Грамотность в Российской империи накануне революции.

Mar 30, 2012 12:39

Большевикам нужно было как-то оправдывать гибель миллионов людей в революцию, гражданскую войну, коллективизацию. Оправданием служила отсталость Российской империи при Царе.

Одна из самых распространенных претензий к Царской России - это низкая грамотность среди населения и отсутствие социальных лифтов для низших сословий.  Этот миф распространен и по сей день.



Но это не более, чем миф.

О процентах грамотных, о развитии народного образования в последнее царствование речь пойдет далее. Сперва мне хотелось бы обратить внимание на такой факт -- наличие среди первых лиц Российского государства накануне его краха выходцев из крестьян и сыновей простых солдат.

Деникин был внуком крепостного крестьянина.

Генерал Алексеев -- сын солдата, дослужившегося до майора.

Генерал Корнилов из небогатых казаков.

И это только самые верхи армии! Думаю, что факт наличия среди генералов людей подобного происхождения вполне убедительно свидетельствует и о возможности получить образование и о возможности сделать карьеру для небогатого человека еще в царствование Александра Третьего. В царствование последнего Императора этих возможностей стало еще больше.

Среди писателей в России тоже были люди из крестьян. Вспоминаются, прежде всего, Сергей Есенин и Иван Клюев. Далее среди советских писателей были не только граф Толстой или почти дворянин Гайдар, но и Шолохов, Новиков-Прибой, Горький. В отношении последних существуют даже конспирологические теории, поскольку уровень их творчества явно не соответствовал полученному начальному образованию.





Не могу не заметить, что пока еще в СССР были живы люди, получившие образование при Царе, у нас была литература мирового класса: Булгаков, Шолохов, Алексей Толстой - первоклассные писатели мирового уровня. Примерно в 50-х годов происходит сильный спад в этом отношении. Были, конечно, хорошие писатели (Астафьев, например), но, я думаю, никто не станет спорить с тем, что это принципиально иной уровень литературы -- провинциальный, но не мировой.

То есть последний Царь заложил в образовании и культуре такой фундамент, на котором долгое время существовал еще СССР.

И, наконец, немного статистики:



Источник - БСЭ (1929-30гг)

Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления Николая, а с 1908 г. оно сделалось обязательным [UPD: закон об обязательном всеобщем образовании был отклонен Думой, однако правительство действовало в соответствии с программой, изложенной в этом законопроекте] . С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.

В 1916 году уже 80 % призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N 2. 2004 ]

По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе, если не во всём мире. [Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах 1958]

Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N 2. 2004 ]. Следует также отметить, в Царской России студенты платили от 50 до 150 р. в год, т.е. от 25 до 75 долл. в год (курс царского рубля был 2 доллара) - эта плата была меньше, чем в США или Англии в то время.

По летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75% мужского населения европейской части России было грамотным. А в 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась.
Вообще, только после ВОВ большевики смогли побороть массовую неграмотность, которую сами же развели после октября 1917 года!

Как и в случае с голодом, положением рабочих и многими другими реально имевшимися язвами общества, советская власть проблемы не решила, а только усугубила их.

история России, школа, Николай II, НКВД

Previous post Next post
Up