Чарующая легенда 20 века - Марика Рекк

Jan 27, 2014 00:44

Оригинал взят у lunin812 в Чарующая легенда 20 века - Марика Рекк






В 1947 году впервые на экранах советских кинотеатров прошел с ошеломительным успехом трофейный фильм под названием «Девушка моей мечты». Советские люди впервые увидели другую жизнь - сказочно красивую и гармоничную. Она резко отличалась от "прелестей" ленинско-сталинского периода СССР. Зрители, просмотрев этот фильм, занимали очередь накануне, чтобы вновь попасть на очередной киносеанс. Среди них была и моя мама, которая неоднократно смотрела этот фильм в то время. Впоследствии мама вспоминала, что на одном просмотре фильма она вместе с подругой записывала по строкам транслирующие по титрам слова песни «In der Nacht ist der Mensch gern allein» (По ночам одиноких не бывает). Так впервые

я услышал про Марику Рекк.
Родилась Марика Рекк (настоящее ее имя - Илона) 3 ноября 1913 г. в Каире в буржуазной венгерской семье среднего достатка. Ее отец Эдуард Рекк являлся архитектором, мать - домохозяйка Мария Каролина Шарлотта (урожденная Карой). Видя, что беременность жены протекает тяжело, Эдуард Рекк по рекомендациям врачей отвез свою семью в Египет, где и родилась героиня моего повествования. Роды протекали крайне тяжело и измученная роженица, впервые увидев свою дочь, простонала: «Боже, кого я родила!». Если б она знала, какая судьба ожидает ее Марику!
Эдуард Рекк гордился тем, что семья ни в чем не знали отказа, так как у него была к тому времени отличная деловая репутация, благодаря которой он получал заказы на проектирование и строительство фешенебельных особняков в Вене, Зальцбурге, Будапеште и Праге. Значительные депозиты, размещенные в венских банках, вселяли в него уверенность в радужное будущее.
Вскоре, после начала Первой мировой войны, в 1914 г. семья Рекк была вынуждена вернуться в Австро-Венгрию, где обосновалась в Будапеште. Империя Габсбургов в конце своего существования переживала взлет музыкальных оперетт Франца Легара и Имрэ Кальмана, знаменитых венских вальсов Штрауса, зажигательного венгерского танца чардаша…
Поэтому неудивительно, что Марике стали преподавать бальные танцы и верховую езду. И вскоре в семье с изумлением заметили, что Марика, не щадя себя, занимается сутками - простаивала у балетного станка в отличие от ее ровесников, которые предпочитали играть. Маленькая девочка на удивление окружающих совершала головокружительные пируэты в танцах, а на лошади могла скакать как самая заправская наездница.


Но к тому времени, грозовые тучи сгустились над семьей Рокк - после окончания тяжелой Первой мировой войны Австро-Венгерская дуалистическая империя Габсбургов распалась на ряд независимых суверенных государств. Эдуард Рекк перестал получать заказы, а банки, в которые были размещены вклады, лопнули. В результате он вместе с семьей вынужден переехать в Париж, прозябая в нищете. Мария Каролина Шарлотта была вынуждена продавать свои последние драгоценности, снимая убогий номер в «дрянной парижской гостинице».
От безысходности, в которую попала его семья, Эдуарда Рекка стали посещать мысли о самоубийстве, но неожиданно пришло избавление с той стороны, откуда он не ждал - его малолетная дочь вдруг самоуверенно заявила, что способна содержать родителей и старшего брата.
К тому времени Марике исполнилось только 11 лет. Ее отец, который вначале не поддерживал ее увлечения танцами, вынужден был поставить крест на своей карьере архитектора и превратился в импресарио своей дочери.
Вскоре впервые в своей жизни Марика выступила на сцене знаменитого парижского варьете «Муллен-Руж». После исполнения чардаша в «Муллен-Руж» со всех сторон посыпались предложения и вскоре последовали гастроли Марики Рекк в Монте-Карло, Лондоне, Каннах, на Бродвее в Нью-Иорке, затем в Будапеште, в Вене и в Берлине. Везде Марику Рекк публика приветствовала оглушительными аплодисментами и вызывала ее на «бис», видя, как она непринужденно исполняла головокружительные акробатические трюки, танцевала на пуантах и еще при этом успевала красиво петь! В США Марику Рекк называли «маленькой венгерской принцессой», а по всей Европе - «звездой из Америки».
Вскоре у нее появились и поклонники, предлагавшие ей руку и сердце. Один из них, миллионер Том О,Браен засыпал ее огромными букетами редких орхидей и алмазными колье и посватался к ней, но получил категоричный отказ, как до этого все его предшественники. В ответ он вновь послал букет орхидей.


