С 1964 Китай был охвачен почти десятилетней великой смутой, получившей название "Культурная революция". Понять до конца социальную сущность и логику этого безумия полностью вряд ли возможно, но основные проявления попробую описать в нескольких словах. Прежде всего, это спровоцированный сверху погром партийных кадров отрядами молодых штурмовиков (хунвэйбинов и цзаофаней). Проходило это в виде бесконечных митингов, налётов, физических расправ в ходе самосуда. В некоторых городах (например, в Шанхае) парткомы давали отпор и тогда начинались затяжные уличные бои. Армия большей частью сохраняла нейтралитет, но в какие-то моменты ей приходилось вмешиваться в события, иногда с применением танков и артиллерии. Председатель Мао формально оставался над "схваткой", наблюдая, как дерутся между собой различные группировки. Интересно, что ошельмованные и низвергнутые высшие партийные деятели не были расстреляны (как в СССР в 30-е), а отправлены в сельхозкоммуны заниматься тяжёлым физическим трудом. После смерти Мао они вернулись и вновь заняли высшие посты (например, Дэн Сяопин), что было абсолютно немыслимо в том же СССР.
Также поразительно, что среди всеобщего хаоса китайцы умудрились создать ядерное оружие (1964) и построить пекинское метро (!).
Одним из немногих западных корреспондентов, которым удалось запечатлеть события Культурной революции изнутри, была Solange Brand. Вот её репортаж о кипящем Пекине 1966 г.
Военные грузовики везут солдат на демонстрацию:
Участники демонстрации в Пекине:
Массовые праздничные демонстрации в центре Пекина:
Революционные песни и танцы 1 мая 1966:
Первомайское представление в Парке Трудящихся:
Северо-восточный Пекин:
Уличная сценка в северном Пекине:
Площадь Тяньаньмэнь накануне дня образования КНР 1 октября 1966:
Празднование 1 октября 1966:
В тот же день:
Это уже февраль 1967, осада французского посольства:
Больше всего в те дни досталось, наверное, посольству СССР.
Однако самые жуткие сцены Культурной революции удаоорсь запечатлеть на западным корреспондентам, а самим китайцам.
Вот что снял, например, Li Zhensheng.
На таких плакатах писали обычно нечто вроде "я ревизионист".
На плакате у этого человека написано: «Бандитский выродок Ван Ицан»:
Судьба людей, попавших в руки хунвэйбинов, зависила от их усмотрения:
Нередко для унижения "ревизионистов" использовались позорные колпаки, как в средневековой Испании:
Эта сцена была снята в августе 1966 в Харбине: