Оригинал взят у
ig_kuv в
Речной вокзал в Твери: давно и недавно Оказия в очередной раз занесла меня в Тверь. Вооружившись фотоаппаратом и выкроив время, удалось осуществить своё давнее желание - побывать у Тверского (Калининского) речного вокзала. Трагично-грандиозное зрелище. Сталинский ампир практически в руинах.
Сначала хотел выложить просто свои фотографии, но понял, что их недостаточно, поэтому обратился к литературе, скупой на тему этого вокзала, и фотографиям местных блоггеров, побывавших на крыше и внутри здания. Надеюсь, что эта компиляция будет удобоваримой.
Здание речного вокзала в Калинине (авторы архитекторы П. П. Райский и Е. И. Гаврилова, инженер И. М. Тигранов) выстроено в 1938 году на стрелке у места впадения реки Тверцы в Волгу на месте разрушенного Отроч монастыря.
Так должен был выглядеть Калининский речной вокзал по задумке архитекторов. Справа - к верховьям Волги, слева - река Тверца.
Так выглядел Отроч мужской монастырь на фотографии М.П. Дмитриева в 1903 году. Вид из-за реки Волги.
Тот же монастырь, в том же году, но из-за реки Тверцы. Фото того же М.П. Дмитриева.
Вокзал отмечал собой один из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва - Волга. Рассчитан на одновременный прием 550 пассажиров.
Речной вокзал вскоре после постройки на картине неизвестного художника. Стоит недорого - 35 000 руб. Фото картины позаимствовано с Молотка.
В 1969 - 75 гг. сооружены причалы длиной около 400 метров. Речной вокзал принимает экскурсионные и прогулочные суда, в том числе и дальние. До конца 1980-х годов действовали пассажирские линии, соединяющие Тверь с городами на Волге от Ржева до Углича, движение на Ржев прекратилось к началу 1990-х, а к началу 2000-х остались только пригородные теплоходы на Судимирки и Моркино.
Так как в архитектуре не разбираюсь, мне проще процитировать фрагмент из книги Р.Я. Хигера "Архитектура речных вокзалов", 1940 года издания (выделено курсивом) и попытаться расставить как современные фото, так и фото из этой же книги:
Перед авторами вокзального здания стояла двойная задача создать хорошо разрешенную по силуэту и объемам композицию привлекательную и со стороны реки и со стороны центральной городской площади, которую речной вокзал частично оформляет. Задача эта осложнялась тем обстоятельством, что здесь надо было включиться в ансамбль города, архитектура которого имеет отчетливо выраженное лицо, созданное в XIX в. Казаковым и его помощниками.
Вокзал имеет строго осевую композицию. Биссектриса стрелки делит вокзал симметрично на две совершенно одинаковые части. В этой симметричной композиции здания, ориентированного на зрителя, подъезжающего к вокзалу водным путем, имеются свои достоинства, но имеются и минусы.
Действительно, зритель, подъезжая к вокзалу с реки, видит его с наиболее выгодной осевой точки зрения, охватывает его взглядом одновременно с обеих сторон и воспринимает композицию симметричной и выразительной по нарастающему силуэту.
Речной вокзал вскоре после постройки.
Авторы упустили, однако, из виду, что не менее важна перспектива с противоположного берега Волги, параллельного одному из симметричных крыльев вокзала, с набережной и бульвара, служащих для городского населения местом прогулки и отдыха.
Современный вид на вокзал из-за Волги. Справа от вокзала Свято-Екатерининский женский монастырь, слева - церковь Успения Пресвятой Богородицы. Взрослые деревья полностью перекрыли вид на вокзал. Так что задумка архитекторов со временем разрушилась.
Если принять во внимание и эту важную точку зрения, то общую композицию вокзала следовало бы решать не строго симметрично относительно диагональной оси стрелки, а подчеркивая главный фасад, параллельный Волге.
Тот же ракурс, но с увеличеним. Заметно, что на вокзале новая жестяная крыша. Казалось бы это хороший признак! Однако всё оказалось не так радужно.
Действительно, в марте 2011 года крышу восстановили, впрочем как и сделали внутренний ремонт. Не полностью, но привели в божеский вид.
Планы всех этажей здания подчинены схеме основного цилиндрического объема, в трех этажах и цоколе которого располагаются главные залы; в боковых же крыльях, распланированных приемом двухстороннего коридора, находятся вспомогательные помещения.