А затем поступили два привлекательных предложения - новые гастроли по США с одной стороны, и участие в съемках на второстепенных ролях в фильмах немецкой киностудии «УФА». Естественно, Марике по душе пришлись гастроли в США, но Эдуард Рекк выбрал второе предложение, подписав контракт с «УФА» к большому неудовольствию дочери. Разгневанной Марике он объяснил: «Если ты всю жизнь мечтаешь быть третьей слева в каком-нибудь ревю, то поезжай в турне. Но если твоя цель - прославиться на весь мир, твое будущее - кино».
Правда, к тому времени у Марики Рекк имелся опыт в кино - впервые она в 1930 г. снялась в небольшом эпизоде английского фильма «Почему моряки покидают дом» голливудского режиссера М.Бенкса, а также в большой роли англо-венгерской кинооперетте «Поезд приведений» Л.Лазара в 1933 г. Но кинематограф ее не манил - казался ей почему-то скучным и непривлекательным. То ли дело танцы - ее стихия!:))))
Марика безуспешно пыталась разжалобить своего отца - то принималась плакать, то уговаривать, то грубить, но Эдуард Рекк был непреклонен - только киносъемки, а не танцы. В конце концов Марика просто возненавидела кинематограф - каждое упоминание о нем приводило ее в бешенство. И Марика Рекк приняла решение - сниматься так, чтобы ее с позором выгнали из киностудии для продолжения своей профессиональной карьеры прима-танцовщицы.
Именно такой Марика в 1934 г. впервые появилась в студии «УФА». Вначале Марике казалось, что ее вот-вот выгонят, так как она безбожно коверкала немецкий язык по незнанию. Но образ Марики Рекк того времени полностью соответствовал германскому эталону немецкой девушки. Поэтому в 1935 г. с ее участием на экраны вышел первый фильм «Легкая кавалерия», а затем последовали и другие кинофильмы. Спустя несколько десятков лет Марика вспоминала тот период жизни: »Когда я в начале 1934 года приехала в Берлин, чтобы стать знаменитостью, мне едва минуло двадцать, и уж никак не скажешь, что я появилась там как лучезарная богиня на триумфальной колеснице, о нет! Я любила зрителей, веселых людей, живую реакцию зала, смех и овации темпераментной Марике. А теперь необъезженный жеребенок попал в ежовые рукавицы берлинских кинодеятелей. Я очень хотела стать кинозвездой, но мне вовсе не улыбалось блистать и сверкать в скучной деловой атмосфере, царившей на студии УФА. В Берлине люди были совсем не такие, как на моей родине, гораздо суше и сдержаннее. Они не осыпали комплиментами и не говорили "целую ручку великой артистке", как наши венгры. Они вообще ничего не говорили. В то время на студии УФА собралось столько звезд и великих актеров, что при желании ими можно было бы заполнить Колизей. Поэтому такая дебютантка, как я, мало что значила для кинофирмы с мировым именем, хотя наличие у меня таланта считалось само собой разумеющимся. Так что я старалась глядеть во все глаза и все время быть начеку. Я потеряла былую уверенность в себе. Стоило двум осветителям, беседуя между собой, мельком взглянуть в мою сторону, я тут же бросилась к ним и прошипела сквозь зубы: "Что вы сказать обо мне?" Ведь я еще не умела правильно говорить на их языке. Свою роль в "Звезде манежа" я вызубрила наизусть и протараторила, как попугай. То есть общий смысл я, конечно, понимала, но не знала, что значит каждое слово в отдельности. Более чем прохладное отношение в Берлине поначалу очень меня огорчило. Лишь потом я оценила достоинства этой прямолинейности и даже полюбила ее. Я вновь обрела уверенность в себе и точно знала, что похвала этой публики дорого стоит, что она куда важнее легковесных комплиментов. Но все это пришло намного позже. А в ту пору я чувствовала себя чужой, всеми покинутой и одинокой.»
Со временем Марика втянулась в процесс киносъемок, но незнание немецкого языка было по-прежнему для нее большим препятствием в карьере киноактрисы . Некоторые режиссеры мирились с таким ее недостатком, но их коллегу Георга Якоби сильно коробило, когда слышал Марику Рекк.
К тому времени он являлся мастистым режиссером. Георг родился в июле 1883 г. в семье театрального режиссера Вильгельма Якоби в г.Майнце. Поэтому неудивительно, что Георг Франц Густав Якоби, а именно так звучит его полное имя, с ранних лет познакомившись с театральными подмостками, пошел по пятам своего отца. Вначале он был актером в театрах Бремена, Кенигсберга и Берлина, а затем в 1913 году, в год рождения Марики Рекк, снял свой первый фильм.
После окончания Первой мировой войны в киностудии УФА снял несколько учебных фильмов, а затем приступил к съемкам художественных музыкальных картин. В 1936 г. Георг Якоби стал снимать фильм «Горячая кровь», куда пригласили восходящую звезду киноэкрана Марику Рекк.
С самого начала съемок стали возникать скандалы - Георг Якоби после каждого дубля заставлял Марику Рекк по двадцать-тридцать раз повторять правильное произношение немецких слов и настаивать, чтобы она все свое личное время посвятила изучению фонетики и грамматики немецкого языка. Ей, привыкшей порхать в воздухе, исполняя сложнейшие акробатические трюки и пируэты, претило сидеть над учебниками. Неудивительно, что Марика всячески отлынивала от скучных для нее занятий. Поэтому она стала то опаздывать на съемки, то пропускать их, тем самым давая новые предлоги для праведного негодования режиссера.
И вот однажды, когда Марика Рекк на съемках дубля вновь стала безбожно коверкать немецкий язык, Георг Якоби разразился такой площадной бранью в ее адрес, что она не выдержала - влепила ему пощечину и покинула павильон. Казалось, что ее кинокарьера на этом и закончилась…
Но на следующий день Марика как ни чем не бывало вновь появилась в киностудии. Все замерли в ожидании нового грандиозного скандала, но не тут-то было - при появлении в павильоне режиссера Марика кинулась на шею Георга Якоби и разрыдалась. Ошеломленный таким напором, режиссер только и смог сказать: »Ну-ну, успокойся. Ты, естественно, горячая венгерская лошадка, но это не самая худшая порода».


