Оригинал взят у
skif_tag в
Легендарный мотоцикл из ТаганрогаВ Таганроге, в непосредственной близости от главной проходной Автозавода ТагАЗ, бывшего комбайнового, до сих пор возвышается на постаменте гордость комбайностроителей советского периода - комбайн "Колос"
Очевидно, он заслуживал этого, но мне, школьнику 70-х, было абсолютно не понятно, почему на этом постаменте нашлось место уродцу-кораблю полей, но не нашлось места красивейшему мотоциклу, которым я любовался в местном Краеведческом музее))
Спустя десятилетия я могу задаться тем же вопросом - легендарный мотоцикл "ТИЗ-АМ-600" заслуживает постамент ничуть не меньше комбайна "Колос"
ТИЗ АМ-600, которые выпускал Таганрогский инструментальный завод №65 имени Сталина, - пожалуй, самые совершенные среди всех довоенных мотоциклов советского производства. История их создания типична для того периода мотопрома. После отказа от производства мотоциклов на Харьковском автосборочном заводе в Таганрог передали документацию по тамошнему 3М-375. Но одновременно завод получил задание адаптировать к условиям советских дорог зарубежный прототип - английский мотоцикл BSA модели «Sloper» с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Для этого создали группу разработчиков во главе с инженером Я.В. Когановым. (Вот тоже примета времени - как Коган превращается в Коганова)))
Первые пять опытных образцов построены в первой половине 1936 года. А в мае того же года эту модель - по заводской документации ТИЗ-1 - утвердили в производство. Несмотря на то, что АМ-600 внешне очень напоминал прототип BSA, конструктивно сильно отличался - в основном из-за усиления ходовой части и упрощения в целом.
В целом ТИЗ АМ-600 был добротной конструкцией в духе английской школы мотоциклостроения.
Это был период широкой модернизации Красной Армии, идею создания боевых мото-частей активно продвигал Иона Якир и Тухачевский.
Ворошилов назвал эту идею вредительской теорией замены лошади машиной. В следующем году главный проводник этой идеи маршал Тухачевский 10 мая 1937 года был снят с поста первого заместителя наркома обороны и переведён на должность командующего войсками Приволжского военного округа. Уже 22 мая он был арестован в Куйбышеве, 24 мая перевезён в Москву. В этот же день в Москву был вызван Якир. Думая, что его назначают на должность Тухачевского, он взял с собой и повара, и парикмахера, и мебель, и библиотеку. Однако как только его эшелон пересек границу с Украиной, в поезд ворвались энкавэдэшники и, перестреляв охрану, арестовали командарма.
И Якир, и Тухачевский, а вместе с ними Корк, Путна, Фельдман и Эйдеман 7 июня предстали перед судом по делу антисоветской троцкистской военной организации, 11 июня 23 часа 35 минут был оглашён приговор - всех восьмерых приговорили к смертной казни. Сразу же после этого, ночью 12 июня Тухачевский и остальные обвиняемые были расстреляны в здании Военной коллегии Верховного суда СССР.
У идеи мотопулеметчиков не осталось ни одного приверженца. Однако мотоцикл выпускать не прекратили. И как оказалось, не зря!
Рассказывает Андрея Афанасьевича Егоров, в 1941 году лейтенант НКВД, командир диверсионной группы:
Для работы моей группы мотоциклы были просто необходимы - например, пробраться по заброшенной лесной дороге на машине нереально, а мотоциклы, бывало, протаскивали на руках, да и скорость на грунтовке можно было держать высокую, если не обращать внимания на жуткую тряску.
В моей группе из техники была полуторка с радиостанцией и бочкой бензина, четыре мотоцикла "ТИЗ" и один трофейный (по фото был приблизительно опознан Zundapp-KS600 - авт.), каждый с Дегтярёвым на коляске. Такая оснащённость позволяла за короткий срок обследовать большую территорию. Водителем на моём "ТИЗе" был сержант Сергей Наймушин откуда-то из-под Таганрога. До армии он успел поработать на заводе и с гордостью говорил: "Раньше мы с отцом такие машины собирали, а теперь я на них воюю". Как-то на комсомольском собрании мы написали и отправили в Таганрог на завод письмо-благодарность труженикам тыла, к которому наши водители приложили от себя листок с пожеланиями по улучшению конструкции. Собственно откуда я и узнал подробности о мотоцикле (мне, как человеку, в технике довольно слабо разбирающемуся, безразлично было её происхождение, лишь бы ездила). Наши мотоциклы здорово бегали по шоссе и укатанным грунтовкам, а вот по плохим дорогам легче шёл немец. Доходило до курьёза - его водитель Роман старался отставать от "наших", чтоб не показать преимущество вражеской машины - в период отступления хоть и незначительный, но деморализующий фактор.
