реке Миссури, каждый год проводится приуроченный к ее дню рождения Фестиваль Амелии Эрхарт. Собственное население Атчисона немного превышает 10 тысяч человек, но ко второй половине июля сюда съезжаются до 50 тысяч гостей, чтобы достойно отметить праздник, программа которого рассчитана на несколько дней.
Здесь и воздушный парад над городом, и показательные полеты с выполнением фигур высшего пилотажа, и концерты музыки кантри под открытым небом, и грандиозный, с истинно американским размахом, фейерверк. И, конечно - день открытых дверей в Доме-Музее Амелии Эрхарт.

В 1971 году дом, где родилась Первая Леди Атлантики, был официально включен в Регистр исторических достопримечательностей национального значения США.





Статуя и Дом-Музей А.Э. в Атчисоне (фото автора, 2011 год)

[]

линчости, история США, женщины, США, 1930-е, 1900-е, личности, 1910-е, авиация, 1920-е

Previous post Next post
Up