Казалось бы, после примирения сторон последует мир, но скандалы продолжились. После очередного заявления Марики Рекк, что она вовсе не собирается стать звездой экрана и ей полностью наплевать на фильм, разъяренный Георг Якоби вытолкал ее из машины на мороз и уехал со съемочной группой. Несчастная, заплаканная Марика, одетая в легкое атласное платье не по сезону, с большим трудом добралась до дома. На следующий день Георг Якоби позвонил ей и стал извиняться. Но Марика прервала его своим заявлением: »Послушайте, Георг, а не могли ли Вы на мне жениться?». Она неожиданно для себя безошибочно угадала, что для Георга Якоби стала дорогой и любимой.
Но ее родители, узнав, что кого выбрала в себе в мужья их дочь, были категорически против ее брака, так как жених являлся их ровесником. И только через несколько лет, видя, какой любовью одарил Марику Георг Якоби, они переменили к нему свое отношение.
К тому времени состав кинодив немецкого кинематографа являлся интернациональным, хотя был полностью очищен от евреев по понятным причинам. Вместе с Марикой Рекк в те годы снимались такие актрисы как блистательная Ольга Константиновна Книппер-Чехова и не менее блистательные англичанка Лилиана Харви, шведки Сара Леандер и Кристина Людендорф. Из звезд того времени немками были только Марлен Дитрих и Магда Шнайдер (мать Роми Шнайдер). Но все они не могли сравниться с Марикой Рекк, так как только она одна могла так красиво и грациозно танцевать и петь.
Марика Рекк к тому же обладала притягательным шармом, очаровывая зрителей; была красива, кокетлива и очень женственна. Все это и позволило ей стать первой звездой киноэкрана гитлеровского рейха.



Ее изумительная пластика с не менее безупречным чувством ритма, ее головокружительные прыжки и пируэты, бешенный степ-чечетка на фоне бесконечно меняющихся нарядов и с одновременным исполнением песен с оттенком легкой отстраненности даже сейчас никого не оставляет равнодушным. Ее до сих пор никто не превзошел по исполнению танцев, никто не может сравняться с нею.

