Krajina Ekspres

Jul 10, 2013 16:29

***



+ 8 фото-сканов + 3 видео ....>>>




















В настоящее время бронепоезда практически не применяются в боевых действиях. Их бесполезность в современных войнах аргументируется рядом фактов, опровергнуть которые сложно, а порой - и не нужно. Но применение тех или иных видов вооружений, как правило, зависит от специфики самого конфликта. Ярким примером тому служат боевые действия на просторах бывшей Югославии в 1991-1995 гг. - войны в Хорватии и Боснии и Герцеговине, в которых на определённом этапе тремя регулярными армиями применялись несколько бронепоездов. Одному из них и посвящена эта статья.

Сербская Краина - район современной Хорватии, который со времен Средневековья населяли сербы. Длительное время он находился под управлением Австрии, которая дала Краине особый статус в обмен на участие сербов в войнах против Османской империи. После окончания Первой мировой войны и Хорватия, и Краина вошли в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, переименованного затем в Королевство Югославию. Когда в апреле 1941 года Хорватия была оккупирована фашистами, она провозгласила независимость, и её возглавили союзники нацистской Германии - хорватские фашисты (усташи). Оккупанты отдали Хорватии территории и Краины, и современной Боснии и Герцеговины, на которых усташи создали несколько концлагерей и осуществили геноцид сербов, евреев и цыган, убив более семисот тысяч человек. В годы войны на территории Югославии борьбу с фашистами вели партизаны-коммунисты и лояльные эмигрировавшему королю четники.

Советская армия освободила значительную часть страны, и в 1945 году к власти в Югославии пришли коммунисты во главе с Иосипом Броз Тито, хорватом по национальности. Превращая страну в федерацию, он включил Краину в состав Хорватии, но в её конституции сербский народ именовался государствообразующим.

Рост национализма в Хорватии и сепаратизма в Словении привел к распаду Социалистической Федеративной Республики Югославии. Начавшийся в 1990 году, он фактически продолжается до сих пор, хотя СФРЮ официально перестала существовать в 1992 году.

В 1990 году к власти в Хорватии пришли националисты во главе с Франьо Туджманом, который в 1940-1945 воевал на стороне партизан, а в начале 1970-х годов присоединился к хорватскому националистическому движению. На посту руководителя Хорватии он провел ряд антисербских мер, в частности, ввел в стране символику хорватских фашистов времен Второй мировой войны. В ответ на рост национализма в Хорватии сербы Краины потребовали автономии. Хорватские власти не только отказали им в этом, но и двинули на территорию Краины военизированные формирования. Сербы провозгласили суверенитет и заявили о желании остаться в составе Югославии. В 1991 году началась война. Югославская армия пыталась защитить краинских сербов, но в 1992 году она покинула Сербскую Краину.

С началом агрессии хорватов против Сербской Автономной Области Краины железнодорожники её столицы, города Книна, ушли в первые ряды защитников сербского народа. В 1991 году некоторые из них прошли обучение у «Капетана Драгана», ветерана австралийской армии, который имел большой военный опыт и стремился поделиться им с сербскими ополченцами путем создания центра подготовки разведчиков и диверсантов. Железнодорожники решили применить свои способности в привычной им обстановке - на железной дороге, и, в результате, в июле того же года в Книне был собран бронепоезд. В первой операции его вагоны были защищены мешками с песком. Для защиты от стрелкового оружия этого было достаточно, тяжелого вооружения у хорватов тогда было немного, а его поставки из-за границы только начинались. В конце поезда находился локомотив производства «Дженерал-Моторс». Из контролируемого сербскими милиционерами Грачаца поезд двинулся в направлении хорватских позиций близ Штикарне. Боевые действия показали необходимость улучшения защиты поезда от хорватской пехоты. В Стрмице бронезащита вагонов была усилена стальными плитами толщиной 25 мм. В тот период непосредственно боевыми были только два вагона. В передней части одного из них была установлена сдвоенная ЗСУ (зенитная самоходная установка - прим. ред.) M38 калибра 20 мм, захваченная партизанами во время Второй мировой войны. Первоначально это зенитное орудие было установлено в кузове грузовика, а затем им вооружили бронепоезд. На втором вагоне были размещены пусковые установки противотанковых ракет «Малютка» и ЗСУ M12 калибра 40 мм, произведенная в Великобритании. Также бронепоезд был вооружен пулеметами М53 - копией немецких МГ-42 времен Второй мировой войны. Через некоторое время поезд пополнился ещё одним боевым вагоном, поставленным между первыми двумя. Новый вагон оснастили так называемым «троцевцем» - строенным зенитным орудием калибра 20 мм, производимым в Югославии по испанской лицензии. Помимо него были ещё одноствольная ЗСУ M75 того же калибра и два американских пулемета M2HB калибра 12,7 мм. Локомотив защищали два пулемета M84 - копии советского ПК. Было усилено бронирование вагонов, в случае минометного или артиллерийского обстрела команда могла укрыться внутри них или внутри вагона со снаряжением. Поезд был окрашен в маскировочные цвета. После завершения всех работ он был задействован в боях близ Дрниша. Затем участвовал в операции по деблокаде складов в Свети Рок, поддерживал действия Югославской Народной Армии и краинской милиции. Именно тогда бронепоезд и начал обрастать легендами и получил свое знаменитое прозвище «Крайина Экспресс». Стоит отметить, что оно не менялось на протяжении всей войны, хотя поезд несколько раз менял свой формальный статус и команду. Первоначально он числился в составе Милиции Краины, а затем был приписан к Сербскому Войску Краины (регулярной армии).

