18 мая 1915 года в России была испытана машина «Вездеход», которая считается первым танком в России.
«Вездеход», Александр Пороховщиков (справа)
Об Александре Александровиче Пороховщикове газеты писали еще в 1910 году, когда ему было всего 18 лет. Репортеры сообщали о юном изобретателе, который мечтает создать собственный аэроплан. В 1911 году газету уже писали о том, что инженеру уже удалось самому полетать на созданном им моноплане. Как оказалось, Пороховщиков прославится не только своими самолетами, но и танками. В 1915 году в Риге он представил первую такую машину, которая получила название «Вездеход».
18 мая 1915 года «Вездеход» показал отличную скорость - 25 км/ч. Тогда он не использовал колеса, имел только одну широкую гусеницу, которая была изготовлена из прорезиненной ткани. Двигатель, приводивший в движение задний барабан, обладал мощностью 10 л.с., но Пороховщиков в будущем планировал увеличить его мощность. Проект казался перспективным. Машина должна была не только ездить по бездорожью, но и уметь плавать. Руководствуясь этими соображениям, изобретатель сделал ее корпус герметичным снизу. Танк был относительно небольшим. В нем мог находиться только один человек. Длина «Вездехода» составляла 3,6 м, ширина - 2 м. Весила машина 3,5 т. Танк планировалось вооружить пулеметом «Максим». Самоход (так машина была указана в документах) во время испытаний защиты не имел, но Пороховщиков предполагал в будущем установить на него бронирование. Броня должна была быть многослойной с прослойкой из морской травы. Такая броня выдерживала попадание пули, выпущенной из винтовки с 50 шагов. Позднее Пороховщиков усовершенствовал конструкцию, добавив колеса. По шоссе «Вездеход» двигался на колесах, а тогда, когда нужно было преодолеть препятствие, предлагалось использовать гусеницу. В декабре 1916 года были проведены новые испытания машины. Танк развил скорость более 40 км/ч. Пороховщиковым был создан один экземпляр «Вездехода». Несмотря на то, что на его создание было затрачено почти 20 тысяч рублей, дальше работы в этом направлении решено было свернуть, поскольку танк не удовлетворял ряду требований, в частности, он не мог двигаться по только что выпавшему снегу, были также проблемы с поворотом.
На достигнутом Пороховщиков не остановился. В конце 1916 года он представил новый проект - «Вездеход-2», который был продолжением предыдущего проекта. Но судьба этой машины оказалась еще печальней. Она так и не была создана в металле, поскольку в Военном ведомстве ее сочли малопригодной, деньги так и не были выделены. Между тем, это была более совершенная машина. «Вездеход-2» имел несколько новшеств. Так в нем было предусмотрено боевое отделение в задней части танка. Эту машину планировалось вооружить тремя пулеметами «Максим». Башня танка должна была иметь три яруса, которые вращались независимо. На «Вездеходе-2» предусматривались колеса и одна центральная гусеница. Его предполагалось наделить такой же броней (8 мм), что и в первом «Вездеходе». В танке могли бы находиться 4 человека, а максимальная масса машины должна была составить почти 10 т. Комиссия, рассматривавшая проект, выявила ряд его недостатков. Так пулеметчики не могли стрелять из трех пулеметов одновременно, поскольку в данном случае они мешали бы друг другу. Были претензии и к расположению и конструкции сидений, ограниченным возможностям передвижения по шоссе.
Еще один, пожалуй, самый амбициозный проект Пороховщикова - «Земной броненосец». Так же, как и «Вездеход-2», он не был реализован, поскольку Главное военно-техническое управление проект не одобрило. Эта машина должна была иметь экипаж из 72 человек. Длина «Земного броненосца» могла бы составить 35 м. Согласно проекту, машина должна была иметь 10 двигателей мощностью 160 л.с., благодаря которым она на десяти барабанах-катках смогла бы развивать скорость 20 км/ч. Вооружение «Земного броненосца» также производило впечатление - 40 пулеметов «Максим», 20 бомбометов, две башни, каждая из которых имела 101,6 мм пушку и 72,6 мм орудие. Пороховщиков планировал произвести машину в двух вариантах: полевом и крепостном. «Полевой броненосец» мог бы выдержать огонь полевой артиллерии, второй - огонь крепостной артиллерии. Поворот машины Пороховщиковым не был предусмотрен. В августе 1915 года Главное военно-техническое управление отклонило проект, мотивируя это тем, что он неосуществим.
ИСТОЧНИК