image Click to view


Неудивительно, что не только зрители гитлеровской Германии, Европы и США , но и Советского Союза были сражены ее искусством исполнения танцев и песен. Марика Рекк необыкновенно хороша на крупном, среднем и малом планах при просмотре фильмов с ее участием. Каждое ее движение органически связано с исполняемой музыкой. Остается только смотреть, любоваться и бесконечно восхищаться Марикой Рекк в кинокартинах, отснятых семьдесят-семьдесят пять лет назад. Кроме фильма "Девушка моей мечты" мне также очень понравился фильм "Танец с кайзером", относящий зрителя в семидесятые годы 18 века - в Австрию императора Иосифа II. Меня поразил этот фильм-мюзикл потрясающей режиссерской работой Георга Якоби, богатыми декорациями, музыкой композитора Франца Грота, фольк-танцами австрийских крестьян и венских бальных танцев. Но особенно была ослепительно хороша главная героиня этого фильма, которую так блестяще сыграла несравненная Марика Рекк. Стоит также сказать, что немецкие фильмы того времени являлись самыми лучшими в мире, и мне жаль, что советские киноленты, снятые в те же тридцатые годы, не дотягивают до них по художественному уровню исполнения.

image Click to view


Следует отметить тот немаловажный факт, что пению Марика Рекк нигде и никогда не училась. Сама Марика Рекк к своему исполнению танцев и песен относилась критически: «Я не считаю себя певицей. Скажем так: я была танцовщицей, у которой хватало наглости ещё и петь. При этом я всегда держалась в пределах своих возможностей. И никогда не бралась за вещи, для которых нужны настоящие вокальные данные. Ведь мои песенки и шлягеры периода УФА писались композиторами для меня лично, а уж они-то знали мои плюсы и минусы. На свете есть лучшие певицы, чем я, лучшие актёры, даже лучшие танцовщицы.»

image Click to view


С 1935 г. Марика снялась в таких фильмах Георга Якоби, как «Гаспароне» 1937 г., «Ночь в мае» 1938 г., «Хелло, Жанин» 1939 г., «Кора Терри» 1940 г., «Женщины - все же лучшие дипломаты» 1941 г., а также в различных кинопереттах и в музыкальных кинокомедиях, покоряя публику своим мелодичным сопрано, темпераментным степом, грациозным исполнением пируэтов и прыжков и неподражаемой своей пластикой.

image Click to view




Вначале свой степ с тросточкой Марика исполнила в фильме «Гаспароне», а затем повторила его в фильме «Хелло, Жанин» на высокой лестнице, медленно спускаясь и отбивая чечетку на каждой ступеньке-ракушке. Многим казалось при просмотре эпизода, что Марика парит в воздухе.
К началу Второй мировой войны Марика Рекк превратилась в самую яркую звезду немецкого кинематографа. Все мужчины были от нее без ума. Марика Рекк в своей автобиографической книге «Сердце с перцем» вспоминала: «Знаю, что я сексапильна.Мужчины всегда смотрели на меня особым взглядом, который наводит мысль о постели. И, откровенно говоря, мне всегда это было приятно. Да я и теперь люблю выставлять напоказ свои ножки. Но я не считаю, что сексапильность измеряется количеством любовных интрижек. И с этой точки зрения я была образцовой женой. Я уверена, что бурный темперамент - к примеру, такой, как у меня, - может удовлетвориться и одним мужчиной, если мужчина того стоит».


С фронтов ей ежедневно приходили большие мешки писем, в которых немецкие солдаты признавались в любви. Один из них, тяжелораненный, написал ей, что фильмы с ее участием избавили его от неминуемой смерти. Другой появился в ее доме и объявил ей, что приехал только взглянуть на нее, так как направляется на верную гибель - на приближающийся к Берлину Восточный фронт. Марике помимо съемок приходилось выезжать на фронт, где солдаты принимали ее с большим обожанием.
Однажды Марику пригласили на прием к Адольфу Гитлеру. Когда тот оказался с ней рядом, то Марика вместо того, чтобы приветствовать его «Хайл Гитлер», неожиданно для окружающих присела перед ним в книксене. Польщенный Гитлер, поцеловав ее руку, спросил у нее - имеется ли у нее дублерша по исполнению трюков, и, получив ответ, что никакой дублерши у нее нет, то воскликнул: «Милая чудесница! А что Вы не умеете делать?». Марике пришлось признаться, что говорить правильно на немецком не умеет. Гитлер только рассмеялся, сказав, что в Германии многие не могут объясняться на немецком языке.