Как бы то ни было, до появления М-72, предтечи "Урала" и клона немецкого БМВ, таганрогский ТИЗ был безусловно лучшим мотоциклом в СССР.
Советский мотоциклист изучает карту. На переднем плане виден советский мотоцикл марки ТИЗ АМ-600 (Таганрогский инструментальный завод, 600-кубовый двигатель). Слева виден рычаг четырехступенчатой коробки передач.
В начале 40-х годов это был самый мощный (16,5 л.с.) отечественный мотоцикл. ТИЗ широко использовался в подразделениях разведчиков, связистов, военных регулировщиков движения. На нем, единственном из советских мотоциклов, пулемет Дегтярева устанавливался прямо на руле
Перед самой войной военное руководство страны опомнилось - нужно было наращивать производство
Немцы с большим вниманием относились к военной моторехнике. На фото Ганс с интересом рассматривает разбомбленную мототехнику, где в центре угадывается ТИЗ АМ-600
Его сразу можно узнать по бензобаку...
А на уцелевших образцах немцы не чурались идти в наступление. На фото солдаты вермахта на таганрогском трофейном ТИЗе. На втором плане немецкий грузовик Крупп Протце.
ТИЗ на дорогах войны...
В конце 1943 г. двухтактные отечественные мотоциклы и ТИЗ-АМ-600 на БТРЗ № 20 перестали поступать. Вместо них привозили упакованные в ящики американские мотоциклы Harley-Davidson, получаемые по лендлизу. Качество упаковки восхищало. Внутренняя поверхность ящиков из высококачественной древесины оказалась покрытой толем. В каждом ящике находился полный сборный комплект мотоцикла. Все отверстия в узлах и деталях на фирме заглушали особыми пробками. К рамам «Харлеев» приваривали шарниры для крепления мотоколясок, поступавших с автозавода ГАЗ. Скорость «Харлея»-одиночки превышала 110 км/ч, а с коляской - 90 км/ч.
На Серпуховском мотозаводе в 1943 г. собрали 293 мотоцикла «Indian» марки 741-В с коляской от М-72, а в 1943-1944 гг. - 681 «одиночку» той же марки. На ММЗ «свинтили» немало «одиночек»: в 1943-1944 гг. - 1581 «Indian», в 1944-1945 гг. -1589 «Harley-Davidson», в 1944 г. - 41 «Velocette», 109 «BSA» и даже 7 мотоциклов «Matchless». На ХВЗ в 1944 г. собрали 394 «BSA», 48 «Velocette» и 13 «Matchless». Мотоциклы-одиночки собирали и в Наркомате обороны (НКО), и в Красной Армии: на складах НКО № 511, 942 и 3708 в 1942-1943 гг. собрали 871 «Indian», в 1942-1944 гг. - 2294 «Velocette», в 1944 г. - 56 «BSA» и 11 «Matchless». А в 14-м и 15-м мотоциклетных учебных полках в 1943 г. собрали 648 «Indian».
По данным ГБТУ в Красную Армию всего передали 27690 импортных мотоциклов. Из них - 11642 с колясками и 18048 - «одиночек».
Но, это была уже совсем другая война. А тогда, в 1941, наш ТИЗ принял неравный бой!
Сегодня сложно найти дегендарный мотоцикл в идеальном, но вместе с тем в аутентичном состоянии...
Хотя попадаются. Например, этот экземпляр из Польши продают за 13 тыс долларов
Тут же всплывает вопрос к таганрогским музейщикам - "Где деньги, Зин?" ))
Ну, что? Заменим комбайн мотоциклом, или на другой постамент водрузим?)