В начале 1992 года при посредничестве представителей ООН между ЮНА и хорватской стороной было подписано перемирие.

По его условиям югославская армия покидала Краину, и её народ оставался один на один с агрессором, который получал помощь из-за рубежа. В это время бронепоезд сражался с хорватами в операции по деблокаде аэродрома Земуник близ Задара. После её успешного завершения «Крайина Экспресс» вернулся в Книн.

Весной 1992 года в Сербской Краине вдоль линии фронта разместились «голубые каски» - миротворцы ООН. Большую часть тяжелого вооружения краишники складировали в местах, охраняемых миротворцами. Границу с Хорватией должны были прикрывать подразделения легко вооруженной милиции. В боевых действиях наступила кратковременная передышка. Команда бронепоезда не теряла времени даром и активно готовилась к предстоящим боям. На первом боевом вагоне трофейная немецкая зенитка была заменена пушкой ЗИС-3 калибра 76,2 мм, принятой на вооружение Красной армии в 1942 году. Позади него были поставлены два НУРСа (неуправляемый реактивный снаряд - прим. ред.) калибра 57 мм. Эти системы предназначались для оснащения ими югославских штурмовиков, но самолетов в СВК было мало. На одном грузовом вагоне был и миномет калибра 120 мм, но применяли его редко. Перемирие с хорватами и работы на поезде не помешали его команде принимать участие в боевых действиях.

Весной 1992 года началась война в Боснии и Герцеговине, спровоцированная стремлением боснийских мусульман и боснийских хорватов отделить Боснию от Югославии. Американские дипломаты также внесли свою лепту в развязывание боевых действий. Силы боснийских мусульман нанесли ряд ударов по позициям боснийских сербов. ЮНА к тому времени ушла и из Боснии, СФРЮ прекратила свое существование. На помощь мусульманам и силам боснийских хорватов пришла регулярная хорватская армия, вторгшаяся на территорию государства боснийских сербов - Сербской Республики Боснии и Герцеговины, затем переименованной в Республику Сербскую (РС). Хорваты и мусульмане нанесли удар в самом уязвимом месте РС - в так называемом Посавинском коридоре, который связывал запад Республики Сербской и Сербскую Краину с восточной частью РС и с самой Союзной Республикой Югославией, состоящей из Сербии и Черногории. И хотя впоследствии боснийские мусульмане начали войну и против своих бывших союзников, боснийских хорватов и поддерживавшей их регулярной хорватской армии, тогда они вместе воевали против сербов. Агрессоры перерезали коридор, и на какое-то время западные сербские земли оставались без связи с восточными. Началась нехватка продовольствия и лекарств, поэтому вооруженные силы краинских сербов и ВРС (Войско Республики Сербской) в срочном порядке разработали операцию по выдворению зарвавшегося агрессора с территории Посавины. Планируемая операция получила название «Коридор» и началась в июне 1992 года. Железнодорожники из Книна в составе бригады Милиции Краины приняли активное участие в боевых действиях. За несколько месяцев сербы разгромили хорватские и мусульманские войска в этом районе и восстановили контроль над Посавинским коридором в районе города Брчко. Эта операция стала одной из наиболее успешных как для ВРС, так и для краинских сербов, и экипаж краинского бронепоезда внес в нее свой посильный вклад.

27 ноября 1992 года из сил Территориальной Обороны, ополченцев и военизированных формирований (добровольцев) было создано Сербское Войско Краины (иногда именуемое ВРСК - Войско Республики Сербской Краины). «Крайина Экспресс» и его команда отныне именовались Железнодорожной ротой 75-й моторизованной бригады VII-го Северодалматинского корпуса СВК, ответственного за южную часть Краины, в том числе и за район её столицы, Книна.