Однажды, сидя в кафе с мужем, Марика была неожиданно приглашена одна к столику Геббельса. Тот сначала при разговоре с ней перебирал монеты, потом уронив одну из них, полез под столик. Марика вдруг ощутила, что Геббельс гладит ее ноги от щиколоток до колен. Когда наконец Геббельс вновь уселся на стул, то Марика вытащила из своего кошелька три марки и протянула ему, сказав, что дает их в долг на случай, если тот в очередной раз потеряет свои деньги. В результате Марика Рекк приобрела врага в лице Геббельса.
В 1943 году начались съемки кинофильма-музкомедии «Женщина моих грез». Режиссером фильма был назначен Георг Якоби, место съемок выбраны павильоны киностудии в Праге, а на главную роль утверждена, естественно, Марика Рекк.
К тому времени Марика была уже беременной, но отказаться от участия в съемках она не могла - ее уже давно проглотил этот дивный киномир.
Георг Якоби заказал новые костюмы для Марики и съемки начались. Марика исполняла роль актрисы театра Юлии Кестнер, которая решила устроить себе небольшой перерыв для отдыха, но директор театра всячески воплощению ее планов препятствовал. В результате Юлия оказалось где-то в Альпах, где проводились взрывные работы в горах, познакомившись с двумя горными инженерами. Казалось бы, незамысловатый сюжет, но эта роль для Марики Рекк стала поистине самой звездной, которая принесла ей всемирный успех.

Фильм прошел на «ура» в Европе. К тому времени многие немцы прекрасно понимали, что войну Германия уже проиграла и поэтому были скептически настроены к агитационным «произведениям» геббельсовской пропаганды, но на «рекк-фильмы» очереди занимали с ночи, как было через несколько лет в СССР при просмотре легендарного фильма «Девушка моей мечты».
И только Геббельс вновь оказался недовольным - он не мог простить «пощечины» Марики Рекк. Поэтому он сказал, что испанский танец в исполнении Марики является фривольным, что непристойно для немецкой женщины. Марика стала возмущаться, что она не немка, как считает почему-то Геббельс, а венгерка и поэтому танцевать иначе не умеет, но испанский танец пришлось все же переснимать.
В 1944 г. чета Якоби-Рекк обосновалась в Зальцбурге, на родине Моцарта, где Марика впервые столкнулась с ужасами Второй мировой войны. Сначала в городе скопились беженцы и раненные, потом начались бомбежки, а затем Зальцбург оказался в огне войны. Именно в Зальцбурге и родилась в то время дочь Георга Якоби и Марики Рекк - Габи (Габриэлла) Якоби.
После войны семья осталась без средств к существованию. Фильмы не снимали, Марика была вынуждена давать по два-три концерта в день, получая в качестве оплаты только продукты питания. Один раз пришлось ей давать концерт на разбитой сцене во время ливня на протяжении трех часов.
А потом стало еще хуже - Зальцбург оказался в американской зоне оккупации и Марике запретили гастролировать. В то время шла подготовка к знаменитому Нюрнбергскому процессу, а людей, которые сотрудничали с нацистами, всячески преследовали. Досталось и Марике Рекк - припомнили ей визит к Гитлеру и тот факт, что Георг Якоби состоял в рядах НСДАП. Поэтому он был лишен права снимать фильмы в течение пяти лет. Было очень трудно - надо было Марике содержать не только дочь и мужа, но и престарелых родителей. Марике так и не удалось никому объяснить, что единственной ее целью в жизни было служение искусству, а не нацизму. Она снималась в развлекательных музыкальных фильмах, а в не агитках нацистов. Она приехала в Германию работать, когда страной правили фашисты, и не имела никакого представления о том, что творится в стране, так как была творческой натурой. И когда поняла, что собой представляет фашизм, то менять было уже поздно. К чести Марики Рекк надо сказать, что она никогда не снималась в фильмах, посвященный нацизму. Именно такой, как Марика, являлась наша Любовь Орлова - страстно ненавидя Сталина и сталинизм, она вынуждена жить в СССР, снимаясь в фильмах Григория Александрова.
Но вскоре положение стало меняться постепенно к лучшему - Советское командование стало приглашать Марику для участия в концертах. Позднее Марика вспоминала: «В дверь моего номера в венском отеле „Амбассадор", где я остановилась в тот свой приезд, вдруг как-то странно постучали. Я вздрогнула. На пороге стоял огромный русский детина с громадным ящиком в ручищах. Увидев меня, расплылся во всё лицо: „От командира - тебе, маме, папе, малышке, мужу и тётке. Ты мне фото?" У меня не было. Зато я улыбнулась ему, как девушка его мечты. Потом принялась распаковывать ящик. Помимо гонорара там было съестное. Восхитительно! У русских есть врождённое уважение к искусству и его служителям.»
Помогло, видимо, и то обстоятельство, что в СССР из Бабельсберга, пригорода Берлина, где размещена киностудия УФА, был вывезен архив немецких фильмов. В течение многих лет сотрудники Госфильмофонда просматривали фильмы, монтировали и выпускали на экраны советских кинотеатров.
Но главным «смотрителем» оказался Сталин - все фильмы свозились к нему на дачу для очередного просмотра. Помогал ему директор кинематографа Иван Григорьевич Большаков, который наизусть заучивал переводы фильмов и пересказывал их Сталину. Вскоре к Сталину попал фильм «Женщина моих грез», приведший его, как и несколько лет назад Гитлера, в восторг. Позднее Марика постоянно шутила, что она являлась любимой актрисой двух диктаторов - Гитлера и Сталина. Благодаря Сталину фильм стали показывать на советских экранах, но под несколько другим названием - «Девушка моей мечты». Хотя сцена, когда Марика сидела в бочке, была вырезана - цензоров так сильно возбудили голые ее плечи, что они решили не показывать их рядовым советским людям. Не стали показывать также танец канкан - цензорам показался он слишком буржуазным и вульгарным. Наверное, с того момента в стране началась новая эра под названием «В СССР секса нет».