Хорошо продумано распределение пассажиропотоков: основные проходят сквозь здание, а транзитные минуют его, проходя сквозь монументально разрешенные пропилеи, которые удачно фланкируют основной объем здания как со стороны набережной, так и со стороны городской площади.
То же сегодня. Интересно, что архитекторы чётко привязались к местности. Точно на оси этого прохода, на краю привокзальной площади, находится церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1722 году. Единственная постройка уцелевшая от Отроч мужского монастыря.
Пересмотрев множество открыток с изображением Калининского речного вокзала, обнаружил забавную закономерность - вокзал фотографировали так, чтобы церковной маковки было невидно - либо не попадала в кадр, либо была закрыта зданием вокзала. Примеры тому:
Проход с площади вокзала к Тверце в марте 2011 года
То же самое в июле 2013. За это время стены успели покрасить и опять изрисовать.
Фасад вокзала, выходящий на последнюю [вокзальную площадь], соответствует характеру городского центра.
Вполне уместны здесь и кольцевая лоджия в три этажа и конструктивный ордер, парадно решающий стену.
Фасад с реки с осевой точки зрения и в ракурсах также имеет свои положительные черты.
Чаща напротив главного фасада здания вокзала.
Лесенка в чаще
Стилобат основного объема с его аркадой, колоннада лоджии, Завершение воздушным круглым бельведером с вертикалью световой установки - все это хорошо сочетается с гладью реки и с береговым ландшафтом; только в главной колоннаде капители слишком измельчены для колонн такого масштаба и грубоваты консоли под всем карнизом стилобата, не выполняющие никакой функции.
Почти то же самое, но этим летом. Радужность починки крыши и реальность состояния здания.
Тот же ракурс, но сейчас.
Часть того же портика сегодня
Из якорей остался только один.
А боковые стенки не обветшали, а почти разрушились.
Вид на волжское крыло со стороны Волги
Капители колонн кольцевой галереи на плоской кровле, окружающей ресторан, неплохо нарисованы и хорошо найдены в масштабе и светотени, но почему-то эти колонны лишены баз и поставлены на высокие рустованные пьедесталы, плохо вяжущиеся с общим стилем колоннады.
То же, только в 2011 году.
В интерьере вокзала любопытен узел лестниц в центре вестибюля. В чертеже плана он воспринимается чрезмерно усложненным, но в натуре он читается довольно просто и создает интересные перспективы пространству вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже.
Часть вестибюля весной 2011 года. Заметен очень приличный ремонт. Сделан он был в 2011. Дело в том, что в здании вокзала предполагалось разместить выставочный центр Марата Гельмана. И даже год проработал. Но в 2012 году был закрыт. Причины закрытия весьма мутные.
Удачно решен и круглый ресторан на третьем этаже: при небольшой площади (100 м2) он, благодаря легкому стеклянному витражу с поднимающимися рамами и подвесному купольному перекрытию со скрытым от зрителя стеклянным фонарем, насыщен воздухом и светом и кажется гораздо больше своих действительных размеров.
В целом Калининский речной вокзал, несмотря на отдельные его недостатки, является удачным сооружением. Замысел вокзала по идее, силуэту и массам интересен и вписывает свое слово в образное понимание архитектуры водного транспорта.
Ну а дальше просто фотографии. Постарался собрать парами - как было и как стало.
Надпись над входом в вокзал (2013)
Надпись осталась снаружи. Вид на вход в вокзал изнутри (2011).
Зал ожидания в 2011 году. Заделаны верхние части окон. От этого высокий и светлый зал превратился в мрачноватое помещение.
2011 год. Бра сохранились изумительно!
2011 год. Вестибюль и одна лестниц. Если бы не небольшие куски отвалившейся краски и потрёпанного паркета, всё выглядит замечательно!
Остатки привокзальной ограды
Страж вокзала. Сопровождал меня повсюду. То ли следил, что бы я чего не попортил, то ли попрошайничал. Скорее последнее. Сникерс ему понравился.
Надеюсь, что пользователи
humus,
jury_tver и
ilja_matveev не сильно на меня обиделись за использование их фотографий без предварительного разрешения. И
Википедия тоже :)
Книгу Хигера "Архитектура речных вокзалов" в полном объёме можно найти на сайте
moskva-volga.ru. Впрочем как и многое другое, не менее интересное и редкое.