21 января 1993 года хорваты в результате внезапной атаки захватили район Масленицы. В СВК было мало резервов, в бой бросали всех, кого могли. Тяжелое вооружение изымалось с миротворческих складов и тут же отправлялось на фронт. Бойцы из команды бронепоезда сражались как пехота. В боях они понесли потери: погибло два солдата. Несмотря на то, что сербы смогли вернуть часть утерянной территории, город Новиград и Масленичский мост оставались в руках хорватов. После упорных боев поезд передислоцировали в Бенковац.

Именно тогда железнодорожники провели одну из самых знаменитых своих операций: были уничтожены хорватские склады с оружием в туннеле на окраине Задара. «Крайина Экспресс» выдвинулся из Бенковца в направлении позиций хорватов, которые прикрывались установками неуправляемых ракет. В начале поезда находился прицепленный к нему вагон со взрывчаткой и противотанковыми минами. У села Надин вагон был отцеплен и пущен в направлении хорватских складов в туннеле.

В тот период бронепоезд чаще всего дислоцировался в Бенковце, поддерживая действия бойцов СВК по отражению хорватских атак. В одной из операций «Крайина Экспресс» действовал совместно с бойцами «Капетана Драгана» и, в результате, был разгромлен батальон 159-й бригады хорватской армии. Через некоторое время экипаж бронепоезда был отправлен на отдых.

Летом 1993 года на поезде провели частичную смену вооружения. ЗИС-3 заменили на самоходное орудие M-18. Эти самоходки поставлялись в Югославию из США в 50-е годы. В Сербском Войске Краины их применяли в основном для артиллерийской поддержки пехотных и моторизованных бригад. Будучи достаточно популярны, эти самоходные установки имели и один недостаток - не очень надежный мотор. По этой причине одну из САУ и поставили на бронепоезд, снабдив и её, и весь поезд противокумулятивной защитой.

В 1994 году «Крайина Экспресс» сражался в Западной Боснии, где СВК и ВРС поддерживали отряды Фикрета Абдича, не желавшего подчиняться политикам в Сараево и стремившегося заключить с сербами мир. Им противостоял V-й корпус АРБиХ (армии боснийских мусульман). Близ города Бихач его бойцы попали в переднюю часть второго боевого вагона «Крайина Экспресса» противотанковой ракетой «Малютка». Был легко ранен член экипажа бронепоезда. В этом районе Боснии действия «Крайина Экспресса» ограничивались артиллерийской поддержкой ВРС, СВК и солдат Фикрета Абдича. В одном из туннелей экипаж бронепоезда наткнулся на мину, и после этого его сопровождали саперы. Также его действия осложнялись большим количеством бетонных бункеров, возводимых солдатами V-го корпуса. По ряду причин бронепоезд вернулся в Книн в декабре 1994 года. В боях в Западной Боснии он участвовал под названием 7-й бронепоезд и, как и прежде, находился в составе VII-го корпуса СВК.

В конце июля 1995 года хорватские подразделения нанесли поражение ВРС в районе горного массива Динара. Южная часть Сербской Краины, таким образом, попала в полуокружение. У «Крайина Экспресса» тогда были два экипажа: один располагался в Книне, другой находился в районе Динарских гор.

Ранним утром 4 августа 1995 года армия Хорватии начала операцию «Олуя» (Буря) против Сербской Краины. Двести тысяч хорватских солдат обрушились на тридцатитысячную армию краинских сербов. На Книн, в котором было мало военных целей, упали более трех тысяч снарядов. Когда первые из них начали попадать в железнодорожное депо, экипаж, находящийся в городе, принял участие в обороне Краины. Бронепоезд выдвинулся в район Лики, но конкретных целей перед ним не было. Находясь в полуокружении, члены экипажа пустили поезд под откос, чтобы он не достался хорватам, а сами были вынуждены эвакуироваться на территорию Республики Сербской.

Оборона СВК была прорвана за несколько дней. Операция «Олуя», которая стала самой крупной военной операцией в Европе после Второй мировой войны, вылилась в этнические чистки: около 250 тысяч сербов вынуждены были покинуть Сербскую Краину, прекратившую свое существование.

image Click to view


прямая http://youtu.be/20iZTqKAH3s

image Click to view


прямая http://youtu.be/znBgfW3-kOk

image Click to view


прямая http://youtu.be/RMw_FhKs2Wo

фото-сканы-видео отсюда
текст статьи отсюда

Балканы, история Югославии, бронепоезда, видео, текст

Previous post Next post
Up