В руки советских кинематографистов попал также большой гардероб Марики Рекк, наряды которого стали использоваться на съемках советских фильмов. Так, например, одно платье Марики было передано Инге Макаровой, когда она снималась в роли Любки Шевцовой в эпизоде концерта перед немецкими оккупантами знаменитого советского фильма «Молодая гвардия». Правда, платье Марики оказалось великоватым и его пришлось ушивать для Инги Макаровой, которая была ниже ростом фрау Рекк.
А через несколько лет Марика Рекк снялась в советско-австрийском фильме «Дитя Дуная», режиссером которого являлся ее муж - Георг Якоби.

image Click to view


Но тем не менее травля Марики Рекк продолжалась - дошло до того, что ее стали обвинять в том, что она якобы являлась любовницей Гитлера и его окружения. Особенно старался очернить один из американских журналистов, разместивший целый ряд статей, в которых обливал грязью Марику Рекк, выставляя ее в роли новой Мата Хари.
И Марика не выдержала - в 1950 г. инициировала судебное разбирательство, где полностью доказала, что она была непричастна к нацизму и являлась верной супругой Георга Якоби. Примечательно, что американский журналист предпочел не появляться в суде, так как не имел никаких доказательств своим наветам. В результате австрийский профсоюз работников сцены разрешил Марике Рекк участвовать в концертах.


Вслед за Марикой получил разрешение снимать фильмы и Георг Якоби.
Марика составила новую программу «Два часа для тебя», с которой выступила впервые в Гарце, где познакомилась с режиссером Фредом Раулем на постановке спектакля «Министерство оскорблено».
Вскоре Марика Рекк вместе с семьей переехала из Австрии в Западную Германию, где продолжила свою творчество - снималась в различных музыкальных фильмах, участвовала в опереттах, варьете и в ревю, но не достигла того уровня, какой был в тридцатые-сороковые годы, хотя публика по-прежнему ее радушно принимала.

image Click to view



image Click to view


А когда режиссер Петр Шамони, славящийся своими левыми взглядами, в шестидесятых годах снял Марику в одном из своих фильмов, то он подвергся бойкоту со стороны своих коллег. Многие из них не могли простить Марике Рекк только за то, что она сделала блистательную карьеру в гитлеровской Германии. А когда на экраны вышел замечательный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», получивший новую актуальность уже в наше время, где Марика Рекк почему-то названа «кошкой секса», то фильм «Девушка моей мечты» в СССР перестали показывать, хотя на мой взгляд, эта картина, как и другие многие фильмы-мюзиклы с ее участием, являются практическим пособием для подготовки артистов жанра музыкальной комедии. Железный занавес, отгородивший СССР от цивилизованного мира, как известно, негативно отразился на жизни советского общества, хотя в послевоенные годы сама Марика Рекк являлась связующим звеном-мостиком в искусстве между советской и европейской культурами. К великому моему сожалению, советские идеологи-цензоры данный факт не воспринимали, отправив фильм «Девушка моей мечты» пылиться на полки запасников.
В то же время фильмы, снятые с ее участием в послевоенные годы, как «Королева чардаша» 1951 г., «Ночью в Зеленом какаду» 1953 г. ,«Маска в голубом» 1957 г. , превратились в кинохиты для европейцев.

