Мозаичные панно в переходе на углу улиц Московской и Буденновского проспекта - самые большие - посвящены богатствам Донского края, его истории и его людям.
В интервью газете "Вечерний Ростов" Юрий Никитович Лабинцев рассказывал, что "оформление подземного перехода задумано как единое целое, состоящее из нескольких композиций: центральная (с запада на восток) - "Дары Дона", правая - "Старый Дон" и ... левая - "Дон спортивный". Она расскажет об отдыхе и спортивной жизни ростовчан".
Часть мозаичных панно сегодня не доступно для обозрения - торговцев прогнали с поверхности земли, а под ней - все по-старому... Глаза не мозолят - начальство по подземным переходам не ходит.
Пока я фотографировал, некоторые продавцы из ларьков опасливо смотрели на меня, пока одна, самая смелая, наверное, женщина не спросила: "А нас сносить не будут?"
"К сожалению, не будут..." - ответил я.
Посмотрите, как умело и с каким вниманием к деталям и мелочам выполнены мозаичные панно: Григорий и Аксинья, дед Щукарь и Нахаленок, узнаваемые среди красных конников Буденный и Ворошилов, отражение казачек, стирающих белье на берегу Дона, в воде, казачьи курени.
Не зря, одна из статей в советской прессе тех времен называлась "Нет переходов, краше ростовских.."
В Ростове-на-Дону к 1981 году было 22 подземных перехода, но самые-самые - это те, где бригада облицовщиков под руководством Юрия Никитовича Лабинцева сделала чудесные мозаичные картины.
Источники:
Беспалов Ю. Луга в подземных переходах. Комсомолец. 1980.
Евстифеева Т. Не встретить мозаики краше ростовской... Вечерний Ростов. 1992.
Голубниячий А. Блеск и нищета ростовских переходов. Наше время. 2003.
Сидоров А. Радуга в переходах. Комсомолец. 1978.
Гвозденко А. Создатели ростовской мозаики. Вечерний Ростов. 1973.