image Click to view


Последний раз Марика снялась в фильме «Замок Кенигсвальд» 1981 г., где она сыграла баронессу фон Беме. Ей было в то время 68 лет…

image Click to view


После 1981 г. Марика Рекк принимала участие только в музыкальных опереттах. Особенно великолепной была Марика Рекк в спектакле «Хелло, Долли», где играла главную роль. Ее Долли на сцене съедала жареного цыпленка с таким потрясающим аппетитом, что публика вся умирала со смеху. Западноберлинская газета «Моргенпост» писала следующее: »Главная удача постановки заключается в Марике Рёкк. Её артистическая многогранность поистине уникальна. Кто ещё так блестяще сочетает в себе талант танцовщицы, певицы и драматической актрисы, как она, кто ещё так сказочно стремителен, как она, кто ещё с такой же щедростью дарит зрителям хорошее настроение, как она? Что она и поныне всё это может, само по себе достаточно удивительно, но что она и поныне всё это действительно делает, граничит с чудом»

image Click to view


Такой же потрясающий успех Марика Рекк получила в исполнении главной роли в оперетте «Принцесса чардаша». Ее «графиня Марица», исполненная в Берлине, была так великолепна, что после окончания спектакля Шарль Арзнавур пришел в гримерку Марики выразить свое почтение ее изумительному таланту.
В июне 1981 г. Марика Рекк получила золотой приз ФРГ за выдающийся вклад в немецкое киноискусство. При награждении она только сумела сказать: »Это же просто смешно. Теперь, когда я не снимаюсь, меня награждают этим призом! Я даже немного смущена! Я уже четыре раза пыталась поставить точку. Но мне всё время предлагают что-то новое. Да, у меня осталось нечто неоценимое: любовь моего зрителя!»

image Click to view


После смерти Георга Якоби в 1965 г. Марика Рекк недолго оставалась вдовой - она вскоре вышла замуж за того самого режиссера Фреда Рауля, с которым она репетировала свою роль в спектакле «Министерство оскорблено». Вместе с ним вернулась в Австрию, где поселилась в городе Баден, который привлек ее чарующим ароматом местных садов и парков.
Ее новый брак продлился только 17 лет - 25 августа 1985 г. Фред Рауль умер. Его смерть Марика пережила тяжело. Но страсть Марики Рекк к искусству вновь пересилила ее горе и она вернулась на сцену.

image Click to view


С падением в 1988 г. коммунистического режима в Венгрии Марику Рекк пригласили в Будапештскую оперетту. Раньше венгерские коммунисты предпочитали не упоминать ее, считая чуть ли не государственной преступницей, выразительницей фашистских взглядов. То ли фильм «Обыкновенный фашизм» так на них подействовал, то ли их московские коллеги всячески препятствовали, но в социалистической Венгрии имя Марики Рекк не упоминалось. Но с 1988 г. она стала участвовать в спектаклях Будапештской оперетты.

image Click to view


Там она танцевала и пела, так темпераментно и зажигательно проделывала грациозные па и головокружительные пируэты, что более молодые исполнительницы не могли сравниться с нею - они были бессильны повторить акробатические трюки Марики Рекк. Чардаш в ее исполнении приобрел второе дыхание. Поистине Марика Рекк являлась настоящей королевой чардаша.
До последних своих лет Марика сохраняла свою прекрасную физическую форму. Всю свою жизнь Марика смеялась, острила, но главное - постоянно работала над собой, оттачивая свое непревзойденное доселе искусство в исполнении танцев.
Однажды Марика после исполнения сцены переоделась в другой наряд, воткнув в голову большую шпильку-булавку, скрепляя бант. Она почувствовала только небольшую боль и выскочила вновь на сцену. Вскоре публика к своему ужасу заметила, что из головы Марики хлещет кровь, заливая ее бирюзовое платье. Ее партнеру стало при виде крови дурно и он прямо на сцене упал в обморок. А Марика Рекк, невзирая на усиливающуюся боль, непринужденно исполнила свой номер до конца.
В последнее время с подачи Серго Лаврентьевича Гегечгори-Берия Марику Рекк стали считать советской разведчицей, работающей в группе Яна Черняка, которая вела свою деятельность в гитлеровской Германии. Но я лично считаю, что к разведывательной или к шпионской деятельности Марика Рекк не имела никакого отношения, так как никогда не интересовалась политикой и была далека от нацистской верхушки. Да и какие секретные сведения Марика Рекк могла раздобыть, если все свое время тратила на постоянные репетиции, снимаясь в фильмах и принимая участие в концертах и опереттах? Единственной ее страстью в жизни являлась сцена, где только она могла так красиво исполнить танцы и песни.


Незадолго до смерти Марики Рекк немецкая газета »Бильд» опубликовала интервью, которое было взято в одной из больниц Бадена. На вопрос репортера о том, как ей удалось так молодо сохраниться, Марика ответила: «Господь Бог даровал мне это лицо и тело, но о морщинах он забыл».
Мария Каролина (Марика) Рекк скончалась 16 мая 2004 г. от приступа инфаркта на девяносто первом году жизни в Бадене возле Вены и похоронена на местном кладбище, пережив своего первого мужа почти на сорок лет, а второго - на двадцать лет.
До сих пор жители Бадена помнят, как в последние месяцы своей жизни Марика посещала кафе, выпивая чашечку кофе и от ее глаз не укрывалась каждая мелочь.
В настоящее время в ее доме в Бадене открыт музей Марики Рекк.
Фильмы, в которых снималась Марика Рекк:• 1930 - Почему моряки покидают дом / Why Sailors Leave Home (Великобритания)
• 1932 - Целуй меня слаще / Kiss Me Sergeant
• 1932 - Поцелуй меня, дорогой / Csókolj meg, édes (Венгрия) - Терике
• 1933 - Поезд привидений / Ghost Train / Kísértetek vonata (Великобритания - Венгрия) - Мари
• 1935 - Лёгкая кавалерия / Leichte Kavallerie - Розика
• 1936 - Горячая кровь / Heißes Blut - Марика фон Кёрёши
• 1936 - Нищий студент / Der Bettelstudent - Бронислава
• 1937 - Гаспароне / Gasparone - Ита
• 1937 - А ты, дорогой, поедешь со мной / Und Du mein Schatz fährst mit - Мария Зейдлиц
• 1937 - Карусель / Karussell - Эрика Хюбнер
• 1938 - Однажды майской ночью / Eine Nacht im Mai - Инге Флеминг
• 1938 - Средь шумного бала / Es war eine rauschende Ballnacht - Настасья Петровна Ярова
• 1939 - Танцующее сердце / Tanzendes Herz (не завершен)
• 1939 - Дикая роза / Vadrózsa
• 1939 - Привет, Жанин / Hallo Janine - Жанин
• 1940 - Кора Терри / Kora Terry - Кора Терри/Мара Терри
• 1940 - Цирковая кровь / Zirkusblut (не завершен)
• 1940 - Концерт по заявкам / Wunschkonzert (танцевальный номер)
• 1941 - Женщины всё же лучшие дипломаты / Frauen sind doch bessere Diplomaten - Мари-Луиза Палли
• 1941 - Танец с кайзером / Tanz mit dem Kaiser - Кристина фон Альфин
• 1942 - Люби меня / Hab mich lieb - Моника Кох
• 1944 - Девушка моей мечты / Die Frau meiner Träume (нем. Женщина моей мечты) - Юлия Кёстнер
• 1948 - Фрегола / Fregola - Фрегола
• 1950 - Дитя Дуная / Kind der Donau - Марика
• 1951 - Королева чардаша / Die Csárdásfürstin - Сильва Вареску
• 1951 - Сенсация в Сан-Ремо / Sensation in San Remo - Корнелия
• 1953 - Разведенная женщина / Die geschiedene Frau - Гонда ван дер Лоо
• 1953 - Маска в голубом / Maske in Blau - Юлишка Варади
• 1957 - Ночью в «Зелёном какаду» / Nachts im grünen Kakadu - Ирене Вагнер
• 1958 - Сцена свободна для Марики / Bühne frei für Marika - Марион Мюллер/Марика Карой
• 1958 - Это было лишь однажды / Das gab’s nur einmal
• 1959 - Ночь перед премьерой / Die Nacht vor der Premiere - Карола Лорм
• 1960 - Мой муж, экономическое чудо / Mein Mann, das Wirtschaftswunder - Илона Фаркаш
• 1962 - Летучая мышь / Die Fledermaus - Адель
• 1962 - Сегодня мы идем шляться / Heute gehen wir bummeln - Марика Шабо
• 1962 - Свадебная ночь в раю / Hochzeitsnacht im Paradies - Илонка Даварош
• 1973 - Шёнгруберы / Die Schöngrubers (телесериал) - Тереза Шёнгрубер
• 1988 - Замок Кёнигсвальд / Schloß Königswald - баронесса фон Бёме
Ее награды
• 1941: Орден венгерского Красного Креста
• 1948: Бэмби
• 1968: Бэмби
• 1981: Немецкая кинопремия Золотая Плёнка за многолетнюю и выдающуюся работу в немецком кино.
• 1983: Почётная Золотая Медаль Вены
• 1987: Бэмби
• 1987: Баварская кинопремия (Актёрская премия)
• 1990: Бэмби
• 1998: Почётная премия Бэмби

пятничная красавица, актеры, видео, текст, музыка

Previous post Next post
Up